Вы здесь

СТАТУС ИЛИ БЛИЗОСТЬ К ДОМУ?

Специалисты Института образования НИУ ВШЭ проанализировали, по каким параметрам родители выбирают школу для своего ребенка.

Для этого они исследовали специфику работы 1271 учебного заведения в 67 регионах России. Анализировались данные образовательных учреждений разного уровня: школ, где обучаются дети из семей с наибольшими и наименьшими социальными, финансовыми и образовательными ресурсами.

Оказалось, что меньше всего транспортная доступность волнует родителей учеников из группы школ, где учатся дети из обеспеченных семей. Всего 18 процентов родителей из этой группы обращают внимание на местонахождение учебного заведения и то, как до него добираться.

Зато этот вопрос беспокоит тех, у кого материальный достаток меньше. В основном эта группа детей обучается в школах своего микрорайона. Такие общеобразовательные бесплатные школы являются преимущественно городскими, и родителям важно, чтобы ребенок добрался до класса быстро и безопасно.

В школах же, обучающих детей из социально благополучных групп (особенно в наиболее успешных), значительная часть школьников приезжает из других районов. Но для этого у обеспеченных родителей есть возможности - например, неработающая мама, водитель или няня.

- В Москве, Санкт-Петербурге и областных центрах внимание образовательной стратегии начинает уделяться почти с пеленок. Чем богаче и образованнее родители, тем больше внимания они уделяют обучению ребенка. Все начинается с дошкольного образования, подготовки к школе примерно с четырех лет. Сама учеба в школе - это уже второй этап стратегии, - отмечают эксперты. - Как правило, на этой ступени ребенок уже владеет определенными навыками и знаниями.

Среди других факторов, значимых для родителей, чьи дети учатся (или планируют учиться) в школах с высоким социальным статусом и отличными результатами, - высокие рейтинги среди обучающихся и их родителей и приличный процент выпускников, поступивших в вузы. Также при выборе школы часто учитывается успешный опыт других - друзей, знакомых или членов семьи.

В то же время специалисты советуют не доверять отзывам в Интернете, выбирая школу, а приходить к учебному заведению после занятий, знакомиться с родителями и учениками и задавать все интересующие вопросы.

Примечательно, что показатель поступления в вузы наиболее значим для мам и пап, чьи дети учатся в самых «сильных» школах. Специалисты утверждают, что это вполне ожидаемо, так как среди подобных учебных заведений больше всего лицеев и гимназий, традиционно ориентирующих учеников на поступление в престижные вузы. Понятно, что в первую очередь «гонка за поступлением» актуальна для старшей школы. В это время для родителей и учеников важна результативность: баллы ЕГЭ, поступление в вуз, выбор профессии.

В средней школе родители делают упор на дополнительное образование - кружки, секции. А в младшей - на безопасность ребенка, комфорт и налаженный диалог с учителем.

В школах, обучающих детей из социально неблагополучных семей, доля поступивших в вузы всегда существенно меньше, несмотря на то, что выпускники могут набирать высокие баллы ЕГЭ. По числу поступлений они уступают ребятам со значительно более низкими результатами ЕГЭ, но принадлежащим к социально благополучным семьям.

Эксперты называют это эффектом прерванной образовательной мобильности или «остановленного социального лифта», когда школы создают для своих выпускников благоприятные стартовые возможности в ситуации конкуренции на поступление в вуз, но учащиеся эти возможности не используют.

Ирина ВАСИЛЬЕВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.