Вы здесь

БИРЖА НЕ ПАНАЦЕЯ

Итак, изменений в ценовой политике государства касательно пока не реализованного хозяйствами зерна еще не случилось. Крестьяне ждут зерновых интервенций, надеясь на удорожание: сейчас цены на пшеницу колеблются в зависимости от сортности и качества между 10,3 и 13,5 тысячи рублей за тонну. А зерновые интервенции - ходят такие слухи - будут осуществляться через биржевые механизмы - в тех регионах, где они есть. На Ставрополье зерновой биржи нет. А нужна ли она? И каков сейчас механизм ценообразования и соблюдения прозрачности сделок на рынке зерна в нашем крае?

Государственные закупочные цены на зерно, как известно, в России традиционно определяет федеральное министерство сельского хозяйства. А рыночная цена, в частности, на Ставрополье, определяется контрактами. Эти две схемы ценообразования существуют в тандеме, создавая видимость рынка в сфере реализации зерна.

На самом деле до привычных во всем мире рыночных отношений производителям и покупателям зерна на Ставрополье еще далеко. Потому что в подавляющем большинстве стран-производителей зерна (да уже и в некоторых регионах России) основным механизмом ценообразования является зерновая биржа. В нашем крае все попытки создать таковую неоднократно рассыпались в прах.

Было бы неправильно говорить, что товарных бирж в новой рыночной России не существовало совсем. С завидным постоянством они создавались на протяжении последнего десятка лет. Например, только в одной Волгоградской области было организовано 15 биржевых площадок. Правда, их основной функцией было всего лишь предоставление информации о спросе и предложении на товар. Неудивительно, что особого успеха они не имели, и зерна туда сельхозпроизводители везли мало. Но, как правило, и сами биржи не делали ставку только на зерно. Так что назвать их зерновыми можно с большой натяжкой.

Для всех нас само по себе существование такого инструмента ценообразования и реализации продукта, как биржа, ничего эпохального не несет. Граждан интересует порядок в этом самом ценообразовании, отсутствие криминала в сделках с зерном, прозрачность сделок. Что в конечном итоге означает стабильную и невысокую стоимость буханки хлеба. Что же краевая власть и организации, отвечающие за вышеперечисленное, предлагают участникам зернового рынка сейчас?

- Сейчас зерновая торговля в нашей стране построена по принципу business to business, поэтому ни продавец, ни покупатель не хотят включать в свою цепочку еще и биржу, - объясняет настроения большинства торговцев руководитель департамента маркетинга ООО «Росхлебопродукт» Н. Демьянов.

- Изначально в новейшей истории Ставрополья вопрос о создании специализированной зерновой биржи встал в начале 2000-х годов, по согласованию с Российской академией наук и министерством сельского хозяйства России, - рассказывает министр сельского хозяйства Ставропольского края В. Ситников. - В краевом минсельхозе состоялось заседание биржевого комитета, участие в котором приняли сельхозтоваропроизводители, занимающиеся выращиванием и сбытом зерновых культур.

От хозяйств тогда поступали многочисленные предложения по созданию специализированной биржи, по урегулированию принципов работы, по взаимодействию с покупателями и налоговыми органами. Однако дальнейшего развития эта идея не получила по экономическим причинам: внутренний российский рынок потребления зерна имел меньшую потребность в сравнении с фактическими объемами производства.

Сегодня, считает министр, создание зерновой специализированной биржи выглядит неактуальным решением, поскольку с тех пор рыночные технологии развились, и зерновые трейдеры по факту имеют собственные, отлаженные механизмы ведения бизнеса. Объемов производства зерна в крае более чем достаточно, при том, что немалая часть продукции уходит на экспорт. Между тем создание биржи требует наличия определенного капитала, который обеспечивает либо государство, либо участники биржи, что в настоящее время выглядит экономически невыполнимым.

В качестве альтернативного инструмента ведения прозрачного и честного конкурентного бизнеса, учитывая инициативу представителей ФНС РФ, нацеленную на оперативное влияние на текущую ситуацию, принимая во внимание сложившиеся условия на рынке оборота сельхозпродукции России и тенденции развития экономической ситуации в стране, возникла идея создания Хартии в сфере оборота сельхозпродукции. Ее участниками стали компании, работающие на этом рынке.

Подписавшие документ подтверждают свои намерения работать честно и прозрачно, не получая конкурентного преимущества за счет неуплаты налоговых платежей или использования незаконных схем их минимизации, стремятся приобретать продукцию у добросовестных участников рынка, проявляют должную осмотрительность при выборе контрагента и грузоперевозчика.

Подписание Хартии, считают инициаторы этого нововведения, способно привести аграриев к более прозрачной деятельности и существенно увеличить выгоду как для сельхозтоваропроизводителей, так и для всех участников зернового рынка.

В свою очередь министерство сельского хозяйства Ставропольского края с готовностью поддержит производителей, ведущих честный и чистый бизнес в рамках действующего законодательства.

Нередко СМИ поднимают вопрос о состоянии ставропольского элеваторного хозяйства. Подразумевается, что на элеваторы не пробьешься, слишком дорого, риски большие... Министр сельского хозяйства Ставропольского края утверждает, что здесь нет существенных проблем. В крае сохраняются 28 рабочих элеваторов, общий объем хранимой продукции составляет 2,5 миллиона тонн. Они не простаивают, постоянно задействованы.

- Идея создания Хартии в сфере оборота сельхозпродукции возникла после проведенного ФНС России анализа ситуации сложившейся на этом рынке, - поясняет исполняющая обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной Налоговой Службы по Ставропольскому краю Е. Смольникова. - В результате чего выявлена незаконная схема налогообложения, используемая участниками зернового рынка, приводящая к тому, что бюджет России несет миллиардные потери. Принцип построения этой схемы весьма сложен, включает в себя многоступенчатую документальную перепродажу сельскохозяйственной продукции, посредством создания фирм-однодневок, и подделки документов, включение недостоверных сведений в представляемую отчетность - в общем, полный набор. Для решения этой проблемы служба инициировала встречу в Москве топ-20 крупнейших отечественных переработчиков и экспортеров зерна. Результатом встречи явилось понимание того, что бизнес необходимо перестраивать, отказываться от «серых», а тем более - «черных» схем.

Хартию подписывают законопослушные участники зернового рынка - на добровольной основе, - обязуясь тем самым вести бизнес прозрачно, открыто и без нарушений закона.

- Это, конечно, не означает, что нарушений теперь не будет, что можно успокоиться, - продолжает Е. Смольникова. - Мы постоянно мониторим ситуацию на зерновом рынке, регулярно проводим проверки, отслеживаем нарушения. Приведу пример: руководитель ООО «Адамант» С. Киселев был осужден на два года условно за нарушения налогового законодательства, а гендиректор ООО «Бис»

Б. Шомахов получил реальный двухлетний срок и существенный штраф. В настоящее время в пользу налоговых органов края рассмотрены арбитражными судами налоговые споры по делу ООО «Андромакс» - доначислено 74 миллиона рублей, ООО «АТК». Сумма доначисленных проверками платежей составила 185 миллионов! Можно привести в пример еще немало выигранных налоговыми органами судебных споров. Не перевелись пока на Ставрополье желающие найти лазейку в обход требований налогового законодательства, но мы ведь работаем. Существование Хартии, конечно, помогает нам в этой работе. Кстати, Ставрополье ее подписали более 100 производителей зерна, переработчиков, трейдеров и экспортеров.

И все же ни биржу, ни Хартию в сфере оборота сельхозпродукции нельзя назвать панацеей.

- Как я уже говорила, - продолжает Е. Смольникова, - недобросовестные участники рынка существовали всегда, схемы ухода от налогообложения - тоже. Поэтому должна измениться психология людей и бизнеса, и понимание того, что благополучие нашей страны зависит от уровня наполняемости нашего бюджета. Использование незаконных схем минимизации налогов никогда не будет способствовать его наполняемости. В связи с чем налоговая служба является органом, стоящим на страже интересов бюджета страны и постоянно осуществляющим контроль, в том числе за налогоплательщиками, использующими незаконные схемы.

- Все, что касается создания или функционирования зерновых бирж в России, в нашей сфере контролируется центральным аппаратом Федеральной антимонопольной службы, - говорит заместитель руководителя УФАС по Ставропольскому краю Дмитрий Сапунов. - В сферу наших интересов взаимоотношения участников зернового рынка последний раз попадали три года назад, тогда ситуацию привели в соответствие с требованиями закона. Мы продолжаем следить за ситуацией, но каких-то существенных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности производителей или покупателей зерна в последние годы выявлено не было.

За «чистотой» зерновых сделок пристально наблюдают не только столь серьезные правоохранительные и контролирующие структуры, как УФНС или УФАС. Но и, например, АО «Россельхозбанк» - основа национальной кредитно-финансовой системы обслуживания агропромышленного комплекса России. Это неудивительно: речь идет о больших деньгах, и банк не имеет права ими рисковать, связываясь с «мутными» партнерами. С начала 2017 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Ставрополья выданы кредитные средства в сумме 7,4 миллиарда рублей. Это в 2,5 раза превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Как следствие - растут риски. Значит, нужен контроль.

- В своей деятельности Ставропольский филиал Россельхозбанка уделяет большое внимание контролю операций, которые осуществляют наши клиенты, - комментирует директор Ставропольского филиала Россельхозбанка З. Тихомирова. - В работе филиала по реализации требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» принимают участие все сотрудники. Ежедневный мониторинг направления движения денежных средств клиентов осуществляет внутреннее структурное подразделение филиала - отдел финансового мониторинга.

Филиал работает в постоянном взаимодействии с краевым министерством сельского хозяйства и УФНС, которые также придают серьезное значение данному вопросу.

Сергей БОНДАРЕВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 16 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.