Вы здесь

ЕГЭ С «ЗЕЛЕНЫМ» ОТТЕНКОМ

В скором времени в школьной программе может появиться новый обязательный предмет «Экология» и профильный экзамен по этой дисциплине. С такой инициативой выступил недавно Общественный совет минприроды.

Представители ведомства предлагают ввести в российских школах предмет «Экология для устойчивого развития». Это, по их мнению, обеспечит «поступательное развитие страны, поможет избежать катастрофических последствий природных катаклизмов в условиях изменения климата». Программа должна обеспечить детей знаниями и опытом, которые научат их действовать в сложных ситуациях. Чем раньше будет введен предмет «Экология», тем меньше потерь понесет страна.

Почему экология и почему обязательный предмет? Законодатели объясняют это тем, что сегодня ни один предмет не дает системного представления о том, как действовать в современном мире, где быстро меняются природные и социальные условия. А после недавнего страшного наводнения в Иркутской области, катастрофических пожаров в центральном регионе страны, в Байкальском регионе, на Дальнем Востоке этот вопрос становится вдвойне актуальным.

Кроме того, в минприроды надеются, что в результате нацпроекта «Экология» изменится экологическая культура граждан, и настаивают на том, что образовательную программу о сохранности экологии необходимо проводить с раннего возраста. Новый предмет предлагается ввести как годичный курс, как ранее астрономия в старших классах.

Закон лоббируется в Госдуме на протяжении уже нескольких лет. В минпросвещения, однако, заявляют о недопустимости расширения сетки школьного расписания за счет новых предметов. Даже поддерживающие законопроект активисты не уверены в необходимости ЕГЭ по экологии. Они считают, что расширять Единый госэкзамен до абсурдного числа дисциплин нет необходимости. Да и желающих сдать его будет не так уж много. Поэтому предмет «Экология» в школе - «да», говорят они, а вот госэкзамен по предмету - «нет».

Для старшеклассников экологические компетенции в настоящее время входят в курс «Географии» и «Биологии». В частности, требования к предметным результатам освоения базового курса географии должны отражать «сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем». Школьники 10-11 классов, которые будут проходить географию на углубленном уровне, должны будут уметь «проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов».

В предметной области «Биология», к примеру, есть такое требование: «сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения».

Экологическое образование в школах сегодня затрагивается и в предмете «Окружающий мир», в некоторых школах предусмотрена возможность изучения экологии как самостоятельного предмета по выбору. В ряде регионов в образовательных учреждениях успешно применяется подход по «экологизации образования», основанный на разработке и включении в традиционный учебный процесс экологических заданий. «Экологию» изучают и в центрах дополнительного образования.

Несмотря на это, действующая в школах предметная сетка не обеспечивает выполнение требования экологической компетенции выпускников, обозначенной в образовательном стандарте, говорят инициаторы нововведения. «Экология» не входит в пул естественных наук, а находится в предметной области «физкультура, экология и ОБЖ».

Требование экологической компетенции выпускников школ в федеральном государственном образовательном стандарте действительно есть. Программы разрабатываются, учителей готовят. Востребовано ли это? Обратимся к статистике.

Абсолютное большинство россиян (78 процентов), по данным мониторинга, интересуются состоянием окружающей среды и обеспокоены им. Опрос социологов показал, что 41 процент респондентов переживают из-за загрязнения воды в водоемах, 37 процентов - из-за низкого качества водопроводной воды, 23 процента - из-за загрязнения воздуха. То есть большинство населения считает, что надо принимать «зеленые меры». В то же время вопросы экологии в представлениях россиян по степени важности существенно уступают экономическим и социальным проблемам.

Отдельные экологические практики, особенно в части ресурсосбережения, все больше распространяются среди широких слоев населения, включая школьников. Взрослых часто побуждают к этому экономические и социальные причины, например, это касается экономии воды, газа, электроэнергии. А вот среди подростков 14-15 лет об экономии задумываются всего лишь 13 процентов.

Привычка убирать мусор - один из аспектов экологически ориентированного поведения, отметили авторы исследования. Каждый третий житель страны (32 процента) утверждает, что всегда убирает за собой мусор на улице, в парке или в лесу. И опять же школьников и подростков здесь значительно меньше, чем взрослых. То есть потребность в экологическом воспитании подрастающего поколения все же есть, но необходимость расширения изучения предмета «Экологии» отнюдь не очевидна.

Для сравнения приведем опыт воспитания экологического мировоззрения других стран. В Швеции школьники еженедельно посещают уроки по сортировке бытового мусора, на которых они также узнают, какие вещи могут получить вторую жизнь, а какие требуют особой утилизации.

В Финляндии с тонкостями процесса утилизации отходов знакомит Roskisnalle («мусорный медвежонок»), который бесплатно посещает школы и детские сады. В Греции школы и вузы могут участвовать в изучении локальных экологических проблем и поисках их решений.

Во Франции экологическое образование обязательно. К 16 годам каждый школьник должен иметь фундаментальные знания об экологии и охране окружающей среды. В Бельгии экологические исследования входят в обязательную программу развития детей уже в детских садах. В Японии во многих городских школах вместе с детьми создают биотопы, где ученики могут исследовать природу и проводить эксперименты.

Пользователи соцсетей восприняли новость о возможном новом предмете в перечне ЕГЭ не очень радушно.

- Как много советчиков для школы! Может, стоит всем им шагнуть в классы от депутатского кресла и поработать в кругу молодежи на благо экологии? А еще лучше показать личный пример на ваших детях и внуках. Пусть сдадут ЕГЭ по экологии, потом можно эту идею и в школах реализовать.

- Еще один предмет, подобный «родному русскому языку» для русскоговорящих детей. Бедные школьники! Давно уже пора понять, что введение предмета в учебный план без кадровой и методической подготовки ничего не даст. Кто угодно диктует правила игры в образовании, кроме тех, кто будет играть по этим правилам.

- Нужны ли эти новшества в школе? Если следовать логике людей, предложивших это, то нужно вводить ЕГЭ и по ПДД, ведь они изменяются чаще и быстрее, чем климат, и по КОАП, и по УК, и еще по куче различных дисциплин и законов, которые не стоят на месте и двигаются одновременно с окружающей средой куда-то. Наверное, к совершенству.

- С тем, что экология - естественная наука, никто не спорит. Но вводить еще один ЕГЭ - да сколько можно? Надо пощадить наших школьников. Думаю, вполне достаточно тех предметов, которые уже определены как обязательные для ЕГЭ. А то так можно учинить несколько десятков ЕГЭ, и ни к чему хорошему это не приведет. Кстати, сейчас каждый день исчезает около 70 видов живых существ на планете! Но только очень сомневаюсь, что еще один экзамен спасет мир...

Елена САРАЙКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
14 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.