Вы здесь

ОБРАЗЫ, РОЖДЕННЫЕ В ОГНЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В Пятигорском культурном центре «Вера» произошло важное для региона арт-событие - открытие выставки «Форма. Движение. Образ» всемирно известного эмальера Николая Вдовкина и его учеников. На базе экспозиции состоялись также мастер-классы от команды проекта - Творческой мобильной мастерской «Дом ремесел на колесах».

Николай Михайлович Вдовкин живет вместе с семьей в селе Побегайловка Ставропольского края, а с 1999 года здесь на базе мастерской художника проходят российские и международные приватные симпозиумы по эмали. Свой творческий путь заслуженный художник РФ, академик РАХ, профессор Николай Вдовкин начинал как художник-монументалист, график, а более 30 лет назад он увлекся горячей эмалью, традиции техники которой уходят в глубь веков, к истокам христианства. За это время Николай Михайлович, отметивший недавно свое 70-летие, стал известен в стране и за рубежом как педагог, общественный деятель, лауреат многих российских и международных премий и медалей, а также как лауреат Золотой медали Академии художеств России и премий по итогам «Триеннале» и «Биеннале» по горячей эмали, проводимых в европейских столицах.

На нынешней выставке есть и самые первые эмали автора, которые находятся в частных музеях и коллекциях, в частности, его знаменитый «Ангел Хранитель», и совсем новые - как триптих «Обочина России». «Только из печи», - сказал об этой работе мастер. «Эмаль имеет, - отмечает Вдовкин, - как и любой другой материал, свой собственный язык. Лаконичное выражение смысла, его знаковость и образное наполнение порою значительно превышают его изобразительную конкретность. Я стараюсь, чтобы в работах всегда появлялось второе дно, а может быть, третье и четвертое. Это мое кредо в искусстве».

Справка «СВ»: Эмаль - это сказочное и в то же время сложное и многогранное явление. Она требует от мастера знания технологий и свежего взгляда. Так называемая перегородчатая эмаль была известна в Киевской Руси с XI века и выполнялась по византийским образцам. Она считается самой нарядной техникой горячей эмали. Сначала на медную, серебряную или золотую пластину накладывают рисунок с помощью тонких проволочек, выступающих в роли своеобразных перегородок, между которыми заливается цветная глазурь. Она прочно держится на поверхности металла, так как ее запекают в специализированных (муфельных) печах и выдерживают при температуре 600-800(!) градусов. Затем изделие подвергается охлаждению, очищению и полировке.

У московских мастеров получили распространение эмали по скани. Развитие расписных эмалей по меди удешевило производство и сделало эмалевые изделия доступными для широкого круга. Особенно же популярно было искусство усольской (сольвычегодской) росписи по эмали. Светские изделия того времени украшаются цветочными узорами, забавными сценками, живо передающими дух эпохи. В XVIII-XIX веках в Ростове Великом изготавливались иконы в технике расписной эмали, появилась ростовская финифть. Тогда же возникла эмалевая портретная миниатюра, развивавшаяся в духе европейских тенденций. Михайло Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов. А в Петербургской Академии художеств был основан эмальерный класс. Второе рождение эмали приходится на конец XIX - начало XX веков, когда в ювелирных изделиях ее стали применять прославленные фирмы Фаберже, Овчинникова, Оловянишникова. Интерес к эмальерному искусству возобновился во всем мире.

Сейчас Николай Вдовкин и другие мастера, работающие в традиции древнерусской живописи и иконописи, задают тон в этом сложнейшем виде искусства не только в России, но и в других странах мира. Произведения Николая Михайловича пользуются большой популярностью в Швейцарии, Германии, Австрии, Венгрии, Франции, Израиле, Нидерландах, Бельгии, Италии, Японии, Австралии. Как говорят эксперты, творчество Вдовкина наполнено неугасимым светом, а его дара творческого предвидения и мастерства многослойности достичь пока никому не удается. Художник пользуется широкой палитрой глазурей высокого и низкого обжига, дающих различную поверхность: блестящую и матовую, гладкую и фактурную. Комбинированная техника нередко помогает мастеру получить и новый художественный результат. Нередко и сам автор не знает, каким будет его произведение после обжига в раскаленной печи. Неограниченность цветовых сочетаний создается путем наложения одного цвета на другой с последующим оплывом. Следует отметить постоянство Вдовкина в использовании цвета. Основные его цвета - красный, синий, белый с многообразными оттенками и смешениями. Красный, червленый - это архетипические цвета Ветхого завета, в Новом завете - символ крови Христа. Синий - голубой цвет - цвет неба, Бога, а белый - цвет чистоты. Иногда Николай Вдовкин использует цвета в социальном преломлении, разрабатывая красный, синий, белый, как цвета нынешнего российского флага.

Работы Николая Михайловича можно условно разделить на те, что связаны с Библией и светские. Мотивы Святого писания присутствуют во многих его произведениях. Нередки в его творчестве образы Спасителя, Богородицы, апостолов, ангелов и святых. Эмали Вдовкина украшают храм Покрова в Минеральных Водах, Свято-Никольский собор в Кисловодске, другие церкви и часовни. Известны такие его эмали, как «Светоносец», «Колесница судьбы», «Правда и Кривда», серии на его любимые темы - «Мать и дитя», «Богородица». Есть у него, что интересно, и портреты «новых русских» - «Хищница», «Аристократка», «Властелин», «Временщик»...

Ну и, наконец, на базе нынешней выставки в Пятигорске прошли уже замечательные мастер-классы: «Узелковый батик», «Кукла-травница», «Корзина из рогоза», «Перегородчатая эмаль «Птица-брошь» и Борецкая роспись «Древо жизни».

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
17 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.