Вы здесь

ОТ ПЕКИНА ДО ШАНХАЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

(Окончание. Начало в «СВ« №11-12, 15-16 с.г.)

Город, ярко и разнообразно описанный любознательным Марко, встретил нас бесконечными пробками и заторами по случаю празднования 70-летия КНР. О том, чтобы проехать в его центр, нечего было и думать. Чтобы попасть к озеру Сиху - главной городской достопримечательности, пришлось оставить наш автобус и продолжать путь на городском транспорте.

Кое-как добираемся к цели. Озеро Сиху одно из красивейших в Китае. С трех сторон оно окружено живописными холмами, на его берегах разбиты многочисленные сады, построены пагоды, храмы, павильоны, уютные беседки.

Сиху разделено дамбами на части. На озере есть несколько островов как естественного, так и искусственного происхождения. Редкие по красоте природные виды Сиху признаны «воплощением идеализированных классических ландшафтов, которые являются идеальным слиянием между человеком и природой».

Именно с такой формулировкой озеро было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Не одно поколение поэтов и художников искало вдохновения на его берегах. Четверостишие древнего поэта Су Дунпо во всей полноте передает восхищение увиденным здесь: «Поднимается солнце над утренним прудом; поволокою ливень нагорья покрыл; лишь Сиху и Си Ши не уступят друг другу - во всю пору красой несравненны они».

 Си Ши-одна из четырех самых известных красавиц древнего Китая, жившая предположительно в конце периода Вёсен и Осеней (просто поразительно, до каких мельчайших подробностей китайцы помнят свою историю!). Уподобление ей озера - устоявшаяся китайская поэтическая метафора. Другое название озера - Сицзы, то есть, леди Си.

Насладиться великолепными видами озера на борту катера нам выпало вместе с австралийскими пенсионерами, людьми весьма общительными. Те тоже были в приподнятом настроении от увиденного, а в конце прогулки, наверное от избытка чувств, вдруг дружно затянули озорную песенку «Москау» из репертуара группы «Чингиз хан» ( помните, почему-то запрещенную в СССР, но при этом под нее все лихо отплясывали на дискотеках). Мы тепло попрощались с австралийскими путешественниками.

Не менее озера Сиху в Ханчжоу известен буддийский комплекс под названием Храм прибежища души, куда, нам, опять-таки не без труда, но удалось добраться. Основал обитель в 326 году индийский монах Хуэй Ли. Это один из самых больших и богатых буддийских храмов Китая.

В одной из легенд об основании обители говорится, что Хуэй Ли был поражен красотой окружающей природы и счел нужным обустроить здесь «место прибежища святых». Монастырь оказался единственным, не разрушенным в годы культурной революции. Монахи схитрили - поверх изваяний святых развесили портреты Мао. Это сработало, помогло избежать репрессий.

Рядом с храмом находится гора Фэйлайфэн. Переводится ее название с китайского как Прилетевшая гора. Своими очертаниями она напомнила монаху-основателю одну из гор в родных местах, отсюда и такое необычное название. В ее скальных породах и пещерах мастерами разных времен были изваяны более 300 буддийских скульптур. Масштабы, разумеется, поскромнее, чем в Лунмыне, но зрелище тоже достаточно впечатляющее.

Когда настало время отъезда обратно в Шанхай, наш автобус еле вырулил с места стоянки. Какой-то бестолковый китайский водитель так его подпер, а сам куда-то канул, что из города, воспетого Марко Поло, мы добрались в отель в двенадцатом часу ночи.

 * * *

Мое путешествие по континентальному Китаю подходит к концу. К своим заметкам я решил добавить небольшой рассказ о другом вояже в Поднебесную, состоявшемся два года назад. Совершила его Ольга Фиошкина, та самая быстроногая дивчина, которой удалось покорить Великую Китайскую стену.

Она бывалая путешественница, объездившая полсотни стран! Думаю, читателям будет интересно узнать о еще одном уголке Китая, где ранее побывала Ольга. Итак, ее рассказ:

- Путешествие началось с города Гуанчжоу, который ранее был известен как Кантон. Это третий по величине мегаполис Китая, уступающий по численности населения только Шанхаю и Пекину. Здесь самый большой внешний торговый порт на юге страны, а со времен еще династии Цинь - южный политический, экономический и культурный центр.

 Кантонский диалект, кантонская кухня, кантонская опера - город известен этим с давних пор. Здесь ежегодно в апреле и октябре проходит крупнейшая в мире выставка экспортных товаров китайских производителей, привлекающая сотни тысяч иностранцев. Город переживает подъем, и это чувствуешь на каждом шагу.

 «Симфония воды и камня» - так называлась моя поездка. Цель ее - познакомиться с природным разнообразием этого южного края. Огромное впечатление произвело на меня посещение знаменитого парка Чжанцзяцзе. Как известно, место это вдохновило режиссера Джеймса Кэмерона придумать Пандору - обитаемый спутник газовой планеты в нашумевшем фильме «Аватар». Оказывается, глыбы песчаника, пролегающие между ними горы и долины, двухсотметровые водопады, чистейшие ручьи и водоемы могут вдохновить на создание целой планеты.

Парк состоит из трех частей - государственного лесопарка Чжанцзяцзе, заповедников Улинъюань и Тяньцзышань.

В пейзажной зоне Улинъюань можно увидеть исчезающие виды флоры и фауны. Удивительно красивы здешние ландшафты. Это более 40 карстовых пещер со сталактитами и сталагмитами разнообразной формы и два каменных моста. Фантастическое впечатление производит пещера Желтого дракона. Ее длина составляет почти восемь километров. На территории заповедника протекает через скалу ручей Золотой Кнут, образуя красивейший каньон.

 Еще одна достопримечательность - горы Желтые Камни Хуаншичжай. Они занимают площадь около 17 гектаров. Местные жители говорят: «Не поднялся на Хуаншичжай - напрасно приехал в Чжанцзяцзе». Отсюда открываются поразительные по красоте виды.

В самом сердце лесопарка Чжанцзяцзе находится часть заповедника Юаньцзяцзе. Высота его гор почти тысяча метров над уровнем моря. На всемирно известную вершину Сто Драконов можно подняться на огромном лифте. Здесь вы окажетесь среди «летающих гор», которые многие видели в фильме «Аватар».

Незабываемое впечатление осталось у меня от красивейшего городка Фэнхуан. Сказочное место! Городок, названный в честь мифической птицы феникс, напоминает декорации к старинной китайской сказке. Он сохранил свой первозданный внешний вид и планировку, деревянные здания на сваях. Строящиеся новые дома тоже должны вписываться в заданный архитектурный стиль.

Упомяну еще один городок неповторимой красоты под названием Яншо, который удалось увидеть. Он весь в обрамлении невысоких гор самых причудливых очертаний. Улицы его тоже полностью сохранили свой прежний облик.

С нами в поездке была старушка. Удивительный человек! Ей 84 года, а она нисколько не отставала от нас, молодых. Да к тому же оказалась большим знатоком флоры Китая. От нее мы узнали много нового о растительном мире южного края.

* * *

Завтра вылет в Москву, а сегодня свободный день. Куда пойти? Решил погулять по центру. В одном из уголков Шанхайского народного парка вижу множество людей. Подхожу поближе. У большинства зонтики, на них сверху какие-то бумаги. Собравшиеся общаются между собой, куда-то звонят, что-то записывают в блокноты.

Выяснилось - это и есть известный Шанхайский брачный базар. Молодым шанхайцам, видите ли, некогда заниматься подбором своих половинок, они слишком озабочены своим карьерным ростом. Потому поручают обустройство личной жизни доверенным людям. Ими могут быть и профессиональные брачные агенты, и знакомые пенсионеры, у которых много времени.

В уже упоминавшемся мной романе «Развеянные чары» Ло Гуанчжуна среди прочих персонажей изображены две свахи-пройдохи Чжан Болтливая и Ли Правдивая, которых торговец шелками Ху Хао просит найти для дочери жениха, да как можно поглупее, чтобы ни в жизнь не догадался о некоторых семейных тайнах. Искусные в сводничестве подруги недоумевали, но в конце концов нашли подходящую кандидатуру, за что были награждены четырьмя лянами серебра. На нынешнем брачном рынке тоже исполнят любое желание клиентов.

Но, разумеется, заказчики обоих полов ищут умных, красивых, образованных, и, вестимо, в духе времени, состоятельных и богатых. Требования возросли, ставки повысились. Не то, что прежде…

Расскажу одну запавшую мне в память поучительную историю из давних-давних времен. Она об основоположнике династии Восточная Хань Лю Сю и его полководце Сун Хуне. Так случилось, что командовавший войсками Сун был ранен. Его в семье местных жителей выхаживала дочь хозяина. Была она не очень красивой, но умной и честной, очень заботилась о раненом. Когда военачальник выздоровел, они поженились.

 А императора, между тем, очень беспокоило удрученное состояние его сестры, которая потеряла любимого мужа. И брат решил сосватать ее Сун Хуну, тем более что жена того была уже немолода. Сын Неба послал слугу, чтобы сообщить о принятом решении, однако полководец твердо ответил, что не бросит жену, «делящую с ним винный отстой и рисовую мякину». Император не стал упрекать Суна, а наоборот, похвалил за верность жене.

Китайский историк Фан Е, описывая эпопею династии Восточная Хань, припомнил и этот случай, увековечив выражение «жена, делящая с мужем винный отстой и рисовую мякину». Это означало, что жена делит с мужем все жизненные невзгоды. Потому что винный отстой и рисовая мякина были пищей нищих.

 С тех пор много воды утекло в Янцзы и Хуанхэ. Закон о браке, принятый вскоре после прихода коммунистов к власти, провозгласил равенство полов, моногамию и право на развод. Время было голодное, суровое и женские запросы были минимальными. Женщины предпочитали выходить замуж за рабочих с их стабильным доходом.

Новобрачным, кроме подарков вроде кастрюль, кувшинов и рукомойников, преподносили роман Николая Островского «Как закалялась сталь». В конце свадебной церемонии, как правило, исполнялись революционные песни. В шестидесятые популярными стали браки с крестьянами, когда бушевала «культурная революция» их ценили за беспроблемный политический и экономический статус. В семидесятые завидными женихами стали военные с их материальным достатком. С началом реформ восьмидесятых самым удачным считался брак с дипломатом и интеллигентом. В девяностые на первое место выдвинулся фактор материальной стабильности, и после приоритеты не менялись.

Новая эпоха принесла с собой свадьбы с размахом по западному образцу. Нынешние свадебные церемонии - настоящая индустрия с профессиональным штатом, специальными веб-сайтами, журналами, автомобилями, тамадой. «Достойная свадьба» - это десятки тысяч юаней, банкеты с изысканными блюдами.

Современные свадьбы возродили старинную традицию красных конвертов, в которых преподносят деньги. Чем их больше, тем выше статус дарителя, тем больше оснований для самоутверждения в глазах окружающих. Многие уверены, что жениться на шанхайской девушке - форменное разорение. «Они такие меркантильные», убежден один тайваньский бизнесмен. Подпитывает такие настроения демографический перекос - в стране мужчин на 50 миллионов больше. Так что расскажи сегодня шанхайским и иным китайским девушкам историю Сун Хуна с его соображениями о винном отстое и рисовой мякине, они, пожалуй, только иронически усмехнутся, мол, когда ж это было? А ведь было...

Да, на Шанхайском брачном рынке желающим постараются подобрать идеального супруга или супругу по нужным параметрам, кроме того, еще и гороскопы на совместимость проверят - тоже давняя традиция.

 Аллеи парка пестрят объявлениями, их точно тысячи, если не десятки тысяч. Что в них указывается? Возраст. Он обозначен двумя цифрами года рождения. Китайцам важен рост, его тоже указывают. Фотографий мало, но стоит заинтересоваться конкретной персоной, вам ее покажут. Просто многие соискатели брачных уз не хотят, чтобы фотографию увидел проходящий мимо сосед.

 Такое посредничество, полагают шанхайцы, залог знакомства с человеком своего круга, пары подбирают довольно скрупулезно. Здесь считают, что до тридцати выходить замуж слишком рано, а после тридцати уже поздно. Как же всё сложно в этой жизни - и карьеру успеть сделать, и в семейных делах преуспеть…

* * *

Вечером было прощание с Шанхаем. На круизном судне мы проплыли по Хуанпу, полюбовались бесконечно прекрасными видами великого города. Среди прогулочных судов не реке выделялось одно, сделанное в виде большого дракона - повелителя водных стихий. Оно сверкало и переливалось необычайно яркими огнями.

Прогулка наша закончилась, а судно-дракон долго еще плавало по Хуанпу, озаряя темные речные воды всеми цветами радуги. Это было незабываемое прощальное зрелище.

Так завершился наш «Великий поход» - вояж по вошедшим в историю городам континентального Китая...

Василий КИЗИЛОВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
16 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.