Вы здесь

РАЗДЕЛЯТЬ, А НЕ ЗАКАПЫВАТЬ

Первый ставропольский региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО «Эко-Сити» - начал поиск подрядчиков на оказание услуг по их сбору и транспортированию.

Согласно опубликованной документации, прием заявок на участие в аукционе будет осуществляться с 2 августа по 5 сентября, а с 6 сентября по 11 - заявки будут рассматриваться. Предметом аукциона является заключение договора с региональным оператором по каждому из четырех отдельно выделенных лотов, сформированных на определенной территории. В частности, предметом лота № 1 является заключение договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории Шпаковского района и городского округа Ставрополь, № 2 - в зоне, определенной границами Красногвардейского, Новоалександровского, Труновского, Изобильненского районов, № 3 - Грачевского, Ипатовского, Апанасенковского, Петровского, Туркменского районов, и № 4 - Кочубеевского района и городского округа Невинномысск. Договор на оказание услуг заключается с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года.

К оказанию услуг населению регоператор приступит с нового года - после расчета сезонного накопления отходов, разработки нормативов накопления ТКО и утверждения тарифа.

Отбор регоператора по второй зоне намечен на конец 2017 года. Вообще, наш край входит в число 10 российских регионов, где уже выбраны региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, еще в трех - в настоящее время конкурсы объявлены. Всего до конца года планируется объявить конкурсы по выбору региональных операторов в 21 субъекте РФ. Два региона - Ивановская и Астраханская области - уже полностью перешли на новую схему обращения с отходами. Еще два - Курская область и Забайкальский край - планируют перейти к ней до конца года.

Активизировать эту работу призывают и остальных. Об этом шла речь на всероссийском селекторном совещании по вопросу запуска в России новой системы по обращению с твердыми коммунальными отходами. На нем напомнили, что до 1 января 2019 года работа регионов по переходу на новую схему должна быть завершена. Пока же она идет неудовлетворительными темпами.

«Создание на территории региона новой системы обращения с отходами - это планомерная работа: на базе утвержденной схемы невозможно разработать региональную программу, а без нее вы не можете провести отбор региональных операторов и так далее. Невозможно тянуть до последнего, а потом быстро «на коленке» все подготовить», - подчеркнули на встрече.

Как было сказано, к началу 2019 года все регионы должны утвердить территориальные схемы обращения с отходами, выбрать региональных операторов, утвердить программы обращения с отходами и нормативы накопления.

Для внедрения реформы обращения с отходами, в том числе контроля за регионами и анализа опыта тех субъектов, которые уже приступили к реализации мероприятий, создан федеральный штаб. В состав его вошли представители минстроя России, минприроды, минэкономразвития, ФАС, росприроднадзора, роспотребнадзора, Совета Федерации и Государственной Думы.

Вместе с тем продолжаются поиски ответа на вопрос, что же делать с мусором. Однозначных ответов и решений пока нет. Но то, что по-старому продолжаться не может, очевидно всем.

Определенные шаги уже делаются. Так, на днях появилась информация о том, что Правительство России через два года планирует запретить отправлять на полигоны твердых бытовых отходов автомобильные покрышки, пластиковую продукцию, стеклянную тару, упаковочную бумагу и картон, а также другие виды бумажных отходов. Соответствующее распоряжение кабмина, подписанное его главой Дмитрием Медведевым в конце июля, размещено на официальном портале правовой информации. Документ формирует список видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, пригодные к переработке и захоронение которых запрещается на свалках. Из распоряжения следует, что с 1 января 2018 года подобный запрет появится в отношении 67 видов отходов, среди которых металлолом, в том числе с содержанием цветных металлов, отходы и детали, содержащие или загрязненные ртутью.

С 2019 года действие запрета распространится также на утилизацию различной бумаги, в том числе упаковочной бумаги и картона, на автошины, пластик и стеклянную тару.

С 1 января 2021 года, после полного вступления в силу документа, нельзя будет вывозить на полигоны бытовую и оргтехнику, аккумуляторы и батареи, отходы проводов и кабелей, приборы учета, а также ряд промышленных аппаратов (морозильные камеры, стиральные машины и другую технику).

Свои рецепты ищут и в регионах. Так, в соседнем Краснодарском крае власти Сочи решили ввести раздельный сбор мусора. Использовать предлагается опыт итальянского города-побратима Римини, где раздельный сбор мусора поставлен на очень высокий уровень. И в некоторых сочинских санаториях уже установлены разноцветные урны: для стекла, бумаги, пластика и металла.

В Воронежской области обсуждают возможность внедрения немецких технологий обращения с отходами - в частности, установки в торговых сетях автоматов по сбору пластиковой, алюминиевой и стеклянной тары для ее последующей утилизации и выплаты мгновенного вознаграждения. Но пока вопрос окончательно не решен.

Понятно, что все это - частности. Вместе с тем один из вариантов борьбы с мусором - создание мусоросжигающих ТЭС в регионах РФ. Планы создания таковых вынашивает одна из инвесткомпаний. Согласно им, пять МТЭС могут появиться в Подмосковье и Татарстане, еще четыре станции - в Московской области и три мусоросжигательных проекта предлагают реализовать на юге России - в Сочи, на Тамани, и у нас в районе Минеральных Вод. Основная цель, которую заявляют концессионеры, - борьба со свалками, которые уже переполнены в ряде регионов.

А между тем в Общественной палате РФ заявили о недостоверности сведений в области обращения с отходами и пообещали для составления объективной картины провести мониторинг хода реформы отходоперерабатывающей отрасли. Итогом последнего должен стать аналитический доклад о состоянии и перспективах ее развития, а также анализ предложений, направленных на создание устойчивой системы управления отходами, ориентированной на формирование эффективной отходоперерабатывающей индустрии. Представить документ обещают в конце года.

Как отмечают в Общественной палате, необходимость проведения мониторинга связана с выявлением недостоверности сведений в области обращения с отходами, что приводит к недополученным доходам в субъектах.

«Например, по данным Росстата, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступившей за прошлый год за размещение отходов производства и потребления I-V классов опасности, составил 8,4 миллиона рублей. При этом согласно анализу, проведенному экспертами, плата за размещение только твердых коммунальных отходов за год должна была составить 21,8 миллиарда рублей. Это говорит о том, что официальные данные существенно занижают возможный доход бюджета за НВОС, который должен был поступить, исходя из фактических объемов образования и размещения отходов», - рассказали в комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды.

Проанализировать общественники собираются и территориальные схемы обращения с отходами. Так как, по их мнению, анализ имеющихся документов позволяет сделать вывод о том, что сегодня у регионов нет достоверной информации о количестве образующихся отходов, а также нет единого подхода к их учету. Мониторинг позволит понять, сколько в стране отходоперерабатывающих предприятий и как обстоят дела со вторичными ресурсами.

«Сегодня источники информации об отходах - это декларативные справки, которые предприятия заполняют самостоятельно. Они указывают, сколько и каких отходов образуется и каким образом от них избавляются. Объективность этих данных вызывает сомнения», - пояснили в ОП РФ.

Как полагают эксперты, ни власти региона, ни граждане, ни предприниматели не знают о том, какие есть в регионах переработчики, что именно они делают с отходами и насколько они загружены. Комплексного анализа состояния полигонов в нашей стране никто никогда не проводил. Есть и такие полигоны, которые брошены хозяйствующими субъектами.

Общественники предлагают создать базу данных, чтобы понимать, сколько мусора образуется на предприятиях разного типа. Опираясь на нее, контролирующие органы смогут оценить, насколько достоверные сведения предоставляют организации. Кроме того, эксперты считают необходимым оснастить все существующие полигоны и свалки системами аппаратного контроля и привлечь общественность к мониторингу мусорных полигонов. И с принятия их предложения вполне возможно могла бы начаться работа по наведению порядка в стране. Откладывать все нельзя - мы и так уже погрязли в мусоре по самое не хочу.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.