Вы здесь

РЕМОНТ ЗАКОНЧАТ: ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ

Реформирование системы обращения с твердыми коммунальными отходами, проблему модернизации лифтового хозяйства на Ставрополье, а также подготовку региона к зиме и ход капитального ремонта МКД обсудили на прошлой неделе члены общественного совета при министерстве ЖКХ края.

Если говорить о подготовке края к грядущим холодам, то следует отметить, что она ведется в плановом режиме. Первыми - до 15 сентября - получить паспорта готовности должны были многоквартирные дома. В принципе, особых проблем там не было, единственное, что в ряде случаев все-таки не были выполнены работы по промывке внутридомовых систем отопления, ревизии тепловых пунктов и т.п. По этой причине не смогли своевременно получить соответствующие документы более полусотни домов. На следующем этапе - до 1 ноября - паспорта готовности должны получить теплоснабжающие и теплосетевые организации. По информации на 17 октября, показатель готовности их был 99 процентов, а в ряде случаев он доходил и до 100 процентов. Ну и на последнем этапе - до 15 ноября - паспорта готовности получают муниципальные образования. Полностью готовы к зиме в настоящий момент Ставрополь и Пятигорск. В Лермонтове, Михайловске и Кисловодске специалистами Ростехнадзора выявлены нарушения требований законодательства. Сейчас ведется их устранение, после чего пройдут повторные проверки.

Стоит отметить, что для восполнения аварийного запаса и оперативного устранения аварий на объектах ЖКХ и ликвидации их последствий из краевого бюджета в этом году выделено 59 миллионов рублей.

Продолжается в крае и капитальный ремонт многоквартирных домов. Причем не только тех, которые должны были быть отремонтированы в этом году, но и тех, работы на которых должны были завершиться в прошлом и даже в позапрошлом году. С 2015 года таких МКД осталось 7, степень готовности их - 98 процентов. Еще 14 домов перешли с 2016 года. Готовы они на 99 процентов. Что касается этого года, то всего отремонтированы должны быть 464 дома. Во всех них, кроме 5, ремонт организует региональный оператор. На сегодняшний день завершены работы в 191 доме, в 226 - ремонт выполняется, степень готовности по ним составляет 78 процентов. А по 42 МКД объявлены конкурсы по отбору подрядных организаций на выполнение работ по ремонту. Если говорить о «спецсчетчиках», то в одном из домов работы завершены, по остальным рассматривается вопрос о переносе срока ремонта на более позднее время. Еще один примечательный момент - по многим из тех домов, работы в которых завершены, акты выполненных работ не подписаны до сих пор. А между тем жители Ставрополья с момента, когда начали собирать взносы на капитальный ремонт их домов, уже внесли более 3 миллиардов рублей.

Много это или мало? Ответ на этот вопрос у каждого будет свой. В Фонде капитального ремонта края считают, что денег, которые вносят на «большой» ремонт жители многоквартирок региона, недостаточно. И наступит момент, когда собранных средств не будет хватать на ремонт всех МКД, которые должны быть отремонтированы по программе в тот или иной период. Да и подрядчики нередко отказываются принимать участие в торгах, так как их не устраивает цена.

А еще в настоящий момент в крае не решается одна серьезная проблема - речь идет о модернизации лифтового хозяйства. Многие подъемники на Ставрополье работают с перебоями. Зачастую кабины их находятся в аварийном состоянии: у них отходит пол, гаснет свет, неплотно закрываются двери, при работе слышится скрежет и дребезжание. Порой лифты начинают дергаться, зависать между этажами и останавливаться выше или ниже этажной площадки, также отмечается залипание кнопок и мигание света. В таких условиях дальнейшая эксплуатация их небезопасна, так как они явно требуют капитального ремонта.

Как было сказано на заседании, доля износа лифтового парка в крае превышает 27 процентов. В других регионах ситуация хуже. А потому в общероссийский черный список субъектов с максимальным износом лифтового хозяйства Ставрополье не попадает. Однако если к сравнению брать количество подъемников, которые необходимо заменить, а не процентное соотношение, то картина у нас не такая уж и радужная, так как практически каждый третий лифт в крае уже отработал свой срок службы. Вдумайтесь, на сегодняшний день в замене нуждаются почти 1100 лифтов. И год от года число таких «пенсионеров» растет.

А заменой-то их, учитывая, что комплект лифтового оборудования с доставкой, монтажом и оформлением всех необходимых документов стоит в среднем около 1,7 миллиона рублей, дело обстоит туго. В 2015-2016 годах в крае удалось заменить всего 38 лифтов в 11 домах, на этот и последующие два года в рамках программы капитального ремонта запланирована замена всего двух подъемников. В 2020-2022 годах новые лифты должны появиться в восьми многоквартирных домах, и только через 9 лет, с 2026 года, предусмотрена масштабная, по сравнению с предыдущими годами, замена устаревшего лифтового парка.

Опять-таки это только планы, а учитывая возможную нехватку средств на ремонт и то, что программа постоянно актуализируется, они, вполне возможно, таковыми и останутся.

В общем, пока получается какой-то замкнутый круг. Собственники не в состоянии нести бремя расходов по капитальному ремонту дорогостоящего лифтового оборудования самостоятельно. Решение вопроса возможно за счет привлечения заемных средств. Однако пока такие механизмы проработаны недостаточно.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства края совместно с региональным минфином с учетом предложений Минстроя России прорабатывался вопрос по ускоренной замене лифтового оборудования - предлагалось, что помочь в решении проблемы должно выделение на эти цели средств из бюджета Ставропольского края. Однако из-за ограниченности последнего принять новые расходные обязательства в настоящее время не представляется возможным. В итоге в крае на данный момент не создано ни муниципальной, ни региональной программы в поддержку замены или модернизации устаревших лифтов.

Программу такую, как прозвучало на совете, следует разработать. Озвучены были и другие предложения. В частности о том, что предложения об актуализации краткосрочных и долгосрочных программ капитального ремонта муниципальные образования должны формировать с учетом реальной динамики износа лифтового хозяйства. При этом четвертая часть от собираемых взносов на капремонт должна идти на замену лифтов. А еще должен быть разработан и запущен механизм долевого софинансирования из краевого и местных бюджетов, а также оплаты части капитального ремонта за счет процентов и пеней, накопленных на депозитах регионального оператора и спецсчетах. Использовать предлагают и кредитование. Ну а до собственников нужно донести, что Фонд содействия реформированию ЖКХ может предоставить финансовую помощь на возмещение части расходов на уплату процентов за пользование займом или кредитом.

Но это только предложения. И будут ли они воплощены в жизнь, неизвестно. Зато очевидно, что если же и дальше ничего не делать, то ситуация из плачевной может превратиться в аховую.

Пристального внимания от краевого министерства ЖКХ и других ведомств в настоящий момент требуют и проходящие в регионе процессы реформирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Как было отмечено, ежегодно в крае образуется более 1,2 миллиона тонн отходов. Принимают их 8 лицензированных объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в государственный реестр. Также в г. Пятигорске работает мусоросжигательный завод. Введен в эксплуатацию объект размещения отходов в Благодарненском районе, там же планируется создание мощностей по обработке. В данный момент проводится процедура лицензирования. Завершено строительство и ввод в эксплуатацию объекта переработки и размещения отходов в Советском районе, в настоящее время объект проходит лицензирование.

При этом платят за вывоз мусора чуть более половины жителей Ставрополья (57 процентов). Остальные - прежде всего жители сельских поселений - эту услугу никогда не оплачивали, а образующийся мусор «утилизировали» самостоятельно - часть сжигали, остальное вывозили в ближайший овраг или лесополосу.

«Мусорная» реформа, которая должна официально стартовать до 1 января 2019 года, полностью перестраивает алгоритм сбора и утилизации ТКО: за весь цикл «жизни» мусора - от контейнера до полигона - будут отвечать выбранные на конкурсной основе региональные операторы. Сейчас в крае корректируется территориальная схема обращения с отходами, которая разделит регион на 4 зоны, за каждую из которых будет отвечать свой регоператор. На их плечи ляжет и борьба с несанкционированными свалками.

Первым статус регионального оператора на Ставрополье получило ООО «Эко-Сити». Планируется, что тариф на его услуги региональная тарифная комиссия утвердит до конца ноября. А с 1 января 2018 года регоператор должен приступить к выполнению своих обязанностей в полном объеме: на его заводы в х. Нижнерусском и под Светлоградом повезут мусор из Ставрополя и 11 районов северо-западной части края. Региональных операторов на остальные три условные зоны выберут на конкурсной основе после корректировки территориальной схемы.

Членов совета заинтересовал механизм заключения договоров региональных операторов с юридическими и физическими лицами. Как прозвучало на заседании, жителям Ставрополя уже начали рассылать типовой договор с «Эко-Сити», в то время как суть реформы населению края до сих пор полностью не ясна: почему плата за вывоз мусора теперь будет рассчитываться с человека, а не с квадратного метра, из чего будет складываться тариф и насколько он вырастет.

Представители предприятия рассказали, что начал работать телефон «горячей линии» 8-800-770-09-23. Операторы линии проконсультируют жителей по всем интересующим вопросам, связанным с работой регоператора. Все звонки бесплатные. В целом работа по информированию населения станет одним из важных направлений.

На заседании также коснулись вопроса внедрения в крае раздельного сбора мусора. Как было сказано, для этого необходимо полностью реконструировать контейнерные площадки, места сбора и сортировки на предприятиях, закупить специальную мусоровывозящую технику, что повлечет за собой существенное повышение тарифа. Решением проблемы может стать строительство мусоросортировочных станций и оборудование сортировочных линий на предприятиях.

Кроме этого, члены общественного совета говорили и о том, что с началом деятельности региональных операторов твердые коммунальные отходы должны будут размещаться только на специализированных и лицензированных объектах.

Этому будет способствовать не только внедрение института региональных операторов, но и проводимая в настоящее время Департаментом Росприроднадзора по СКФО работа по привлечению к административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления и взыскание с них в судебном порядке компенсации за причиненный ущерб окружающей среде в результате нахождения в границах муниципальных образований несанкционированных свалок отходов.

Чтобы в дальнейшем не допустить образования свалок отходов, в обязанности региональных операторов вменено принятие мер к собственникам земельных участков, на которых образовались свалки в процессе его деятельности. А вот с ранее образованными свалками вопрос остается открытым.

Решать эту проблему предстоит органам местного самоуправления, им необходимо принимать меры к прекращению деятельности несанкционированных свалок и разработке проектной документации на их рекультивацию либо ликвидацию. В противном случае на них будут налагаться многомиллионные штрафы.

В ТЕМУ

СВАЛКУ ВСЕ-ТАКИ ПРИДЕТСЯ УБРАТЬ

Жительница Ставрополя в суде добилась ликвидации несанкционированной свалки.

Летом этого года Октябрьский районный суд удовлетворил иск местной жительницы и Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом, комитету городского хозяйства администрации города, а также Ставропольскому городскому лесничеству и обязал их произвести сбор и вывоз промышленных отходов, размещенных на территории урочища Ташлянский склон. На ответчиков была возложена обязанность в срок не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу провести работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов.

С решением суда ответчики не согласились, подали апелляционные жалобы. Мотивировали они свою позицию тем, что ликвидировать свалку за два месяца нереально, так как для выполнения работ необходимо будет увеличить субсидию из бюджета города Ставрополя. По предварительным расчетам затрат, исходя из имеющейся техники, для проведения работ необходимы денежные средства на сумму около 26 миллионов рублей, и сами работы по ликвидации свалки займут 6 лет 8 месяцев. Необходимых материальных ресурсов на это у городской администрации нет.

Но это не возымело эффекта, и 18 октября судебной коллегией Ставропольского краевого суда вынесено апелляционное определение, которым решение Октябрьского районного суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Кроме того, руководителю следственного управления СКР по краю направлено сообщение о том, что в действиях должностных лиц комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, ООО «ДСУ-1», ООО «ДСУ-2» и МУП «Ставропольское городское лесничество» усматриваются признаки преступлений, предусмотренных статьями 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов), 261 УК РФ (уничтожение или повреждение лесных насаждений), 293 УК РФ (халатность).

Сторонам разъяснен порядок обжалования данного решения в вышестоящий суд.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
9 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.