Вы здесь

СЕГОДНЯ ДЕТИ - ЗАВТРА НАРОД

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

День детской книги - это финальная ступень в Книжной неделе, которая начинается в первый день весенних школьных каникул - днем детской поэзии, а заканчивается масштабными мероприятиями, собирающими тысячи маленьких читателей по всей стране. И это уже чисто российская традиция, берущая начало в суровом 1943 году.

Той весной в Колонном зале московского Дома союзов стартовал светлый праздник, призванный дать надежду советским детям на спасение, на завершение войны и конец лихолетью. Правительство хотело показать, что оно не забывает своих маленьких граждан даже в это непростое время. Организатором мероприятий выступил известнейший детский писатель Л. Кассиль, а среди гостей, которые приехали поддержать юных читателей, были С. Маршак и А. Барто.

Тогда по завершении мероприятий все дети получили в подарок книгу

В. Осеевой «Волшебное слово». И как впоследствии вспоминали многие из них, несли ее домой настолько бережно, как будто бы это была самая настоящая святыня. С той самой поры в память о детских страданиях, в знак уважения к писателям, пытающимся согреть словом молодые сердца, ежегодно стала проводиться по всей стране Книжная неделя.

Духовный детский маяк

Краевая детская библиотека имени Александра Екимцева располагает самым большим в крае собранием лучших художественных, научно-познавательных и других материалов для детей. Конечно же, основные посетители библиотеки - дети до 14 лет, что накладывает на ее персонал дополнительные обязанности.

Библиотекари должны обеспечить своих читателей не только безопасным местом, включающим в себя наличие запасных выходов, средств пожаротушения, но и безопасным информационным пространством. Значит, все ресурсы учреждения проверены и не представляют никакой опасности. В наличии всегда есть добрые сказки и познавательные энциклопедии, но нет никаких «ужастиков», которые могли бы травмировать детскую психику.

Работников библиотеки особенно радует, что в последнее время к ним приходит все больше юных читателей. Этот феномен они сами комментируют так: государство обратило более пристальное внимание на подрастающее поколение. И вот на радость детворе, жаждущей интеллектуальной пищи, библиотека стала набирать обороты. Спрос на книги возрастает с каждым годом.

Конечно же, дети - далеко не единственные посетители библиотеки, приходят и их родители, и просто люди, занимающиеся проблемами детского чтения. Каждый год свыше 20 тысячам читателей выдается более 500 тысяч различных книг, в том числе и на электронных носителях.

Но останавливаться на достигнутом в этом храме знаний никто не намерен. Для того чтобы привлечь к познанию окружающего мира и всестороннему развитию как можно большее количество детей, здесь не первый год реализуются различные проекты. Проводятся краевые книжно-читательские кампании, акции и конкурсы. Среди них традиционный проект «Литературные каникулы», где ребята в период летних каникул знакомились с интересными рассказами, прекрасно подходящими для чтения именно в эту пору, и участвовали в просветительских мероприятиях.

Также в библиотеке работают клубы и кружки. Опытные библиотекари учат детей рисованию, вышивке бисером, самостоятельному написанию сказок и рассказов. Есть здесь и театр детской книги.

Стоит также отметить, что «Екимовка» (так называют у нас в городе библиотеку имени А. Е. Екимцева) - это единственный в крае методический центр по библиотечному обслуживанию детей. Поэтому именно на ее базе создана школа профессионального развития библиотекарей, работающих с детьми.

Она решает задачи повышения профессиональных компетенций библиотекарей. А для стимуляции их профессионального роста при поддержке Ставропольского  отделения детского фонда организован конкурс на соискание премии имени С. П. Бойко «Лучший детский библиотекарь года».

И, конечно же, такой прекрасный праздник, как День детской книги, не могли здесь обойти стороной. На прошлой неделе в «Екимовке» состоялось торжественное открытие юбилейной Всероссийской недели детской и юношеской книги.

Только столица края собрала более тысячи детей и подростков. Ребят ожидало много сюрпризов: шоу мыльных пузырей, занимательные литературные квесты, мастер-классы по изготовлению миниатюрной книги, а также просмотр мультипликационного фильма в формате 3D «Снежная королева».

Результатом кропотливой работы, направленной на развитие у детей различных талантов, являются призы, грамоты и другие награды, заработанные читателями библиотеки. Их картины, вышивки, орнаменты, куклы, оригами, созданные на основе книжных сюжетов, стали украшением многих выставок.

Например, благодаря прочитанным книгам,  шестиклассница Анастасия Курилова самостоятельно написала сценарий к мультику, изготовила пластилиновые фигурки, нарисовала фоновые картинки - дома, речку, цирк, заборы, дорожки. Затем сняла на камеру мини-фильм, озвучив роли. Получился прекрасный мультфильм «Как львенок профессию выбирал». Его посмотрели многие читатели «Екимовки», да и в Интернете он уже есть.

От автора к читателю и обратно

Библиотека и автор - неделимая двойственная ипостась. Где одно без другого неполноценно и даже мертво. А вместе они составляют совершенный механизм, способный приносить плоды. И если с библиотеками мы понемногу разобрались - к счастью, они живут и работают, то давайте посмотрим, как обстоят дела у их главного партнера - автора.

Мы встретились с детским писателем, поэтом, членом Союза писателей, лауреатом премии «Золотое перо Руси» Николаем Ананьченко.

- Николай Михайлович, скажите, как вы стали детским писателем?

- Начинал я в качестве автора для взрослых. И если бы мне тогда сказали, что я стану детским писателем и поэтом, я бы никогда не поверил. Но однажды, ожидая дочь из детского сада, я невольно услышал разговор двух девочек. И практически дословно его воспроизвел. Получилось забавное стихотворение «Я подарю тебе игрушку».

Записанное на листке, оно долго валялось в кармане пиджака. Я даже успел про него забыть. Но как-то случайно вспомнил, когда рядом был мой друг Александр Екимцев. Шутки ради показал. Приятель прочитал и надолго задумался. А потом обратился ко мне со словами:

«Знаешь, Николай, тебе нужно начинать писать именно детские произведения. Причем срочно и только их».

На тот момент я полагал, что многие авторы, пишущие в формате детского жанра, просто дилетанты от литературы и на большее не способны. Так, знаете ли, черканут пару глупых строк про Мишку и считают, мол, справились. Ни глубины тебе, ни философских раздумий о жизни, ни серьезного подхода к судьбам человечества... Конечно, речь идет не обо всех.

Но мой друг не унимался. При каждой встрече Екимцев требовал написать что-нибудь еще для детей. Затем стал спрашивать - написал или нет? Потом начинал обижаться, а расстраивать его не хотелось.

Поэтому я пошел на хитрость. Напишу короткий детский стишок, ему отдам и забуду. И так при каждой встрече. Но Екимцев к этому относился очень серьезно. Он анализировал мои произведения и много рассказывал. О детях, о воспитании. Так потихоньку я и сам стал втягиваться в этот удивительный и волшебный мир детской литературы.

А потом неожиданно для себя понял - ведь если не воспитать хороший читательский вкус у детей, у взрослых он не появится. Если не приучить ребенка к чтению, то, когда вырастет, он и не осознает значимость книг. Поэтому очень важно подготовить маленького читателя к большой литературе. Это как в спорте. Ведь атлеты начинают не с пудовых штанг. А по поводу того, что писать детские произведения легче, то я ошибался.

Опять-таки речь. Именно на детских книгах лежит ответственность за ее чистоту у россиян. Дети - они как губки. Впитывают и плохое, и хорошее. И необходимо предоставлять им качественную духовную пищу. Это навсегда сформирует в них грамотность, ясность ума, умение многогранно мыслить. Литература не должна допускать слов-паразитов. Или выражений, коверкающих язык.

- А такое бывает?

- К сожалению, да. И очень часто. Сегодня, увы, книгопечатание - это коммерческий проект. И тот писатель, у которого есть деньги, может себе позволить публиковаться огромными тиражами. Здесь в большей степени речь идет о столичных авторах. Раскрывая их книги, я с ужасом наблюдаю такие, например, выражения, как «по приколу», «по кайфу», «крутяк» и так далее. И такие книги, к сожалению, формируют словарный запас школьников. В русском языке предостаточно слов, которыми можно выразить любые эмоции. Зачем засорять речь?

- Но ведь вы с коллегами и боретесь с этим на своих страницах.

- Да, только возможностей куда меньше, чем у растиражированных столичных или заграничных авторов. Ситуация в этом плане в крае, конечно, налаживается, но победу праздновать еще рано. Наш писатель или поэт за свои средства выпускает книгу, обычно малым тиражом, и платит за работу типографии. А дальше сам вынужден продавать ее. Для чего он идет в крупные книжные магазины. Но оказывается, что они являются столичными филиалами. И всю продукцию получают оттуда.

- Ну а как же поддержка министерством культуры Ставрополья?

- Оно каждый год выпускает за свой счет около десятка книг местных авторов ограниченным тиражом, но они должны сами выполнить верстку, составить макет будущей книги, нанять художника... Это не дешево. Но автор с этого ничего иметь не будет. Я разговаривал с работниками минкульта на эту тему. Они уверяют, что автор должен гордиться тем, что вышла его книга. И этой радостью, по всей видимости, питаться.

Есть, правда, и краевые правительственные премии для местных писателей. Но там детские авторы рассматриваются едва ли не в последнюю очередь. Буквально накануне Недели детской книги инициативная группа писателей после долгих мытарств издала крайне нужную и для детей, и для библиотекарей, и для учителей Антологию детской поэзии ставропольских авторов. Но весь тираж лежит в издательстве. И дойдет ли он до читателей - большой вопрос. А ведь школьной программой предусмотрен такой предмет, как краеведение. Но там изучают местных авторов. А как это можно сделать, если наша Антология не доберется до школ и библиотек?

- Не думали вернуться во взрослую литературу, раз в детской так много преград для творчества?

- Да я и не уходил никуда. Я пишу для взрослых и прозу, и стихи. Издал для них три книги. Но сегодня большее удовольствие мне доставляет работа с маленькими читателями. Поверьте, это не просто. Но, надеюсь, у меня получается.

Я часто встречаюсь с ребятами в детских садах, школах, в библиотеках. Они и их педагоги давно меня знают, постоянно ждут чего-то нового. Куда я от них? А знаете, как блестят детские глазки, когда я в классе читаю свои стихи, комментирую их, прошу проанализировать и прочесть самостоятельно?

Дети, когда им говорят учителя, что перед вами настоящий писатель, ловят каждое его слово, подходят и просят разрешить до него дотронуться. У нас с ребятами обоюдная дружба и взаимопомощь. Я знакомлю их с литературой, а они согревают меня своей благодарностью.

Андрей СОБОЛЕВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.