Вы здесь

ТАМ ЗА ПОВОРОТОМ… 101-Й КИЛОМЕТР

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Жрицы любви, пьянчужка, мать-одиночка, милиционер, сумасшедший, пожарница - вот такая колоритная компания собралась в премьерном спектакле «Звезды на утреннем небе» Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова. Режиссер - заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков.

Время действия - 1980 год. Место действия - Москва. Разыгрываемый сюжет - в меру прост. А вот интрига спектакля захватывающе интересна. Перед Олимпийскими играми в городе проводится зачистка. Бомжей, алкоголиков, хулиганов экстренно выселяют на 101-й километр. Была такая фишка у советской власти: перед крупными международными мероприятиями отправлять всяких асоциальных элементов за пределы Москвы на 101-й километр, чтобы не портить моральный облик советской столицы. Туда, конечно, отправляют и дамочек легкого поведения, ведь секса в стране нет, а проституток - тем более.

И вот в подмосковном грязном бараке собрались ночные бабочки Лора и Клара, пьянчужка Анна, мать-одиночка Мария, псих Саша, милиционер Коля и пожарница Валентина. Кстати, в этом бараке раньше жили и лечились сумасшедшие, а потом его приспособили для «гостей» из столицы.

Одного взгляда на сцену достаточно, чтобы в тебя проникло чувство безысходности, отчаяния и потери - натуральная КПЗ, да и только. Сетчатые койки, обшарпанные стены, тусклая лампочка под потолком - эдакое «На дне» Максима Горького. Какое было и сто лет назад, и сорок, и которое никуда не делось и сейчас. В любом уголке необъятной России можно встретить такое место, где обитают спивающиеся и опускающиеся люди разного возраста и пола. У некоторых из них есть еще шанс стать нормальным гражданином, а у кого-то его нет и никогда не было. И кого только не встретишь в таких местах, чего только не увидишь и не услышишь...

Вот и герои спектакля «Звезды на утреннем небе» ссорятся, мирятся, рассказывают друг другу истории своей жизни. А еще они мечтают, как умеют, - о большой и чистой любви, замужестве, детях, высшем образовании. В их жизни много алкоголя, много боли и много отчаяния. И много любви.

Казалось бы, история должна быть социально-политической. Ведь тему отношения государства к своим гражданам никуда не денешь. Но она уходит на второй план или даже на третий. И оказывается, что спектакль-то про любовь! Про исступленную и ослепляющую любовь матери к сыну. Про незрелую, угловатую, но настоящую любовь Николая и Марии. Про трогательную, наивную и даже чистую любовь Лоран и Александра. Про дружескую, заботливую и неловкую любовь Анны ко всем...

Актерская игра, как всегда, на высочайшем уровне. Руководит сим сараем и его обитателями бой-баба Валентина (актриса Мадина Шарипова). Женщина с властным голосом и каменным лицом тюремных надзирательниц, суровая и неприступная. С ней не забалуешь. Она мужа сдала в психиатрическую клинику, взрослого сына держит под каблуком, а уж «гости» ее боятся как огня. И тем не менее Мадина изумительно играет свою роль, делая персонаж одним из самых ярких, глубоких и безобразно прекрасных. В ее Валентине воссоединились и решительный характер, и настойчивость, и вера, и трудолюбие - какими и представляются женщины того времени и уровня жизни.

Не менее яркий персонаж получился у актрисы Полины Полковниковой. Ее Анна запутавшаяся, растрепанная, видавшая виды женщина, которая находит свое утешение в бутылке, и кажется, что ей больше ничего не нужно. Но оказывается, что она сумела сохранить доброе сердце. Ее героиня - неунывающая оптимистка, с восхитительным чувством юмора и желанием помочь всем от чистого сердца.

Лора (почетный деятель искусств СК Елена Днепровская) - один из центральных персонажей, приехавшая якобы на отдых и ждущая в бараке свою подругу, бесконечно балансирует между интеллигентной девушкой из столицы, которую случайно занесло на 101-й километр, и торговкой с рынка. И эта двойственность ощущается постоянно. По мере развития сюжета Лоран то одна - то другая, то одна - то другая. То она дама с загадочной судьбой, как бы случайно оказавшаяся среди этих унылых стен бывшего сумасшедшего дома. То - несчастная, запутавшая, мечтающая вырваться на свободу девочка. Как нелепо смотрится в своем вечернем платье, как трогательна со своей внезапно вспыхнувшей нежностью к больному человеку эта несчастная фантазерка Лариса... Отличная работа, честная и искренняя.

Не менее трогательный персонаж получился у актера Евгения Задорожного. Вообще это одна из лучших актерских работ в спектакле. Его Саша - физик, живущий недалеко от барака в сумасшедшем доме. В нелепом костюме, заикающийся, смущающийся, добрый, наивный, скромный и романтичный. У него все хорошо, мир прекрасен, травка зеленеет, солнышко блестит. Рядом с ним Лоран из острой на язык «ночной бабочки» превращается в обыкновенную женщину, которой так недостает любви и ласки. И если бы это было возможно, рядом с ним она могла бы стать счастливой. Но увы, не судьба.

Хороший образ получился у актрисы Оксаны Винниковой. Ее Мария - невеста Николая, сына Валентины. Девушка приехала издалека, чтобы устроить свою жизнь в Москве и начать все, как говорится, с чистого листа, забыть свое буйное прошлое и попытаться создать счастливое будущее, но… К Марии очень хорошо подойдет фраза «Не я такая, мир такой!». Она, как маленький щенок, брошенный на улицу. Щенок, которому пришлось защищаться и скалить зубы, чтобы ему не сделали больно, а что такое боль - он знает не понаслышке.

Жених Марии - Николай (актер Олег Хомутов), работает милиционером. Артист отлично сыграл молодого мужчину, который с одной стороны хочет казаться взрослым и самостоятельным, а с другой - настолько боится свою суровую маму, что при ее появлении сразу же становится мальчишкой лет десяти.

Хорошая работа получилась и у Яны Фалиной, исполняющей роль Клары. Ее героиня - девушка-огонь, роковая красотка, хитрая бестия с испепеляющим взглядом. Клара - королева этого «дна», которая заботится только о себе и своем благополучии.

Думаю, что многих удивит финал. Изначально может показаться, что спектакль заканчивается резко и неожиданно. Но это первое впечатление, а позже становится понятно, почему режиссер прерывает эту бесконечную круговерть человеческих судеб. И в душе поселяется боль за этих людей, которых их же страна сделала людьми третьего сорта, а они оказались ее истинными патриотами. А еще их жалко оттого, что понимаешь, что у них вряд ли что хорошее случится в будущем. И Анна не встретится со своими детьми, и Коля с Машей не будут вместе, а Лоран с Сашей тем более. А настоящая жизнь, как говорили Ильф и Петров, пролетит мимо них, гудя клаксонами и сверкая лаковыми крыльями.

Впервые спектакль «Звезды на утреннем небе» был показан спустя несколько лет после московской Олимпиады-80. Конечно, тогда тема Олимпиады и всего, что было связано с ней, была очень актуальна, это сейчас о ней уже мало кто помнит. Но удивительно, как современно смотрится постановка сегодня.

«Есть такие пьесы, которые не устаревают, - говорит режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков. - В спектакле «Звезды на утреннем небе» главная тема - изломанные человеческие судьбы. А это будет всегда актуально. Как и тема отношений между людьми, тема любви и дружбы, сострадания к ближнему. Протянуть руку помощи, помочь подняться тому, кто упал, - это вообще отличительная черта русского народа. Да, московская Олимпиада была давно, но на уровне человеческих судеб этот спектакль будет актуальным и современным всегда. Ведь времена меняются, а проблемы, боль, радость, счастье все такие же».

P.S.

В феврале режиссер Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова, заслуженный деятель искусств России Валентин Бирюков отметил 70 лет со дня рождения. Более тридцати лет Валентин Валентинович работает в ставропольской драме. За это время он поставил на ставропольской сцене 80 спектаклей - «Одноклассники», «Чума на оба ваши дома», «Полет над гнездом кукушки», «Укрощение строптивой», «Русалочка», «Ночные забавы» и много других.

Редакция газеты «Ставропольские ведомости» присоединяется к поздравлениям с юбилейной датой.

Наталья Макагонова.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.