Вы здесь

ХРУСТАЛЬНЫЙ ЗАМОК, АПТЕКА, КАЗЕМАТ...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Наш цикл материалов об исторических местах Ставрополя продолжается рассказом об одном из знаковых зданий города. Это расположенный в шумном и многолюдном месте и издалека бросающийся в глаза дом с башенкой и часами на перекрестке улицы Голенева и проспекта Карла Маркса - аптека Байгера. Стоящее среди других сохранившихся домов постройки конца XIX- начала XX века, это здание притягивает взгляды своей необычностью.

И разумеется, любой материал об истории Ставрополя невозможен без упоминания фамилии нашего известного краеведа, ученого, историка Германа Беликова. Вот и сейчас обращаемся в первую очередь к его материалам.

Двухэтажный дом на углу вышеобозначенных улиц был построен в 1912 году по заказу провизора И.А. Пейсаховича, купившего стоявший здесь в то время одноэтажный каменный дом купца Ивана Тутова. Пейсахович решил перенести сюда свою аптеку, которая до этого располагалась на северо-восточном углу улиц Хоперской и Армянской (ныне улицы Голенева и Шаумяна), в связи с тем, что договор о найме помещения для аптеки заканчивался. Кстати, нужно сказать, что этот дом - купцов Бобасиновых, в котором держал аптеку Пейсахович - служил под этим назначением довольно длительный период: там была аптека Якова Минца, а еще до того ею владел провизор Шенберг, известный своей благотворительной деятельностью.

Новый дом, построенный на пересечении Архиерейской улицы и Николаевского проспекта, заметно отличался от уже стоящих здесь зданий своей архитектурой. Проектировщиком и строителем дома был известный в городе архитектор А. Булыгин. Его руке, например, принадлежат здания, в которых ныне располагаются аграрный университет на улице Мира и физиополиклиника на улице Дзержинского (бывшая усадьба адвоката Панова). В то время как раз входил в моду стиль модерн, что и нашло отражение в строительстве дома. Горожане называли его «хрустальным замком». В отделке дома использовался темно-красный гранит, помимо этого здание было украшено лепниной в виде растительного узора. Огромные окна были застеклены зеркальными стеклами, были устроены лоджии, эркеры, «слуховые» окна, а также привлекающая и сегодня взгляды башенка для часов. Внутренние интерьеры также были подстать внешнему виду - мраморные полы, хрустальные люстры, сверкающие зеркала. Дом получился настолько красивым, что фасады всех угловых строений Николаевского проспекта тоже были перестроены и украшены. К дому Пейсаховича были подведены электрические провода, и освещенные в ночное время многочисленные окна дома придавали ему еще более величественный вид. Дом был оборудован и телефонной связью.

Примерно в это время в разных местах города стали бурить скважины в надежде получить нефть, и многие таким образом получали газ. Пробурил такую и сосед купец Ерганжиев в своей усадьбе, примыкавшей по Николаевскому проспекту к дому Пейсаховича. И от его скважины с помощью все того же архитектора Булыгина к дому был подведен газ, которого хватало на отопление здания и на изготовление лекарств.

После того как здание было построено, Пейсахович оснастил аптеку самым современным на то время оборудованием, привезенным из Германии. Здесь были сушильные печи, паровые аппараты, пилюльная машина, капсуляторы, весы и прочее необходимое оборудование. Лекарственные средства готовились прямо здесь же, на месте, причем из местного сырья - бальзамы, порошки, отвары и настойки из лечебных растений Ставропольской губернии. На нижнем этаже располагалась лаборатория, где имелись алкоголеметры, лампы Берцелиуса и прочие необходимые приборы. В подвале же был устроен ледник и прочие подсобные помещения.

Верхний этаж дома арендовал врач А. Бухштат, открывший там женскую консультацию и родильный приют. Это учреждение благодаря современным лекарствам и оборудованию стало самым престижным в городе, правда, доступно было лишь для состоятельных горожан. Здесь с 1912 по 1918 годы родилось более 350 малышей. В начале Гражданской войны родильный приют был закрыт.

В южном крыле этого Г-образного здания была фельдшерская школа. На обучение там принимали юношей и девушек с 4-классным образованием и готовили из них профессиональных медиков среднего звена. Среди преподавателей фельдшерской школы был очень известный ставропольский врач Юлий Шульц и его сын Михаил, ставший известным хирургом-гинекологом. Вот так дом Пейсаховича стал в начале XX века довольно крупным медицинским центром.

В 1913 году владелец дома сдал аптеку в аренду своему товарищу по учебе Иоанну Генриховичу Байгеру, и она стала называться «байгеровской». Байгер благодаря своим связям с провизорами Варшавы (он был поляк, учился в Варшавском университе) смог организовать поступление в аптеку самых последних патентованных медикаментов, а также изготавливал и свои, для чего открыл приемные пункты лекарственных трав во многих городах губернии. А для популяризации своей аптеки заказал в Москве изготовление медицинских склянок со своим фирменным аптечным знаком. Знак этот был и на упаковках, рецептах и прочих бумагах. В аптеке предлагались минеральная вода, предметы санитарии, косметика, парфюмерия и даже очки. Работали здесь известные ставропольские врачи и провизоры Майер, Франц, Гулумбович, И. Доршт.

В 1917 году Байгер по состоянию здоровья, как пишет Г. Беликов, продал аптеку провизору Вилькевичу. К тому времени Пейсахович продал свой дом купцам Венециановым, а сам покинул Россию.

В подвалах дома с 1914 года хранились военно-исторические экспонаты Тифлисского музея «Храм славы». И для личного осмотра коллекции в 1915 году в Ставрополь прибыл брат императора Николая II Михаил, на тот момент возглавлявший Русское историческое общество. Фасад аптечного здания вместе с его зеркальными стеклами был вымыт к приезду светлейшей особы мыльной водой. Идеальный порядок был наведен и в фельдшерской школе, и в родильном приюте. Великий князь Михаил посетил дом, чтобы лично убедиться в сохранности музейных экспонатов, также осмотрел аптеку и был удивлен состоянием и работой всего лечебного центра.

«Байгеровская» аптека по-прежнему работала, равно как и родильный приют, до 1918 года. Волна террора не обошла стороной и бывший дом Пейсаховича. Родильный приют и фельдшерская школа были закрыты, их помещения заняли под штаб формирования Красной армии. Однако аптека продолжала работать, правда, некоторых подсобных помещений лишилась. Практически все лекарства были изъяты для нужд военных. И только из растительного сырья сотрудники аптеки могли производить хоть что-то для жителей города. Подвалы дома, по свидетельствам современников, использовались в качестве застенков для арестованных, где «просто уничтожали голодом буржуазный элемент». Купец Венецианов в 1918 году продал разгромленный дом и забрал все, что еще оставалось ценное. В 1920 году аптека Байгера была национализирована и стала называться 1-й Советской. Зеркальные стекла, привезенные некогда из Германии и украшавшие здание, были вынуты и проданы на рынке, чтобы покрыть расходы по ремонту здания. Некоторое время эта аптека была единственной работающей в городе, а к 1928 году, как указывает Г. Беликов, она превратилась в крупнейший аптечный центр Северо-Кавказского края. В 1942 году аптека обслуживала три военных госпиталя, поликлинику, родильный дом и горбольницу. Страшное время началось, когда город был оккупирован немецкими войсками. Как известно, среди медперсонала города было много евреев, и в аптеке тоже всегда работали евреи. Практически все они были расстреляны. Аптека, лишившаяся большого числа своих лучших сотрудников, больше уже не работала, а немногочисленные оставшиеся служащие лишь берегли ее от разграбления. В подвалах аптеки немцы устроили склад оружия и боеприпасов, а при отступлении из города дважды, как пишет Беликов, поджигали, но местные жители так же дважды успевали тушить огонь, чем уберегли здание от взрыва. А с возвращением в город войск Красной Армии аптека начинает понемногу возвращаться к жизни. Несмотря на все сложности, «Аптека Байгера» так и остается на своем историческим месте и на данный момент является памятником архитектуры местного значения и аптекой-музеем, что было реализовано не без помощи местных жителей и директора Ставропольского музея Г.Н. Прозрителева И Г.Н. Праве Николая Охонько. Аптека по-прежнему является своеобразным городским ориентиром и радует горожан своим величественным видом.

Марина АПЛЕМАХ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.