Вы здесь

Политиком ты можешь и не быть, но коммунальщиком - обязан

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

На текущей неделе в Москве состоялся большой форум работников жилищно-коммунального хозяйства России, приуроченный к празднованию 355-летия отрасли. В канун значимого отраслевого мероприятия своим взглядом на современное положение дел в жилищно-коммунальной сфере и планами на перспективу с «Ведомостями» поделился заместитель руководителя Федерального агентства РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Юрий Тыртышов. На протяжении шести лет он был главным коммунальщиком Ставрополья, а теперь курирует вопросы ЖКХ в новой федеральной структуре.
- Юрий Павлович, во время профессиональных праздников принято говорить много лестных слов об успехах и достижениях, но, пожалуй, правы будут и некоторые наши сограждане, которые скажут: «Коммуналка страны отсчитывает в своей истории не одно столетие, а все же не хватило времени залатать крышу, заменить дырявый трубопровод».
- Различные юбилейные даты и форумы - это всегда повод для анализа положения дел, в том числе для самокритичной оценки. Главное, оценив, придать дальнейшему развитию нужное русло и темп.
Сегодняшнее ЖКХ – наиболее крупная отрасль в непроизводственной сфере. Она включает 12 подотраслей. В ней занято более 52 тысяч предприятий и организаций. Эксплуатируемые фонды это почти треть недвижимого воспроизводимого имущества страны. В общем объеме ВВП на коммуналку приходится около 6 процентов. Число работников отрасли составляет 4,2 млн. человек, а число потребителей это практически все граждане страны и объекты экономики. Можно представить, чем грозят серьезные сбои в работе. Поэтому не случайно ЖКХ называют отраслью жизнеобеспечения.
Понимание того, что жилищно-коммунальная сфера – одна из тех, которые составляют основу социальной стабильности в обществе и функциональной стабильности в экономике, к сожалению, пришло не сразу. Для этого нужно было, так сказать, доказательство от обратного: веерные отключения электроэнергии, пятикратный рост аварий в коммунальных сетях, двукратное за десять лет увеличение площади ветхого и аварийного жилищного фонда, огромная финансовая брешь, через которую совершенно бесполезно вымывались и бюджетные деньги, и платежи потребителей.
Если давать оценку сегодняшнему моменту, то я бы сказал, что самое худшее, пик кризиса, позади. Мы можем говорить о начале подъема, а не об окончании развала в отрасли. Свидетельство тому – увеличивающиеся объемы планово-предупредительного ремонта, впервые за последние годы относительно стабильно прошел отопительный сезон, есть первые успехи в реализации федеральных программ развития отрасли.
- Мы можем говорить, что реформа ЖКХ достигла или вот-вот достигнет своей цели?
- Многие связывают реформу с ростом тарифов и переводом отрасли на самоокупаемость. В этом смысле могу ответить, что до полной оплаты услуг населением еще далеко. Среднесложившийся уровень сегодня составляет 75 процентов. Только в 51 регионе уровень оплаты действительно доведен до стандарта 90 процентов от затрат. Но меня лично радует то, что в реформе наконец был сделан очень сложный поворот от слепой гонки тарифов к снижению фактических затрат на производство услуг. Это новое видение не просто декларируется, а под него выделяются бюджетные инвестиционные средства и идет работа по привлечению коммерческих ресурсов. Вы знаете, сколько ни говори «сахар», а во рту слаще не станет. Сколько ни говори о необходимости улучшения качества коммунальных услуг, а если не заменить сотни километров ветхих трубопроводов, не поменять низкоэффективное и даже аварийное оборудование, работу отрасли не улучшишь.
С 2002 года в рамках федеральной целевой программы «Жилище» начала реализовываться подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», которая предусматривает финансирование из бюджетов разных уровней мероприятий по обновлению коммунальных фондов. В этом году из федерального бюджета выделяется на эти цели 903,3 млн. рублей. Кроме того, начала реализовываться и подпрограмма переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. За минувший год удалось ликвидировать около 252 тыс. кв. метров жилья и переселить более 20 тыс. человек. В текущем году объем средств на эту программу несколько увеличится и должен составить только по линии федерального бюджета 1,3 млрд. рублей. Прогноз на 2005 год – 17 млрд. рублей.
- Как эти цифры касаются Ставропольского края?
- Край включился в программу ликвидации ветхого и аварийного жилья с прошлого года и получил на эти цели из федерального бюджета около 10 млн. рублей, несмотря на то, что на краевом уровне соответствующая программа еще не была разработана. Если бы выдерживались обязательные условия софинансирования программы из краевого и муниципальных бюджетов, объем федеральных средств мог быть больше. Сейчас такая краевая программа уже разработана. Ориентировочный объем финансирования на 2004 год, который сейчас уточняется, - 13 млн. рублей.
Краевая программа модернизации основных фондов отрасли еще в проекте. Ее, конечно, надо поторопить. Но в прошлом году край получил 50 млн. рублей на ремонт теплотрасс и подготовку их к зиме. В этом году Федеральное агентство тоже будет распределять по регионам бюджетную ссуду на подготовку хозяйств к зиме. Думаю, что и заявка Ставрополья будет по возможности удовлетворена.
- Чтобы эксплуатационные службы тратили меньше, может быть, надо, чтобы строители строили лучше?
- Сегодняшняя острота проблемы с основными фондами, действительно, во многом объясняется тем, что в 50-60-е годы при строительстве объектов ЖКХ гнались за объемами, хотели построить как можно больше и за короткий срок. Страна справляла новоселья в панельных пятиэтажках – самых энергозатратных при эксплуатации зданиях. Через двадцать лет закончился срок службы стальных трубопроводов, а из них состоит основная коммунальная инженерная инфраструктура. Сегодня, например, протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении составляет 183,5 тыс. км, из них около 34 тыс. км нуждаются в замене и не должны планироваться к дальнейшей эксплуатации.
Что реально сделано за последнее время, чтобы закрепить новые подходы в строительстве? Не так давно вступил в силу СНИП «По теплопроводности ограждающих конструкций зданий и сооружений». Сегодня уже нельзя сдать в эксплуатацию здания без приборов учета. Введены нормы, по которым при проектировании инженерных коммуникаций жилых зданий будут учитываться сроки их эксплуатации, с применением полимерных и металлополимерных труб. Кроме того, введена как обязательная норма горизонтальная разводка трубопроводных систем в жилищном фонде при новом строительстве, что обеспечит индивидуальный учет и регулирование потребления услуг.
За Федеральным агентством сохранена функция выработки нормативов в сфере строительства и ЖКХ. Что касается законотворческой деятельности и регулирования, то ею теперь будет заниматься Министерство промышленности и энергетики.
- Сейчас много и противоречиво говорится о привлечении в ЖКХ частных инвесторов. Что станет с муниципальными и государственными жилищно-коммунальными предприятиями?
- Интерес отечественного и зарубежного бизнеса к коммунальному сектору городского хозяйства в последние годы явно обостряется. Структуры «Газпрома» уже активно внедряются на рынок производства тепловой энергии. Более чем в ста городах системы коммунального теплоснабжения переданы по договорам аренды тепловым компаниям, созданным акционерным обществом «Межрегионгаз».
К управлению коммунальной инфраструктурой городов (объектами тепло-, водо-, электроснабжения) стремится структура РАО «ЕЭС», - акционерное общество «Российские коммунальные системы» (РКС); отечественные предприниматели - холдинг «Интерросса», угольщики и металлурги Кузбасса, промышленники Самарской области, другие большие и маленькие российские компании («ЮТЭК», «Макслевел», «Гидросервис»), а также иностранные компании Violij, Cop и др.
По аналогии с РКС в регионах создаются свои региональные энергосервисные компании. В Краснодарском крае – «Независимая энергосбытовая компания», в Пензенской области – «Губернская энергосервисная компания», в Ханты-Мансийском автономном округе – «Югорская территориальная энергетическая компания» и др. Демонополизировался и ставропольский региональный энергетический рынок.
Но мы должны иметь в виду, что процесс этот требует государственного регулирования и контроля, поскольку он не должен приобрести характер вытеснения государства из сферы оказания жизненно важных услуг. Позиция Федерального агентства такая – массовой приватизации и акционирования ЖКХ не должно быть. Инвестор должен прийти в отрасль на условиях долгосрочной аренды (концессии).
- Юрий Павлович, в заключение нашего разговора я не могу не задать вам один политический вопрос. На апрельской пресс-конференции лидер ставропольских «единороссов» Владимир Катренко назвал вас одной из главных кандидатур для возможного выдвижения от партии на предстоящих выборах губернатора края. Какова степень вероятности такого сценария?
- Лично я на данный момент таких планов не строю. Я много сил отдал жилищно-коммунальному хозяйству. Еще будучи министром ЖКХ края и председателем координационного совета руководителей ЖКХ субъектов Российской Федерации, добивался на федеральном уровне внесения корректировок в отраслевую реформу, и теперь доволен тем, что имею возможность воплощать в жизнь идеи, выработанные коммунальщиками разных регионов.
Но, если уж говорить о политике, то я бы сказал, что сегодня функционирование систем жизнеобеспечения – настолько сложный и требующий внимания вопрос, что руководитель муниципального и регионального уровня просто не может не быть хоть немного коммунальщиком.
Интервью подготовила
Татьяна РЫКОВА.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет