Вы здесь

Третий век Анны Кузьмик

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Старейшая жительница Ставропольского края 15 мая отметит 111-й день рождения.
Хотя и не принято поздравлять с этим праздником заранее, к Анне Игнатьевне Кузьмик я приехала за пару дней до торжества. Подумать только - эта женщина родилась в позапрошлом веке в царской России и является свидетелем всех исторических событий, происходивших в стране на протяжении 100 лет! Главная ставропольская бабушка живет в обычной многоэтажке краевого центра с дочерью Верой, которая стала для матери единственной верной и надежной помощницей.

«Больше всего на свете боюсь войны»
Хозяйка квартиры встретила меня очень радушно. Разговор с Анной Игнатьевной начался с вопросов о ее жизненном пути. Видно, что вспоминать пережитое ей сложно - слишком много потерь пришлось перенести. Нам помогает Вера Степановна - успокаивает маму, чтобы та не волновалась, и подсказывает, чтобы ничего не упустить.
Родилась старейшая жительница края 15 мая 1894 года в многодетной крестьянской семье, в хуторе Степки Гайновского района на территории Польши. Жили бедно, потому как прокормить 10 человек родителям было непросто. Братья и сестры, кстати, у Анны были и родные, и сводные. Когда она была еще подростком, ее мать умерла. Ходила проведать больного родственника, и сама подхватила инфекцию. Так как медицинское обслуживание в то время было развито слабо, врачи женщину не спасли. Отец женился во второй раз - в доме нужна была хозяйка, а ребятам - мать. Женщина оказалась добрая, покладистая, и дети к ней привязались. Старшим, чтобы хоть как-то помочь родителям, скоро пришлось самим зарабатывать на жизнь. Окончив 2 класса церковно-приходской школы, Анна работала у зажиточных крестьян - ухаживала за скотиной, доила коров, нянчила детей.
В 1914 году, когда нашей героине было 18 лет, началась первая мировая война. Тогда семье пришлось бежать из родного хутора. Смогли доехать только до Барановичей, где у мачехи Анны начались схватки. Она была на сносях - в семье ждали двойню. Но при родах бедняжка умерла, не выжили и дети. Бушевала эпидемия холеры, и малышей от нее не уберегли. Вскоре семья вернулась в Степки. Там на месте дома обнаружили большое пепелище - хату сожгли дотла. Пришлось все начинать заново. Хутор находился в окружении леса - Беловежской пущи, поэтому в качестве строительного материала использовали дерево. Поставили сруб, завели хозяйство. Жизнь со временем наладилась - в семье даже держали пасеку.
Вскоре Анна Игнатьевна вышла замуж. Но через пару лет овдовела, оставшись с грудным ребенком на руках. Когда мальчику исполнилось три года, она снова вышла замуж. Кроме старшего сына родила еще троих. Выжить из них было суждено только Вере, которая затем стала опорой для матери в старости.
В 1941 году началась Великая Отечественная. Район, в котором жила семья Кузьмик, был взят немцами в первые дни войны. Старшего брата Анны угнали в Германию.
- Мы решили скорее бежать как можно дальше от немцев. Отец посадил нас на телегу, собрал нехитрый скарб и прихватил семейное богатство - швейную машинку, - рассказывает Вера Степановна, - едва успели добраться до другой деревни - наш дом спалили фашисты. Даже запасы, заготовленные на зиму в бутылях ягоды черники, закопанные в землю, нашли и забрали. Начались наши скитания по окрестным деревням.
Особенно сложно Анне Игнатьевне вспоминать об этом периоде в своей жизни. Работать приходилось от рассвета до заката. За постой в приютившей их семье платить было нечем, поэтому рассчитывались выполнением различных поручений. Степан Николаевич - муж Анны - пас скот, она шила. Так и жили - переезжали с места на место, где удавалось найти кров и работу, пока снова не вернулись на родину. Муж Анны построил дом практически из ничего - поставил столбы, перевязал их лозой и замазал щели глиной. В такой хате семья жила до победы. Но даже после вытеснения врага оставаться на прежнем месте было невозможно - вражда между поляками и белорусами вынудила семью Кузьмик переехать в Херсонскую область, а затем в Гродненскую.
В 1947 году в стране был сильный голод. Настоящим праздником для семьи Кузьмик стали моменты, когда Анна и ее муж ездили на Ставрополье и привозили оттуда белую пшеничную муку. Из нее пекли мягкий душистый хлеб, который все очень любили. Постепенно родилась идея перебраться в край насовсем. В 1953 году дочь Анны Игнатьевны Вера поступила в Ставропольский мединститут, муж нашел работу. Сначала скитались по съемным квартирам, после получили комнаты в семейном общежитии, обустроили свой быт. Анна работала дворником и уборщицей, муж - каменщиком. Вера закончила вуз и по распределению попала на работу в психиатрическую клинику. Постепенно семья «пустила корни» на ставропольской земле.
Рассказывая о своей жизни с высоты прожитых лет, Анна Игнатьевна замечает:
- Я больше всего на свете боюсь войны. Она принесла мне столько страданий. На одну жизнь, даже мою, этого слишком много.

«Живу благодаря дочери, родителям и Богу»
О том, что ей суждено прожить столько лет, Анна Игнатьевна Кузьмик никогда не задумывалась. Хотя и по материнской, и отцовской линии все родственники в современном понимании были долгожителями - кто до 80 лет дожил, а кто и до ста. Так что долголетие у нее в генах. Мужа нашей героини не стало в 1984 году, когда ему было 90.
Сейчас, в канун дня рождения, Анна Игнатьевна и Вера Степановна заняты обсуждением праздничного стола. На скромную пенсию обеих женщин особенно не разгуляешься - вместе они в месяц получают шесть тысяч рублей. Притом, что необходимые медикаменты покупают за свой счет.
- Надо будет обязательно приготовить бутерброды, купить торт и шампанское, - говорит дочь долгожительницы, - мама всегда очень переживает, когда нам нечем угостить приходящих с поздравлениями людей. А сама она в пище не разборчива - любит обычную еду: борщ, различные супы, овсяную и гречневую каши, блинчики с мясом и пирожки с капустой. Очень любит сладкое и фрукты - в этом ей себе сложно отказать. А еще сало. Иногда даже просит дать ей кусочек. Его она даже больше мяса предпочитает. Что касается спиртного, то она за свои 111 лет никогда ничего не пила - вела здоровый образ жизни.
Среди увлечений старейшей жительницы края на первом месте - просмотр телепередач и сериалов. Правда, до недавнего времени телевизор в доме Кузьмик был «еле живой». Теперь же, ко дню рождения, Анне Игнатьевне в собесе обещали подарить новенький «ящик». Наконец удастся узнать, чем закончатся истории из любимых сериалов долгожительницы - «Исцеление любовью» и «Кармелита».
За свою жизнь болячек у Анны Игнатьевны накопилось достаточно. Она - инвалид I группы. Но, несмотря на возраст, все слышит и видит. Сейчас, правда, стала плохо спать, волнуется без причины. Сложная судьба наложила свой отпечаток на характер долгожительницы - ее все называют мудрым и рассудительным человеком. Не любит она, когда соседи ругаются - успокаивает их, мол, сейчас всем тяжело. Она благодарит судьбу за каждый прожитый день и за дочь, которая стала ее ангелом-хранителем. За нее Анна Игнатьевна по ночам читает молитвы, благодарит Бога. Как врач, Вера Степановна (ей самой уже 70 лет) постоянно следит за самочувствием матери. Чуть повысилось давление, голова заболела - дочь тут как тут. Держит руку на пульсе в прямом и переносном смысле.
- Даже не представляю, что бы я делала без нее, - сквозь слезы говорит Анна Игнатьевна.
- Ты у меня еще много лет проживешь, - улыбается Вера Степановна, - 111 - еще далеко не предел.

Мария МАЦУР.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет