Вы здесь

Его фронтовые дороги

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

После окончания Ставропольской автошколы нашей группе предстояла сдача экзаменов. В составе экзаменационной комиссии, помнится, был лейтенант ГАИ УВД Ставропольского края Дмитрий Михайлович Шаталов. Это был молодой мужчина, чуть выше среднего роста, с орденскими планками на офицерском мундире.

Он дружелюбно посмотрел на наши тревожные и беспомощные лица, а затем сказал:
- Главное, ребята, не волнуйтесь. Правила уличного движения, я не сомневаюсь, вы хорошо знаете. С ответами не торопитесь. Кто первым будет сдавать экзамен - тому поставим оценку на бал выше. Прошу! Он мягко улыбнулся и неторопливо сел за стол.
Так состоялось наше первое знакомство с бывшим госавтоинспектором. Несколько позже он принимал у меня экзамены на повышение классности. Тогда я не мог предполагать, что об этом удивительном человеке, посвятившем многие годы любимой работе, мне доведется писать в краевую газету...
Дима родился в 1915 году в селе Лещь-Плата Курской области. Как и многие мальчишки той далекой поры, рано увлекся автомобилями, мечтал о баранке. Ему хотелось исколесить нашу необъятную Родину, участвовать в строительстве гидроэлектростанций, заводов, возводить новые города. Поэтому сразу же после окончания школы он немедленно поступает на курсы шоферов в город Обоянь. После окончания он два года трудился инструктором по вождению в общеобразовательной школе города Чигры. Парню нравилась работа с молодежью, и он ненавязчиво и в то же время доходчиво старался передать знания и опыт своим ученикам. Благодаря педагогическому дару ему удалось подготовить не один десяток прекрасных водителей, которые и сегодня с благодарностью вспоминают своего бывшего наставника. Может, так бы он и работал до самой пенсии с детьми, кто знает? Но в начале 1941 года Дмитрия призвали на службу в Красную армию. Началась армейская жизнь с учебы в Полоцкой артиллерийской школе младших командиров. Прилежный курсант с жадностью постигал азы военного искусства. Особое внимание ввиду приближавшихся военных событий он уделял стрельбе из орудий, стоявших на вооружении в то время. Курсант прекрасно отдавал себе отчет, что из боя выйдет победителем лишь тот, кто быстрее и метче ведет огонь. Эту науку он усвоил с первых дней. И скоро данная выучка и мастерство спасет не только его, но и боевых товарищей, поможет выиграть бой ее значительными силами противниками. Но об этой истории несколько позже...
После окончания артиллерийской школы Дмитрию Шаталову, как самому примерному курсанту, было присвоено звание старшего сержанта и его направили в 5-ю стрелковую дивизию Белорусского военного округа. Однако воевать Шаталову непосредственно артиллеристом не довелось. Изучив его личные документы, командир принял решение назначить бывшего инструктора по вождению автомобилей на должность заместителя по технической части автомобильного батальона. Должность была офицерская, но ввиду тяжелого положения выбор пал именно на Шаталова. В его обязанности входило обеспечивать транспортом войска для их переброски на самые напряженные участки сражений, обеспечивать подвоз боеприпасов, горючего, вывоз раненых.
С тяжелыми кровопролитными боями пятая стрелковая дивизия двигалась по Украине в сторону Кавказа. Зимой 1942 года старший сержант Шаталов отморозил ноги и его отправили для лечения в госпиталь. После выздоровления его направили в Астраханские военные мастерские. Там он в короткое время овладел новой профессией: изготавливал танковые баки для горючего. Они были необходимы фронту. Но Шаталова эта работа не устраивала. Ему не терпелось быть на передовой, там, по его убеждению, он мог принести гораздо больше пользы для Победы. Старший сержант неоднократно писал рапорты с просьбой направить его на фронт сражаться с фашистами. В конце концов его просьбу командование удовлетворило. И он вновь оказался на самых опасных участках, рядом с боевыми друзьями.
Стояло жаркое лето 1943 года. Раскаленная донская степь, кажется, дышала жаром. На небе ни единого облачка. Во рту пересохло. Неподалеку катила свои быстрые воды река Миус. До смерти хотелось искупаться, освежить тело, но Шаталов торопил водителя рядового Дмитриева:
- Нажми, дружок, еще. Надо поскорее вытащить из опасной зоны буксируемые автомашины. Иначе нам будет крышка.
Дмитриев и сам понимал, что надо быстрее доставить подбитые американские «Студеры» в мастерские, сдать их в ремонт и ждать других указаний. Сейчас главное - вырваться из опасного участка поля боя. Дмитриев выжимал из «американца» все возможное. Сзади за ними буксировал «Студера» второй водитель - рядовой Игнатов.
Автомобили благополучно спустились по балке, здесь проселочная дорога была хорошо укатана и блестела на солнце точно водная поверхность. Дмитриев нажал на педаль акселератора, машина тут же набрала скорость. Вдруг из-за кустов терновника, расположенных на склоне балки, выскочил на дорогу красноармеец. Взмахом флажка он давал команду остановиться.
- Тормози, надо узнать, что ему надо. Может, раненых забрать? - скомандовал Шаталов.
Машина, скрипнув тормозами, остановилась.
- Что случилось, браток? - открывая дверцу, спросил Дмитриев.
- Хлопцы, вы что, ослепли? Вон, смотрите, немецкие танки прорвались и жмут вам наперерез.
Шаталов оглянулся и тотчас увидел мчавшиеся на высокой скорости немецкие броневые машины. Развернувшись веером, десять танков быстро приближались к дороге. Следом за ними шлейфом поднималась сухая пыль. Шаталов мгновенно оценил, в какую мышеловку они могли попасть, спустя каких-то полчаса. Холодный пот пробежал по его спине.
- Хлопцы, - прервал мрачные мысли сигнальщик, - у нас в кустах замаскирована пушка, есть снаряды, а расчет весь погиб. Кто умеет стрелять?
- Я умею, - сказал Шаталов. - Медлить нам нельзя. Каждая минута на вес золота. Принимаю командование на себя. Рядовые Дмитриев и Игнатов, за мной. Приготовиться к бою.
Спустя пару минут Шаталов уже был в кустах, там, где надежно было укрыто уцелевшее орудие. Не теряя ни единой секунды, Шаталов уверенным движением развернул ствол пушки, жадно припал глазами к прицелу. Тем временем рядовой Дмитриев загнал снаряд в казенник, защелкнул замок. Готово!
Стали ждать. С каждой минутой нарастало напряжение. Пот градом катился по лицу, но его даже некогда было вытереть. Между тем немецкие машины стремительно приближались. Когда до них осталось метров двести, старший сержант Шаталов дернул за «грушу» и тотчас тяжело ухнула пушка. А спустя мгновение красноармейцы заметили, как свечой вспыхнул первый немецкий танк. По балке потянуло гарью.
- Один, кажется, спекся! - радостно воскликнул Дмитриев.
- Отставить разговорчики! - Игнатов, быстрее поворачивайся, заряжай!
И вновь прогремела пушка. И вновь точное попадание. Вот что значит выучка и сноровка. С перебитыми траками фашистская машина вспыхнула и завертелась юлой на месте.
По склону балки, где скрывалась русская пушка и смельчаки, немцы открыли беспорядочную стрельбу. Клубы пыли, песка, сорванных страшной силой кустарников, взмывали вверх и падали на смельчаков.
- Огрызаетесь, волочи, сейчас я вам еще поддам жару, - скрипел зубами Шаталов. - Заряжай!
Соревнуясь в дуэли, в очередной раз ухнула пушка. И третья бронированная машина навеки застыла в донской степи. Уцелевшие машины останавливались на мгновение, видимо, немцы подумали, что против них сражается целая батарея, и дальше идти в атаку не решились. Круто развернувшись, спешно покинули поле боя.
- Драпают фашисты, драпают. Это вам не 41-й год, когда вы с музыкой и песнями маршировали по стране, - с улыбкой на устах сказал Шаталов и тяжело опустился на сухую траву, смахнул пилоткой уставшее и потное лицо. -Не тот немец, что был раньше, не тот...
Едва была отбита танковая атака, как на автомашине подъехал капитан Строганов, служивший в штабе полка. Оглядевшись, он поднялся по косогору к смельчакам, весело спросил:
- Кто тут старший, кто уничтожил танки?
- Зампотех батальона старший сержант Шаталов - старший, а это мои боевые друзья - водители Дмитриев и Игнатов. Это, так сказать, наш боевой расчет. Мы вели бой.
- Здорово вы им утерли нос. Молодцы! Хвалю за храбрость! С этими словами капитан достал из планшета бумагу и карандаш, записал фамилии смельчаков.
Спустя пару месяцев после того памятного боя на груди старшего сержанта Шаталова засияла самая почетная фронтовая медаль «За отвагу».
С боями бравый сержант исколесил почти всю Европу. Вдоволь накатался. Долгожданный день Победы встретил с однополчанами в далекой Пруссии. За героизм и мужество, проявленные в годы войны, он награжден двадцатью боевыми наградами.
В 1946 году Д. Шаталов переехал в Ставрополь. Вначале трудился в военных мастерских, а в 1949 году его пригласили на службу в органы внутренних дел в должности старшего госавтоинспектора РЭО ГАИ ГУВД Ставропольского края.
Служба в ГАИ далеко не мед, как кажется обывателю. Она нередко сопряжена с риском для жизни. Это Шаталов усвоил с первых же дней. Хотя к риску и опасностям он давно привык. И все же...
Однажды в ГАИ поступила информация, что из армии сбежал вооруженный солдат. И что он может оказать вооруженное сопротивление. Задержать его следовало без потерь и кровопролития. Легко сказать без кровопролития. Начались поиски. Скоро выяснилось, что беглец на краденной машине «Жигули» пересек Петровский район. С помощью патрульной службы Д. Шаталов остановил беглеца, а затем ловко скрутил солдату руки, надел наручники. Операция на сей раз закончилась без единого выстрела. Впрочем, таких жизненных эпизодов бывший госавтоинспектор помнит немало. За четверть века ему довелось участвовать в операциях по задержанию беглецов из мест заключения, угонщиков краденых автомашин, лиц, скрывавшихся с мест дорожно-транспортных происшествий, и всякого рода других преступников.
25 лет отслужил ветеран в органах внутренних дел края. И только в 1971 году ушел на заслуженный отдых в звании майора милиции. Ко всему следует добавить, что на долю Дмитрия Михайловича выпала большая и сложная жизнь. Ровно 60 лет с ним делила радости и печали верная и любимая жена Ольга Егоровна. Их семейный союз прочно скрепляли двое детей - Дмитрий и Таисия.
К слову, Геннадий Дмитриевич в свое время тоже пошел по стопам своего отца. Закончил Львовскую милицейскую школу, затем Московскую академию милиции. 30 лет он трудился начальником отдела службы и подготовки управления противопожарной службы УВД Ставропольского края. Ныне подполковник милиции, как и его отец, находится на заслуженном отдыхе.
Владимир ЖИДКОВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет