Вы здесь

Ревизская сказка

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Ревизская сказка

К 110-летию проведения первой всеобщей переписи населения Российской империи.

Учет населения, возникший в глубокой древности, был связан с фискальной и военной деятельностью раннеклассовых государств и задачами их административного устройства. Ему подлежало прежде всего взрослое мужское население и единицы податного обложения.
На Руси, по имеющимся сведениям, первый учет населения был проведен в 1252 г. монголо-татарами и преследовал цель подсчета налогоплательщиков.
Источником определения податной способности народа и для производства рекрутских наборов служили и ревизии, начавшие производиться в России в 18 в. при Петре I. Так как подати взимались с мужчин, то главным образом обращалось внимание на получение точных сведений об этой части населения.
Само производство ревизий заключалось в том, что на уполномоченных (волостных старост, выборных лиц) или на помещиков, их приказчиков, если речь шла о крепостных крестьянах, возлагалась обязанность подавать к известному сроку сведения о числе податных душ. Сроки подачи этих сведений, так называемых «ревизских сказок», определялись сначала несколькими месяцами, затем в силу необходимости давались отсрочки, доходившие иногда до года и более. За неподачу справок полагались строгие наказания. При Петре Великом, в 1718 г., за утайку податных душ приказчикам и старостам грозила смертная казнь. Со временем казнь и телесные наказания были заменены штрафами. При таких условиях население не могло относиться к ревизиям спокойно. Страх наказаний, тягость возрастающих податей, часто произвол и злоупотребления ревизоров возбуждали в народе сильное противодействие, и многие всячески старались уклониться от подачи сведений о себе.
В 1858 г. была проведена последняя, десятая ревизия. К этому времени совершилось немало коренных реформ, а с отменой подушной подати ревизии сами собой отпали, как мера, отжившая свой век.
Несмотря на то, что учет в 18 в. в России давал весьма приблизительные сведения о населении, тем не менее считается: некоторые русские ревизии в этот период были совершеннее переписей в странах Европы.
В крайгосархиве в фонде «Ставропольская казенная палата» сохранились «ревизские сказки» пяти ревизий с 1811 по 1858 гг. Отдельные из них за большой объем архивисты называют «баянами». Они являются бесценным материалом для историков-краеведов, исследователей родословной.
Листаем «ревизскую сказку» 7-й народной переписи 1816 г. о купцах и мещанах г. Ставрополя. Встречаются знакомые имена. Игнат Юдович Волобуев, глава купеческой династии, в 1837 г. будет избран городским головой, станет известен своей благотворительностью. Никита Михайлович Плотников, купец I-ой гильдии, род которого будет удостоен потомственного Почетного гражданства. Купец Федор Григорьевич Стасенков, на его средства построены в Ставрополе Армянская и церковь Св. Варвары, которые, к сожалению, не сохранились...
С 1858 г. на смену ревизиям пришел административно-полицейский учет населения, в основу которого были положены данные посемейных списков. Всего было проведено три крупных административно-полицейских исчисления – в 1858, 1863, 1885 гг.
Первая всеобщая перепись населения России была проведена в 1897 г. Ее главное отличие от ревизий, преследовавших, как отмечалось, исключительно фискальную цель, заключалось в том, что она ставила задачу всестороннего изучения народной жизни.
Надо сказать, что к этому времени в мире был уже накоплен определенный опыт в этом деле. Первая перепись населения с научно-статистической целью была проведена в Североамериканских Соединенных Штатах еще в 1790 г. Затем такого рода переписи начинают вводиться в Западной Европе. Правила и приемы их производства вырабатываются на международных статистических конгрессах, и ко времени 40-х и 50-х гг. они принимают форму однодневных и повсюду становятся периодическими.
Вопрос о всеобщей переписи в России с 1857 г. ставился не один раз. Но только к 1895 г. настоятельная ее необходимость была окончательно признана. Здесь важную роль инициатора и организатора сыграл Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский, ученый, географ, статистик, в то время возглавлявший Русское географическое общество. 5 июля 1895 г. было Высочайше утверждено положение о Первой всеобщей переписи Российской империи.
В положении отмечалось: «1) всеобщая перепись населения Империи имеет целью привести в известность его численность, состав и местное распределение; 2) всеобщей переписи подлежат все жители Империи обоего пола, всякого возраста, состояния, вероисповедания и племени, как русские подданные, так и иностранные».
Переписные листы содержали 14 вопросов: имя, отчество и фамилия или прозвище; семейное положение (холост, женат, вдов, разведен); отношение к хозяину (родственник, свойственник, приемный или жилец, прислуга, работник и т. п.), а равно взаимные семейные отношения лиц, не принадлежащих к семейству хозяина; пол; возраст; состояние или сословие; вероисповедание; место рождения; место постоянного жительства или место прописки, а для иностранцев, сверх того, и подданство; место постоянного пребывания; родной язык; грамотность; занятие, ремесло, промысел; важнейшие физические недостатки, как то: слепота, немота, глухонемота, душевная болезнь.
Общее руководство переписью возлагалось на министра внутренних дел, который возглавил учрежденную в С-Петербурге Главную переписную комиссию. Комиссии в губерниях состояли под председательством губернаторов.
Были созданы уездные комиссии, в обязанности которых входило разделение уезда на переписные участки и составление по ним списков населения, а также назначение и инструктирование счетчиков – лиц, уполномоченных проводить перепись.
Всяческое содействие в деле переписи должны были оказывать все чины полиции. Они были обязаны объявить всем домовладельцам, что между 18-м января и 1-м февраля (в это время, по состоянию на 28 января, проходила перепись) к ним будут являться снабженные особым свидетельством и нагрудным знаком, счетчики, которые должны беспрекословно впускаться в дома.
Дела архивного фонда «Уездные переписные комиссии Ставропольской губернии» сохранили для нас свидетельства о том, как проходила перепись на Ставрополье. Документы рассказывают о хорошей подготовке и проведении акции. Из центра постоянно высылались циркуляры, письма с разъяснениями, наставлениями, рекомендации счетчикам. На местах проводились практические занятия по заполнению переписных листов, приемам подсчета населения.
Сохранился список счетчиков по г. Ставрополю. Переписью в городе, разделенном на четыре участка, занималось 53 счетчика, из них 33 бесплатных. Дело это, видно, считалось почетным, поэтому многие хотели в нем участвовать даже безвозмездно. В списке числятся дворяне, мещане, чиновники, канцелярские служащие, военные. К тому же безвозмездным счетчикам, переписавшим не менее 500 человек, полагалась медаль «За труды по Первой всеобщей переписи населения 1897».
Во время переписи учитывались и особенности национального состава регионов. Так, в письме Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе губернаторам Кавказского края от 16 октября 1896 г. указывалось: «... Согласно одобренным Главною переписною комиссиею предположениям Кавказского начальства, счетчики в переписных листах при записывании мусульманок должны с вопросами о них обращаться к главе семейства или к сельскому старшине».
Перепись 1897 г. прошла успешно. Об этом говорят отчеты уездных комиссий по губернии. И, хотя отмечались и недостатки, значение первой в истории всеобщей переписи населения несомненно.
Предварительные ее итоги, составленные по подсчетам местных комиссий, вышли в апреле 1897 г.: «Всего в Империи исчислено 126 683 312 человек. По Ставропольской губернии – 873 863». Итоги переписи по губерниям позднее были опубликованы в 119 томах. Разработка данных переписи производилась с помощью счетно-табличных электрических машин, изобретенных Германом Голлеритом. 67-й том – «Ставропольская губерния» - вышел только в 1905 г. В нем уточнялась численность населения по губернии – 873 301 житель. При пространстве губернии 52 793,1 квадратных верст (без значительных внутренних вод) приходилось в среднем на одну квадратную версту 16,54 жителей. В г. Ставрополе проживало 41 590 человек.
Распределение по полу населения губернии отличалось от центральных русских губерний некоторым перевесом мужского населения над женским. На 1000 жителей мужского пола приходилось в сельской местности 964 женского, а в городах- 967. Этот перевес мужчин над женщинами отчасти объяснялся приливом пришлого населения мужского пола, а отчасти особенностью местных нерусских национальностей; среди населения территории кочующих народов на 1000 мужчин приходилось только 768 женщин.
Этнографический состав населения Ставропольской губернии был довольно разнообразным. Но большинство населения составляли русские, а именно всего 91,97%, в том числе великороссы – 55,25%, малороссы – 36,62% и белорусы – 0,10%.
В соответствии с этнографическим составом был разнообразен и состав населения по вероисповеданию. Преобладающим являлось православие, к которому принадлежало 91,14% всего населения губернии.
Констатировалось, что грамотность населения Ставропольской губернии невысока и составляет всего 14,35%.
По роду занятий: основная масса населения губернии была занята в сельском хозяйстве – 85,74%. Это только часть важных для губернии сведений, выявленных переписью.
Богатый статистический материал, полученный в результате Первой всеобщей переписи населения Российской империи, давал возможность составить более точное представление о жизни народа России и на научных началах решать различные государственные вопросы.

Е. ГРОМОВА, ведущий археограф
Государственного архива Ставропольского края.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (2 голоса)