Вы здесь

Хоспис по-ставропольски

Хоспис по-ставропольски

В Ставрополе впервые в крае создана хосписная система оказания помощи тяжелобольным людям, уже показавшая свою большую востребованность.

Жизнь, как известно, штука сложная. Всего в ней вдоволь намешано - и радости, и горя. Бывает так, что родной человек тяжело заболел, за ним требуется не только длительный уход - с ним надо посидеть, приободрить, поддержать его морально, сказать ласковые слова, а сделать это, увы, некому. Детей и близких родственников или нет, или они, в силу разных обстоятельств, не могут сутками находиться у постели больного. Во многих странах мира эту проблему решают путем создания специальных приютов - хосписов. Появились они и в нашей стране, а с этого года хосписное отделение открыто в ГУСО «Ставропольский центр социального обслуживания населения».
Ставрополь, конечно, не чета Питеру и Первопрестольной - у нас нет таких условий и возможностей, как у них. Ставропольский центр социального обслуживания ютится в тесном помещении, поэтому вся работа ведется на дому. Главное, что специалисты взялись за нее с желанием облегчить жизнь больным людям. Коллектив здесь деятельный, творческий, в чем немалая заслуга директора Людмилы Михайловны Чередниченко, о которой все отзываются, как о человеке на своем месте. Сейчас в учреждении девять отделений, которые обслуживают на дому полторы тысячи ветеранов и инвалидов. При создании хосписа соединились интересы руководства Центра и министерства труда и соцзащиты населения СК. Идея, можно сказать, родилась в совместном поиске.
- Просьбы об организации такой службы поступали от наших клиентов и их родственников давно, - рассказывает замдиректора Светлана Кияшко. - Да мы и сами понимали ее необходимость. Сегодня много частных фирм, их руководители отказывают работникам в отпуске без содержания, чтобы ухаживать за тяжелобольной матерью или отцом. А лишиться места работы - значит, лишиться зарплаты. У детей появляется чувство вины перед родителями. А бывает, что родных вообще нет рядом, они за пределами края - кто поможет? Недавно пожилой мужчина, сам нуждающийся в социальной поддержке, срочно вызвал из Мурманска сына - тяжело заболела мать. Тот примчался к нам белый от волнения - помогите! Сейчас отделение обслуживает 10 человек, все они - лежачие больные...
По какому принципу работает хоспис? Людей, перенесших инсульт или инфаркт, с тяжелыми последствиями после сахарного диабета, онкологических больных на дому обслуживает социальный работник-сиделка. Объем услуг оговаривается в договоре, заключенном с клиентом или его родственниками. Купить продукты и лекарства, приготовить обед и убрать в квартире, оплатить коммунальные услуги, решить пенсионные вопросы, - это социальный профиль. А перестелить постель, поставить судно или «утку», обмыть человека, обработать пролежни, закапать глаза - это уже функции сиделки. Если лечащий врач из поликлиники делает назначения - капельницы, инъекции и т.д., к клиенту приходит медицинская сестра из другого отделения Центра - социально-медицинского.
Один соцработник - сиделка обслуживает одного клиента. В квартире подопечного он проводит восемь часов - целый рабочий день, и так пять дней в неделю, за исключением выходных. Даже физическая нагрузка немалая, а добавьте психологическую - от постоянного общения с такими больными. Как правило, настроение у них упадническое, они уже ничего не хотят, а специалисты должны им дать установку на жизнь, поднять их интерес, отвлечь от мыслей о смерти. И здесь очень многое зависит от личных качеств соцработника - сиделки. Не каждая возьмет на себя такой груз при зарплате - со всеми надбавками - в три с половиной тысячи рублей.
- Люди случайные в этой сфере сразу отсеиваются, - говорит заведующая отделением Наталья Буланова. - Как-то пришла женщина лет 35-ти. Мы ее определили к клиенту. Она неделю поработала и отказалась - не устраивают условия, психологически тяжело...
А вот Елена Никифорова, наоборот, ждала, когда в государственной структуре откроется подобная служба. Пять лет она частным образом работала сиделкой, всего насмотрелась, в том числе неэтических поступков со стороны родственников больных. В хосписное отделение пришла по направлению городской службы занятости населения.
- Меня привлекло то, что будет идти трудовой стаж, - говорит 45-летняя женщина. - В Центре есть юристы, здесь мы лучше защищены в правовом отношении. А зарплата... Думаете, частная сиделка больше получает?
Мой клиент - человек образованный, юрист. Ему больше 80 лет, но он настроен выздороветь. В первый день мы с ним «Час суда» по телевизору посмотрели, он по ходу передачи давал комментарии. У него со зрением плохо - читаю газеты. Тепло станет - на прогулку будем выходить. У мужчины есть родные, они часто его навещают, но проводить целый день с ним не могут.
- Сказать, что такая работа нравится - это было бы лукавством. Но когда чувствуешь, что ты нужен, когда делаешь все, чтобы облегчить страдания больному человеку, видишь на лице его улыбку - это дает какое-то умиротворение, покой душе. Я ведь сама рано потеряла мать, она умерла внезапно, когда мне было 23 года...
Хоспис, по мировой практике, обеспечивает не продление, а качество оставшейся жизни. Поэтому очень важен не только уход, но и моральный настрой больного. Чтобы он не погружался в болезнь, а, наоборот, отвлекался от горьких мыслей. Соцработник Марина Аветисова, советуясь со своей 78-летней клиенткой, привлекает ее к экспериментированию в кулинарии. А Валентина Лис, узнав об увлечении своей подопечной составлением кроссвордов, предлагает ей опубликовать их на страницах издаваемой в Центре социального обслуживания газеты «Бабушкины вести». Клиентка Валентины Николаевны сейчас так воспрянула духом, что намерена к 8 Марта преподнести своим родным подарок - встать с постели и сделать несколько шагов по квартире.
А кроме того, есть еще духовная поддержка: по просьбе клиентов на дом приглашается священник, проводит беседы, исповедует.
Но хосписная практика показала и другое: тем, кто сидит у постели тяжелобольных, тоже нужна бывает психологическая поддержка. Так случилось, что за одну неделю из обслуживаемых умерли сразу три человека. Соцработники, для которых эти люди уже стали близкими, пережили глубокий стресс, впали в депрессию. Заявления об увольнении они, правда, не написали, взяли других клиентов, но психологи Центра думают, как через индивидуальные занятия вывести коллег из стрессового состояния. Ведь к больным, чтобы не случилось, надо приходить с улыбкой, в хорошем настроении - это как заповедь.
Немаловажный вопрос - денежный. За рубежом многие хосписы существуют на пожертвования, у нас система другая. В Ставропольском Центре на дому бесплатно обслуживаются участники и инвалиды войны, а остальные клиенты платят в размере 25 процентов от разницы между своей пенсией и прожиточным минимумом пенсионера в крае. Услуги сиделки оплачиваются отдельно, но тариф здесь ниже, чем запрашивают частники.
Как бы там ни было, но хосписная система востребована.
- У нас уже создается очередь, - говорит заведующая отделением Н. Буланова. - На данный момент подано семь заявок, но удовлетворить их мы не можем - не хватает соцработников-сиделок. Люди не идут на эту работу и из-за низкой зарплаты, и из-за специфики работы, большой эмоциональной нагрузки.
- Мы были бы очень рады, - подключается к разговору заместитель директора центра С. Кияшко, - если бы у хосписного отделения нашлись спонсоры. Благодаря их материальной поддержке нам бы удалось поднять зарплату и привлечь хорошие кадры. Нам очень нужны люди милосердные, умеющие сопереживать, терпеливые. И не беда, если они не знают специфики социальной работы - мы их научим, у нас для этого есть трехмесячные курсы.
...Никто не знает, что его ждет в будущем. Никто не застрахован от того, что сегодня здорового человека завтра не сразит тяжелая болезнь. Но теперь, чтобы помочь родному человеку, жители Ставрополя знают, куда в таких случаях обращаться: в хосписное отделение Центра социального обслуживания населения.

Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3.1 (8 голосов)