Вы здесь

В финале «Осени» - Турецкий с хором

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В финале «Осени» - Турецкий с хором

На сцену Ставропольского Дворца культуры и спорта они выходили один за другим, и каждого встречал шквал аплодисментов. Они - это всемирно известная арт-группа «Хор Турецкого», приехавшая в краевой центр на ежегодный праздник-фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья».

КОНЦЕРТ
Звучит вступлением «Ах, этот вечер, лукавый маг, одетый вечно в лиловый фрак...» И мгновенно появившийся на первом плане Михаил Турецкий, приветствуя зрителей, говорит: «Мы счастливы вновь приехать в ваш яркий, самобытный, легендарный город!» Вполне возможно, что он это говорит на каждом концерте хора, а все равно, приятно. Кстати, как рассказал потом (эксклюзивно) обладатель редчайшего голоса - высокого тенора - альтино Михаил Кузнецов, за прошлый год коллектив, гастролируя по стране и за рубежом, совершил 99 (!) перелетов. 272 часа в воздухе - это вам не шуточки!
А потом в исполнении «Десяти голосов, которые покорили мир» прозвучала программа, соединившая, казалось бы, несовместимое: попурри из оперных арий, мюзиклов, советские шлягеры, литургические песнопения и хулиганские песни, ставшие уже народными. Гендель, Моцарт, Верди, фрагменты православного церковного пения «Отче наш» и еврейская «Золотой Иерусалим». И тут же «Вечная любовь» из репертуара Шарля Азнавура (на французском), «Увезу тебя я в тундру», «Вечер на рейде» Соловьева-Седого.
- От них невозможно оторваться, - сказала сидевшая рядом женщина. А Турецкий в это время не только пел вместе с хором, вел концерт, но и дирижировал залом. Ну с таким дирижером поневоле запоешь... Программу же продолжил «спортивный блок». «Мы обязуемся, - заявил со сцены Михаил Турецкий, - по программе президента Путина, вплоть до 2014 года петь песни о спорте». Зал аплодировал в такт песням: «Старт дает Москва», «Ледовая дружина», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Королевы плаванья», «Ну-ка, солнце, ярче брызни...». И вновь ставропольцы, «заведенные» великолепным вокальным мастерством «Хора Турецкого», пели вместе с ним «Марш энтузиастов» Дунаевского. И слова: «Знамя страны своей мы пронесем через миры и века», - вселяли надежду, что так оно и будет, несмотря ни на что.
Каждый номер программы обыгрывался арт-группой, каждая песня превращалась в мини-спектакль. Но уж совсем «добил» зрителей «десертный номер» или, как объявил его Михаил Турецкий, - «нетрадиционный танец для коллектива традиционной ориентации». Это был мужской «натуральный» канкан («большой батман» - нога вверх), посвященный ставропольским женщинам: «Без женщин жить нельзя на свете, нет!» Это было что-то! Как потолок зала не рухнул от грома аплодисментов? Непонятно. Покорил зрителей и «русский медляк» «Синий туман», который артисты исполняли в клубах действительно синего тумана. И «Песня о дружбе», и коронный номер хора - «Виват, Мария, виват, Виктория. Афродита». Люди не хотели расходиться после концерта, переговаривались между собой, как давно знакомые. В зале витал какой-то особый дух единения и сплочения. И все благодаря, как говорили ставропольцы, этому чуду - «Хору Турецкого».
НАЧАЛО
А возникло «это чудо» в 1989 году, 18 лет назад, когда Московская Хоральная синагога рещила создать мужской хор. Руководство Российской академии музыки имени Гнесиных направило для организации хора своего выпускника Михаила Турецкого. Ядром коллектива стали студенты и выпускники Гнесинки.
Сначала они пели на службах в синагоге, делая свои аранжировки. Потом расширили репертуар и географию своих выступлений. Безграничные (без преувеличения!) творческие возможности коллектива позволяют ему исполнять все «самые популярные мелодии, сочиненные человечеством». И вместе с «Хором Турецкого» в Большом зале Московской консерватории, в Кремлевском Дворце съездов, на сцене Большого театра с большим удовольствием поют такие звезды, как Иосиф Кобзон, Лайма Вайкуле, Филипп Киркоров, Николай Басков, Борис Моисеев... В 1993 году руководитель и дирижер Михаил Турецкий был удостоен Американской ассоциацией канторского искусства ордена «Золотая корона канторов мира». Подобной наградой обладают всего восемь человек во всем мире. Кто он, этот человек, создавший волшебный коллектив и назвавший его своим именем?
Как можно узнать теперь уже из многих источников, Михаил Борисович Турецкий родился 12 апреля 1962 года, в День космонавтики. И как нельзя больше подходит к своему знаку Зодиака - Овну. В книге известного американского астролога Линды Гудмен (написанной с тонким юмором) говорится: «Если мимо вас вдруг пронеслось нечто, похожее на молнию, смерч и супермена, вместе взятых, - это Овен». Как подтвердил мне после концерта в Ставрополе один из самых «старых» хористов, однокурсник Турецкого Михаил Кузнецов, так оно и есть. «Очень быстрый и подвижный по натуре, овен - это вожак, идущий впереди всех. Его постоянно переполняют новые идеи. Можно сказать, мозг Овна вращается со скоростью двухсот оборотов в секунду...»
Но прежде, чем он стал вожаком известного во всем мире коллектива, Турецкий много чего пережил. «Я с детства был одержим пением. А меня отдали учиться играть на флейте, хотя у меня был голос. И только благодаря моему дяде - Рудольфу Баршаю - руководителю Московского камерного оркестра, я поступил в знаменитое музыкальное училище имени Свешникова. «Почему мальчик учится дудеть, когда ему надо петь?..» А потом было хоровое отделение Гнесинки. И работа: грузчиком по ночам и в детской капелле - днем. А для души - ансамбль политической песни. «Меня до сих пор заводит политическая песня. И замечательные песни Серафима Туликова. И «Наш паровоз вперед летит..» Это наша жизнь. Мы такие... Это наша судьба - нашей земли, нашего народа».
В августе 1989 года у Турецкого в автокатастрофе погибла жена Елена. Осталась маленькая дочь Наташа. А в сентябре он собрал свой хор и стал восстанавливать традицию еврейского духовного пения. «Я не знаю, откуда на это взялись силы. Если бы не хор, может быть, я не выбрался из своей трагедии».
Турецкий открывал для себя и для своего коллектива древнее, могучее искусство. Через два года они уже выступали с этой программой в Англии, Франции, Израиле, США, Канаде. Но в России заниматься раскручиванием бренда «еврейский хор» было очень сложно. Было много попыток заинтересовать своим искусством и Березовского, и Эрнста, и Айзеншписа. Не сложилось. И тогда Турецкий, чтобы выжить, разделил хор на две части. Одна осталась в Москве, другая по контракту поехала работать в Майами. Оставаться в Америке Михаил Турецкий не хотел. И добился (после полутора тысяч звонков из США) поддержки Иосифа Кобзона. Тот взял коллектив в свой прощальный тур по России и остался доволен совместной работой. Помимо «фирменного блюда» - еврейских песнопений, «Хор Турецкого» поет по-английски, по-французски, по-русски, на иврите. В его репертуаре около 400 произведений - от «Калинки-малинки» и «Бесамо мучо» до «Семь сорок», «Мурки» и «O sole mio».
«МОИ ДЕВОЧКИ»
Но невозможно ведь жить одной работой. В семье Михаила Борисовича четыре женщины. Как он их называет, «мои девочки». Супруга музыканта Лиана - гражданка США, дочь эмигрантов из России. Познакомились они на концерте, который устраивал в Америке отец Лианы. Когда после многих телефонных разговоров и долгих перелетов друг к другу Михаил сделал Лиане предложение, то ее родственники были категорически против: «Ты что, с ума сошла, решила выйти замуж за артиста? Они ведь то же самое, что цыгане!» Но Турецкие уже 11 лет вместе и друг друга, по словам Михаила, полностью устраивают.
Девочками, помимо жены, Турецкий называет еще трех своих дочерей. Старшая, от первого брака, Наташа, закончила университет, работает юристом. Средней дочери Сарине сейчас 10 лет, а самой младшей - Эммануэль - два года.
Когда я спросила у Михаила Борисовича (после концерта): «Унаследовали ли ваши дочери любовь к пению?», он ответил: «Да, и поют, и танцуют. Но музыкантами они не будут. Я так решил». Все правильно. «Овен, - как пишет Линда Гудмен, - дома - босс. А также внимательный и гордый своими детьми отец. Со временем, правда, он попытается управлять детьми и диктовать их будущую карьеру».
ЗА КУЛИСАМИ
Вернемся, однако, к концерту. После выступления «Хора Турецкого» Михаила Борисовича ждала за кулисами целая армия местных журналистов, но он скрылся в гримерке. Мне же удалось поговорить с его однокашником, знающим Турецкого уже четверть века и обладающим уникальным голосом - альтино - Борисом Кузнецовым. Оказалось, что в нынешнем составе арт-группы осталось шесть человек из первоначального коллектива. В активе хора около 60 программ, в том числе «Рожденные петь» и «Великая музыка». Все артисты - выпускники дирижерско-хорового факультета Российской академии музыки имени Гнесиных. У каждого - свой уникальный тембр голоса - от баса-октависта (самый низкий бас) Евгения Кульмиса до альтино самого Кузнецова. Кроме того, «мы единственный в мире танцующий хор. Это целая наука. Движение, вообще-то, мешает пению, но мы научились с этим бороться...»
Тут, наконец, вышел из гримерки переодевшийся Михаил Турецкий и ответил на несколько наших вопросов.
- Как вы относитесь к тому, что ваш хор называется всеядным?
- Да, мы всеядны, и нас это абсолютно устраивает. Мы поем все, что нам нравится.
- Сколько часов ваши артисты провели у «станка», чтобы так шикарно исполнять канкан?
- Часов двадцать.
- Вы сами занимаетесь аранжировкой произведений?
- С нашей загруженностью это просто невозможно. Сейчас у нас есть целый штат аранжировщиков, и они делают все так, чтобы это нас устраивало. Есть у нас и собственные хореографы, которые занимаются танцевальной подготовкой артистов.
- Ну и немного о ближайших планах коллектива?
- Вообще-то это коммерческая тайна. Единственно, о чем могу рассказать - в ближайшем будущем у нас начнется большое турне по России. А начнем мы его с Сахалина.
Но и это не все. На концерте «Хора Турецкого» произошла очень интересная встреча бывшего ученика Евгения Кульмиса со своим бывшим педагогом по фортепиано (в Челябинском музучилище), а ныне преподавателем Ставропольской ДМШ № 2 Майей Андреевной Беловой. Они не виделись около 30 лет, и им было о чем поговорить. А потом Кульмис подарил Майе Андреевне диск хора и букет роз. Вот такой чудесный финал получился у нашей «Музыкальной осени».

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет