Вы здесь

Свой среди своих. Первоклассник

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Свой среди своих. Первоклассник

Вторая школьная четверть в самом разгаре. Дети, для которых этот учебный год первый, с одной стороны, еще ощущают неприкаянность новичков, с другой, уже успели получить какие-то оценки (у первоклашек это просто знаки - звездочки, флажки и т.д.) и понять, что такое школа.

Знания нужны, но как их правильно получить, зачастую не знают даже взрослые. А уж о количестве необходимого к запоминанию, что свалилось на бедных детей, не говорит только равнодушный. Хочешь быть успешным в жизни, хочешь быть востребованным - учись. А вот какую силу воли и усидчивость надо иметь, чтобы быть в школе «хорошим»? И обнаруживаются проблемы. С чем приходят родители к детскому психологу?
Светлана Башкатова, психолог общественной организации «Ассоциация развития психоанализа и психотерапии», руководитель Центра психологического консультирования и детской психологии:
- Родители приходят к психологу, когда ребенок отстает в обучении, или у него возникают проблемы в общении или поведении: он дерется в классе или изолирован, не входит в контакт.
- Занимаются в классе три ребенка. Один выполняет задания, но на первых уроках не записывает домашние задания; второй выполняет домашнее задание в классе, пока его объясняют, но не совсем правильно, третий в классе практически ничего не пишет в тетрадке. Это что - невнимательность, непонимание учителя, еще что-то?
- Здесь нет однозначного ответа. Когда ребенок вообще не работает в классе, это может быть обыкновенная педзапущенность: с ним не занимались, для него учебная деятельность – это совершенно новый опыт, и ему не понятны требования учительницы. Другой причиной могут быть трудности в установлении контакта: ребенок боится отношений с другими - взрослыми или детьми. У такого ребенка высокий уровень тревоги, он не слышит ничего, он защищается. Мама или учительница может трясти его, разговаривать - а он не будет воспринимать ничего, он уже поставил стенку. Это не контролируемое ребенком состояние, и важно понимать, что он сам от этого страдает и нуждается в помощи. Или у ребенка может отсутствовать учебная мотивация, он хочет еще продолжения детства. В определенном возрасте, лет в 6-7, ребенок в норме должен: хотеть учиться и хотеть быть успешным, но он психологически может «не дорасти». Интеллект у такого ребенка может быть высокий, а уровень эмоционального развития соответствовать уровню дошкольника, когда ему еще поиграть хочется.
- То есть, то, что это серьезно, до него не доходит?
- Да, поэтому психологи всегда ищут причину. Лучше всего проверять ребенка полностью: интеллект хороший - смотрим эмоциональное развитие. Эмоционально контактен, живой, конкурентоспособный, а двойки получает - может быть, та самая педзапущенность. Таких детей можно быстро восстановить за счет их собственной уверенности. В любом случае школа - это стресс для ребенка, особенно, если он не ходил в детский сад, не занимался в кружках. И ожидать от любого ребенка, что он сам будет выполнять домашние задания, да еще правильно - не стоит. Сейчас его тревожит даже такая мелочь, как ставить или не ставить точечку, например. И для него это не мелочь.
- Момент соревновательности у первоклашек: насколько дети понимают, что кто-то лучше занимается, кто-то хуже? Как уверенность в ребенке поддержать? Конкретный пример: мальчик не успел ответить на уроке, его не отметили звездочкой, он очень расстроился, плакал.
- Чего хочет любой мальчик? Быть успешным. В данном случае он думает, что проиграл. Здесь можно исследовать ситуацию в семье: как там относятся к его проигрышам и победам. Во-первых, ребенок всегда хочет одобрения близких. Во-вторых, он должен чувствовать, что имеет право проиграть. Очень важна оценка, которую дают родители, это может быть даже не слово, а просто отношение - уйти, дверью хлопнуть, а дети в этом возрасте очень чувствительны. Они уже боятся потерять любовь близкого человека. Важно не ругать ребенка, он может даже не понять, за что.
- В первом классе не важно, какие ребенок получил четвертные знаки (не оценки, первоклашкам их не ставят), важно показать, что ты его все равно любишь? И родителям не акцентировать внимания на ошибках?
- Да, ему надо дать понять: я тебя принимаю таким, какой ты есть. Можно поддержать так: в следующий раз постарайся, я буду рада, если у тебя получится. Важно развести ошибки и намеренные действия ребенка. Тогда и реакция будет различна. Еще один важный момент: в первом классе ребенок должен смело устанавливать отношения со сверстниками, с учителем. Опыт других отношений (кроме мамы) у ребенка закладывается значительно раньше. Все знают про кризис трехлетнего возраста, когда малыш все стремится сделать сам, психологически отходит от мамы, ему это необходимо. Важно отпустить его, ведь он уходит не в никуда, а к «другому», ближайший другой - это папа.
- А если папы нет? Сейчас очень много детей, которых растят одни мамочки.
- Дело не в том, что папы нет, важно отношение мамы. Нельзя говорить ребенку «твой папа плохой», потому что мальчик ассоциирует себя с именно с папой, даже если он не рядом. Такова реальность. И первое одобрение (после мамы, которая воспринимается в раннем детстве как часть себя), девочка стремится получить от папы. А «другой» в таком случае не обязательно папа, это просто другой человек. Ребенок расширяет границы своего мира, пусть он тянется к бабушкам-дедушкам-дядюшкам, маме нужно отпустить его. И обязательно иметь собственные интересы, друзей, в театр ходить, увлекаться чем-то. Чтобы ребенок видел: у мамы есть отдельная жизнь, значит, мне тоже можно так. Тогда и в школе он будет общительным, самостоятельным и успевающим.

Виктория ХВОРОСТЬЯНОВА.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет