Вы здесь

Субъективный синдром

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Субъективный синдром

В августе «Ведомости» писали о ДТП, произошедшем в краевом центре в ноябре 2006 года. Той осенью десятилетнего Сергея Кузьменко сбила машина. Водитель скрылся с места преступления, тем не менее, следственные органы не желали возбуждать уголовное дело.

После нашей публикации уголовное дело в отношении Эдуарда Данеляна из Северной Осетии было возбуждено по ст. 264 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Однако может ли какое-либо наказание вернуть мальчику утраченное здоровье? Конечно же, нет. Все зависит от усилий врачей, правильно разработанной методики лечения и от капризов матушки-природы. Об этом мы поговорили с главным детским неврологом краевой детской клинической больницы Олегом Аграновичем.
- Олег Виленович, ваша кандидатская диссертация посвящена последствиям черепно-мозговых травм и системе их реабилитации. Скажите, когда вы занимались подготовкой этой серьезной работы, открыли ли для себя лично что-либо интересное?
- Для меня вся работа над диссертацией была очень интересна, но особенно поразило, что детей с последствиями черепно-мозговых травм в крае достаточно много. В наше отделение ежегодно попадает от 20 до 30 детишек. Незначительное число из них оказались в больнице в результате последствий бытовых травм, остальные дети пострадали в дорожно-транспортных происшествиях.
Когда ежедневно сталкиваешься с детскими врожденными неврологическими заболеваниями и травмами, особенно обидно осознавать, что большое количество абсолютно здоровых детишек приобретают тяжелейшие заболевания в результате халатности, порой глупости и полного неуважения к участникам дорожного движения некоторых водителей. Тяжело тем родителям, кто с момента рождения ребенка постепенно привыкает к его проблемам, но еще тяжелее тем, кто знал свое чадо как здорового и перспективного малыша, который после травмы меняет свое мировоззрение. Меняется его психика, он становится конфликтным, уходит из дома, бросает учебу.
При всем этом необходимо учитывать, что не всегда степень тяжести травмы соответствует степени последствий. Есть проявления в виде двигательных нарушений, есть проявления в виде повышения внутричерепного давления, а есть, к сожалению, такие формы, как симптоматическая эпилепсия, которая развивается после черепно-мозговой травмы. Повышение давления, как результат травмы, может проявиться через 3 месяца, эпилепсия - часто развивается через полгода, а астенические проявления держатся в течение 2-3 лет, но все строго индивидуально.
- Что вы можете сказать о нынешнем состоянии Сергея Кузьменко?
- Сергею становится все лучше и лучше, в настоящее время он более адекватен. Хочется верить, что это не просто надолго, а навсегда. Травма мальчика безусловно была очень тяжелой, при этом имели место переломы костей, поэтому понадобилась помощь нейрохирурга. Когда я впервые увидел Сергея, нейрохирурги уже спасли ему жизнь и мозг. Он тогда еще не пришел в сознание. Позже выяснилось, что он не может говорить, понимает речь, но общался тогда, показывая буквы на детском алфавите. У всех было опасение, что паренек никогда не научится разговаривать. Если бы такие проявления были у взрослого человека, то имели бы место необратимые последствия. С помощью природы, которая дала хорошую восстановительную систему детскому мозгу, и при адекватной медикаментозной поддержке этого процесса, мы можем способствовать достаточно хорошей компенсации, восстановлению утраченных функций. Сейчас налицо явные улучшения. Сергей постепенно пытается заново адаптироваться в обществе. Однако очень часто подобные положительные результаты лечения оказываются нестабильными.
По мере того, как компенсируются все основные неврологические функции (от этого зависит длительность наблюдений), ребенок должен проходить обследование.
- Что вы имели ввиду, говоря о нестабильности состояния здоровья?
В результате черепно-мозговой травмы под костью накапливается гематома и сдавливает головной мозг, она придавливает жизненно-важные структуры, при этом развиваются тяжелые последствия. Возможна смерть или же тяжелые неврологические нарушения.
Выбор правильного способа лечения сыграл значительную роль для компенсации таких проявлений. Сейчас Сергей производит впечатление совершенно здорового ребенка. Но в этом заключается вся коварность данного заболевания. Иногда ослабленный мозг, перенесший такое сильное потрясение, находится в нестабильном состоянии, любые дополнительные факторы, влияющие на травмированную нервную систему, могут дестабилизировать и ухудшить общее состояние ребенка. К таким факторам можно отнести банальные инфекции, даже обычное ОРЗ, все то, что ухудшает общее самочувствие. Есть еще и факторы эмоциональные - это неэффективно поставленная система реабилитации (восстановления), когда даются большие нагрузки - физические и эмоциональные. Когда дополнительно ребенку приходится испытывать стресс в школе, в семье, или пережить конфликт со сверстниками.
Зачастую после подобных травм дети попадают в конфликтные ситуации, так как мозг ослаблен и может неадекватно реагировать на ту или иную ситуацию. Да и мы, взрослые, порой судебными издержками доставляем неприятности только начавшим свое восстановление детям. Это может дестабилизировать состояние реабилитирующегося ребенка.
Поэтому все разговоры со следователем, судьей, прокурором, участковым и т.д. должны проводиться только лишь с разрешения лечащего врача. Вообще все должно согласовываться со специалистом - варианты обучения, иные нагрузки, вопросы о спортивных секциях, обо всех других видах занятий. После периода мнимого благополучия, когда ребенок выходит из состояния острой травмы с хорошими результатами, мы иногда замечаем, что он меняется в характере, по-другому реагирует на трудности, которые встают на его жизненном пути, по-другому учится, не справляется с нагрузками.
У французов есть такой термин - «субъективный синдром». Он означает, что при утомляемости, нарушении самочувствия и внешнем отсутствии признаков болезни и дополнительная диагностика (электроэнцефалография, психологическое тестирование, нейровизуализация) позволяет выявить нарушения работы головного мозга, «объективизировать» причину жалоб, болезни. Зная это, мы можем направить мозг ребенка к выздоровлению. А дети, как говорится, наше будущее, которое должно быть здоровым во всех смыслах.

Геннадий ТКАЧЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет