Вы здесь

Ученики Терпсихоры

Ученики Терпсихоры

Муниципальная детская хореографическая школа Ставрополя стала богаче на 73 ученика. В честь первоклашек, которых в конце декабря посвящали в юные хореографы, устроили традиционный по-настоящему грандиозный концерт. Полтора часа на сцене царило только искусство и ничего кроме. Постановка действительно удалась: динамичная, сюжетная, она восхищала своей целостностью. Яркие костюмы «детских» номеров и «взрослые» бальные платья, улыбающиеся мордашки малышей и строгая грация девушек-старшеклассниц заворожили и взрослых, и детей, сидевших в зале.

Идя на концерт, я точно знала: у нас сильная хореографическая школа – это первое. Второе: там очень большой вступительный конкурс (я, например, когда-то туда не попала). Третье: знакомые, занимавшиеся там, тратили кучу денег на концертные костюмы, но и плюсы были очевидны. Одна по окончании школы поездила по миру – Турция, Италия, Испания и т.д. (пусть и дисциплина в рабочих турне была почти военная и где-то девушка видела только танцевальные площадки и палубы пароходов). Второй знакомый, вместо полноценной службы в армии, благополучно оттанцевал два года в каком-то ансамбле пограничников. Благодаря школе.
Глядя же на сцену, я задавалась вопросом: хореография - это спорт или искусство? Воздушные создания, что порхают по сцене, изящно изгибаясь, восхищают красотой и пластикой. Юмористический номер «гусеницы» вызывает смех, маленькие «гномики» очень трогательны. Но кто никогда не пробовал хотя бы присесть во второй позиции – пусть не говорит, что это просто. Кто не репетировал часами у станка «носочек вперед, колени прямые, мах вперед, и-и-и раз...», тот не поймет, каким трудом даются эти легкие на вид взмахи ногами выше головы. Недаром в школу принимают только физически здоровых детей – им действительно нужна выносливость.
Об особенностях обучения хореографии, о том, чего стоит эта легкость движений, я поговорила с директором Ставропольской муниципальной детской хореографической школы Александром Виниченко и завучем Натальей Чудиной.
Первые два подготовительных года проходят «на полу» - малышам ставят ноги, их растягивают и учат основным движениям. 7-8-летние дети занимаются по полтора часа в день, дважды в неделю ритмикой и танцами. Первый номер на концерте как раз и демонстрировал, чему учат подготовишек (мостики, березки, кувырки).
Следующий этап – собственно пятилетняя хореографическая школа. В первый класс детей из подготовительного отделения отбирают по результатам экзаменов, формируют группы (не во всех есть мальчики, которые в дефиците). В этом году, как единодушно утверждают и директор, и завуч, очень сильный первый класс, но он абсолютно «девчачий», мальчишек приберегли для полноценного класса на будущий год. А педагогам этого класса – Татьяне Загинайко и Марии Ильченко будет интересно, хоть и весьма непросто с талантливыми девчонками.
И начинается собственно школа: девятилетних детей ставят к станку (две параллельные перекладины, протянутые вдоль стены на уровне примерно метра от пола), увеличивается нагрузка, возрастает и ответственность. Классический танец и ритмика первоклашек занимают уже семь часов в неделю.
В старших классах добавляются народно-сценический танец, балетная гимнастика, и еще больше часов приходится проводить в школе. Но никто: ни учителя, ни родители, ни сами дети не против проводить за репетициями все свое время. Педагоги сообща придумывают сюжет предстоящего концерта, директор – бессменный режиссер всех мероприятий. И даже репетиция праздничного концерта, заканчивающаяся часа в два ночи, не останавливает детей, а родители приносят бутерброды и термосы, подгоняют костюмы, крахмалят пачки и просто живут всем этим вместе с детьми. При всех нагрузках, за 20 лет существования школы, более 20 ее учеников окончили общеобразовательную школу с медалями. Хореографы по-своему стимулирует детей к хорошей учебе: отстающих снимают с выступлений, сокращают количество танцевальных номеров, и дети вынуждены подтягивать математику-физику.
Уникален ансамбль танца «Радуга», в который отбирают лучших учеников 3-5 классов хореографической школы (как исключение занимается там сейчас и талантливый второклассник). По словам директора, это единственный российский детский коллектив, который постоянно выезжает за границу и постоянно занимает призовые места в международных конкурсах. Денежный гонорар ребята получили только однажды, когда завоевали Гран При Юнеско в 1995 году, зато с тех пор «Радугу» любят и каждый раз ждут в И-лане (китайский Тайвань). В 2005 году коллектив признан лучшим среди 23 стран участниц Всемирного фестиваля и удостоен главного приза «Золотая жемчужина океана». Стоит помнить, что этим детям не больше 16 лет. И именно их пригласили давать сольный полуторачасовой концерт в Москве, в зале имени Чайковского – одном из самых престижных залов России.
Какое будущее у этих детей? Выпускники хореографической школы поступают в ставропольский колледж искусств (нынешний четвертый курс, например, состоит полностью из этих ребят за небольшим исключением), в педагогический институт. Многие учатся в Московском государственном университете культуры (а если из восьми человек курса, пятеро – ставропольцы, то это действительно много). Некоторые выпускники работают в ансамбле «Ставрополье». Другие выступают в телевизионных шоу, например, в программе «СТС зажигает суперзвезду» на подтанцовке. Одна из выпускниц работала у Игоря Моисеева, сейчас она в Испании, вторая танцует в ставропольском греческом ансамбле «Элефтерия», третий из бывших учеников занят в спектаклях театра Станиславского. Спрашиваю: а балет «Тодес», а Большой Театр – с такой-то подготовкой? Отвечают: «Тодес» с профессиональной стороны не совсем балет. Шоу-группа, мастерство которой заключается в очень зрелищных трюках и только в нескольких хореографических движениях. А Большой – вообще тема отдельная, туда берут только выпускников московского хореографического училища, в которое поступают в десятилетнем возрасте. Зато некоторые из учеников Ставропольской хореографической школы возвращаются сюда преподавать.
В любом возрасте учителя хореографии не преподают «со стула», они становятся перед ребятами и показывают все движения. Хореографии по книжкам не научишься, и, как и любое искусство, это – изменчиво и постоянно совершенствуется. Совершенствуются и учителя. Центр повышения квалификации работников культуры и искусства при министерстве культуры СК дает возможность приглашать мастеров для проведения занятий с преподавателями: теория, практика, семинары и занятия у станка – несколько дней по несколько раз в год.
Хореография – это не просто танцы для себя. Ребят учат и общей культуре, и человечности. Помимо изучения национальных и классических танцев, помимо отчетных выступлений дважды в год (в декабре на посвящении и в мае на показательном), помимо участия во всех без исключения городских мероприятиях, ребята дают благотворительные концерты. У них есть подшефный детский дом, для которого периодически собираются деньги преподавателями или игрушки и подарки ребятами и родителями. Для выступлений в детском доме берут младших ребятишек, чтобы возраст и репертуар выступавших соответствовал возрасту зрителей. Для одних такие выступления просто праздник, для других – урок милосердия и рабочая тренировка, ведь выступать приходится порой в обычных комнатах.
Разумеется, есть у школы и свои рабочие минусы. Финансируется городом только ансамбль «Радуга», школа получает лишь положенные по допобразованию дотации. Заработная плата педагогов приравнена к зарплате учителей общеобразовательной школы, и в младших классах она ниже, а работы у преподавателей первоклашек значительно больше (это не ставропольская, а общероссийская проблема). Все костюмы и даже декорации покупаются и шьются родителями и учителями. Но каждый год приходят новые дети, каждый год в декабре звучит многоголосое единодушное и звонкое «клянусь» (быть верным Терпсихоре – богине танца), и каждый год выпускаются профессионалы, многие из которых продолжают заниматься хореографией и по сей день.

Виктория ХВОРОСТЬЯНОВА.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет