Вы здесь

Он любил всех, даже Плюшкина

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Он любил всех, даже Плюшкина

1 апреля – 200 лет со дня рождения Н.В. Гоголя. По решению ЮНЕСКО 2009 год объявлен годом Н.В. Гоголя.
Николай Васильевич Гоголь – одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. Вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства, «тайне» его личности.
Николай Васильевич Гоголь. Когда слышишь это имя, вспоминаются овеянные романтизмом лирические образы сельских украинских красавиц и парубков, насмешливые интонации в изображении головы, дьяка, «богатого козака» Чуба из «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Ни с чем не сравнимая сатирическая манера в описании провинциальной помещичьей жизни в «Старосветских помещиках», «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Вспоминается, как бежали мурашки по коже, когда читали сказочно-фантастического «Вия».
Не забудется Акакий Акакиевич из «Шинели», где так блестяще нашла свое воплощение тема «маленького человека».
Никогда не сотрется из памяти героическая колоритная фигура Тараса Бульбы из одноименной повести, да и картина всей Запорожской Сечи, поднявшейся против иноземных захватчиков.
Разве не вспомнишь блестящий образец драматургии - комедию «Ревизор». В ней, последовав совету А.С. Пушкина, писатель «решился собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом посмеяться над всем».
И наконец, вспоминается вершина творчества Гоголя - поэма-роман «Мертвые души», в которой автор стремился постичь русскую жизнь, характер русского человека, судьбу России. «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?. Не дает ответа...», - насколько современен этот вопрос из лирического отступления, которыми так изобилует поэма.
В фондах Государственного архива Ставропольского края, к сожалению, нет документов, связанных с Н.В. Гоголем, он не бывал на Ставрополье. Но сохранилось уникальное издание известного краеведа Григория Николаевича Прозрителева «Память о Н.В. Гоголе в захолустьях Полтавской губернии», вышедшее к юбилейной дате - 100-летию со дня рождения писателя. В качестве эпиграфа автор взял слова Виктора Гюго: «Каждая черточка великого художника должна сделаться достоянием истории».
В 1898 году автор брошюры попал в Полтаву и случайно в Диканьку и ближайшие к ней деревеньки и хутора, лежащие недалеко от родины Гоголя. В этих местах слагались те вдохновенные страницы, которые всколыхнули всю читающую Россию.
В конце лета Г.Н. Прозрителев оказался в деревне Великие Будищи. Гоголь не жил в ней, но «живет там в самом, так сказать, населении, в памяти этих темных, маленьких людей, далеких от литературы и суеты мира, но хранящих глубокую, трогательную и какую-то благоговейную память о нем». Вот, к примеру, пан Онипко, у которого остановился автор брошюры, каждый раз, когда заходила речь о Гоголе, восклицал: «И как подумаешь, что он жил здесь, в наших кутках, так тебя мороз и осыпает...».
Благодаря знакомству с местным учителем церковно-приходской школы, Григорий Николаевич посетил в Будищах дряхлую старушку крестьянку Елизавету Крежилеву, которая охотно передала то, что сохранила ее память о Гоголе.
Елизавета была крепостной помещицы и 10-летней девочкой ездила с ней к Гоголям в Васильевку, где жила мать Николая Васильевича, и не раз прислуживала ему во время приездов домой. Мать писателя Мария Ивановна, по словам Елизаветы, невысокого роста, полная женщина очень любила сына и, ожидая его на побывку из Москвы, «приказывала фонари зажигать», созывала гостей, «да и сами все съезжались посмотреть на него». Переносясь в далекое прошлое, старушка вспоминала: «Соберутся и сидят в комнате, ждут. Как приедет он, бывало, сейчас поцелует ручку у маменьки и пьет чай, а все сидят и смотрят на него, молчат. Потом, после чаю, он уходит в свою «пещерку» - в саду такая комнатка была, - там он и писал, стоял там стол и на стене икона Божией Матери. Гостил он иногда две недели, а иногда и месяц. Горько плакала маменька его, как он умер».
У Николая Васильевича было три сестры - Анна, Елизавета и Ольга. Последняя самая любимая, она собирала для него старинные рассказы и предания, которыми Гоголь очень интересовался.
На барышень Николай Васильевич, как рассказывала Елизавета, не обращал внимания. Помнилось ей, что «росту он был среднего, черные прямые волосы, большой нос и усы, носил черный сюртук».
Последний раз Елизавета видела писателя, когда ему было 40 лет, видимо, после того, как он возвратился из Палестины и поселился в Москве.
Посетил Г.Н. Прозрителев и старого обедневшего помещика П. с дочерью, в семье которого долго жила сестра Гоголя Анна Васильевна. «Жизнь обитателей этого дома, - пишет автор издания, - прошла, измяла их, искалечила, отняла у них все, что было дорого в мире, и теперь бросила этих одиноких больных стариков, да в наказание «и смерти не велит трогать», как метко выразился П.». Читая эти строки, приходят на память гоголевские «Старосветские помещики».
Одно только упоминание имени Гоголя, словно электрическим током вызвало к жизни отца и дочь, которые с большим удовольствием стали отыскивать все, что так или иначе касалось дорогих воспоминаний. Г.Н. Прозрителеву предложили целую связку писем Анны Васильевны к жене П., в которых, к сожалению, не нашлось упоминаний о писателе. Все они были проникнуты религиозным настроением и часто содержали разного рода медицинские советы и апокрифические молитвы. Одну из них, молитву от зубной боли, приводит автор брошюры. В одной из комнат в доме висел хороший портрет Анны Васильевны. Что касается Гоголя, то воспоминания П. о нем касались главным образом его доброты, любви к матери и набожности.
Поиски прижизненного портрета Николая Васильевича, о котором рассказал помещик П., не увенчались успехом, но привели к не менее интересной находке. У крестьянки Мостиловой, жившей в услужении у разных лиц в Сорочинцах, Васильевке, Полтаве, оказалась фотография, на которой писатель изображен молодым, в черном сюртуке, с цепью на шее и в пальто с бархатными отворотами. Но самое главное, что придавало значение находке, внизу карточки имелась надпись: «Николай Гоголь», как уверяла женщина, сделанная самим писателем. Надпись была сделана чернилами и имела большое сходство с его почерком. Крестьянка уступила карточку Г.Н. Прозрителеву со словами: «Может, у вас на Линии (на Кавказе) и не знают про нашего Гоголя». На что получила ответ, что «вашего Гоголя знают и Линия, и вся Россия, и французы, и немцы».
Автор издания имел возможность убедиться, что для создания своих типов Гоголь имел живой материал. Многие, например, утверждали, что прообразом бессмертного Плюшкина послужил богатый помещик Писаренко, имение которого было недалеко от Будищ. Он отличался необыкновенной скупостью, крестьяне его ходили в лохмотьях и разбегались.
В Будищах Г.Н. Прозрителеву довелось наблюдать нечто подобное знаменитой ссоре Ивана Никифоровича и Ивана Ивановича, описанной Гоголем. Всей округе была известна тяжба старого пана Онипко (у него жил автор) с соседкой Яковиничихой. Ознакомившись с документами (Прозрителев был по образованию юрист) 15-летнего разбирательства, он пришел к заключению, что спором был ничтожный клочок земли, а тяжба о нем «восходила далеко вверх по генеалогической таблице противников: ще диды наши тягались».
В заключение своего повествования Г.Н. Прозрителев отмечал, что если старое живет по-старому, то молодое поколение, так сказать внуки писателя, тянутся к знаниям, и не найдется ни одного школьника, который бы не читал своего Гоголя.
Примером же тому, что Гоголя хорошо знали и на Кавказе, служит сочинение учащегося 7 класса Ставропольской мужской гимназии А. Трачевского «О значении комедии», сохранившееся в крайгосархиве. Сочинение это победило в 1855 году на ежегодном литературном конкурсе, итоги которого оглашались на торжественном акте в честь открытия гимназии. Гимназист Александр Трачевский, который станет известным историком, в своем сочинении с успехом использовал комедию «Ревизор».
Остается только удивляться, как юный автор самостоятельно приходит к выводу (в то время неоткуда было «скачать» мысли): создатель комедии должен очень хорошо знать жизнь, видеть ее недостатки, мало того, они должны «трогать его душу, заставлять биться сердце». Все черты создаваемого им характера, разбросанные по разным уголкам нашей жизни, он должен умудриться собрать и представить в одном лице, как это сделал Гоголь в Хлестакове. Комедия призвана не просто осмеивать общество, но и исправлять его: «...она заставляет общество посмеяться над самим собой, а если оно смеется, то значит понимает свои недостатки и, вероятно, постарается избавиться от них».
Память о Николае Васильевиче Гоголе сохранилась в названии одной из улиц г. Ставрополя, получившей его еще до революции. Это вызывает чувство особого удовлетворения, если учесть, что в Санкт-Петербурге, где жил и написал многие свои произведения писатель, оказывается, нет ни одной улицы с его именем. Но главное - образы, созданные великим писателем, живут в памяти каждого русского человека.
Гоголь удивительно актуален и в наши дни. Сегодня нам всем полезно прислушаться к Гоголю как к проповеднику человечности в человеческих отношениях. Недаром Тарас Шевченко в своем отзыве о писателе прежде всего отмечал его любовь к людям: «Он любил всех, даже Плюшкина...».

Елена ГРОМОВА, сотрудник Государственного архива Ставропольского края.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет