Вы здесь

«МАСКАРАД СО СМЕРТЬЮ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«МАСКАРАД СО СМЕРТЬЮ»
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Роман под таким интригующим названием нашего земляка - практикующего адвоката, историка и писателя Ивана Любенко выпустило недавно в серии «Исторические приключения» московское издательство «Вече». В России вышла книга детально, художественно и занимательно рассказывающая об истории Ставрополя, жизни и быте ставропольцев в начале XX века.
В последнее столетие не припомнится такого примера, когда столичное издательство, а вернее, сразу четыре издательства заинтересовались художественным произведением, а, по сути дела, историческим детективом из жизни провинциального Ставрополя. Но этот необычный жанр возник в творчестве Ивана Любенко отнюдь не на пустом месте. Окончив в свое время Ставропольский госуниверситет, он после службы в армии работал учителем истории и английского языка в школе №12. Потом - учеба в Московской государственной юридической академии, работа юристом, а последние 15 лет - адвокатом. Иван Иванович - член Международной коллегии адвокатов (Санкт-Петербург). Интересная, насыщенная событиями жизнь, встречи с неординарными личностями, увлечение историей родного города. Все это привело его в конце концов к тому, что захотелось рассказать о себе, своих друзьях. В 2007 году написал три рассказа и принес их в редакцию «Ставропольских губернских ведомостей». Так с тех пор и печатается в нашей газете под псевдонимом «Иван Побединцев». Пишет Любенко мемуарные вещи, ироническую прозу, рассказы о своих современниках. «О каких-то адвокатских историях, а их немало, я писать не хочу, - говорит Иван Иванович, - потому что герои, стоящие по ту и другую стороны закона, одинаково мне не интересны как люди».
Как-то в одном из разговоров Любенко с известными на Ставрополье писателями промелькнуло, что детектив как жанр не свойственен русскому языку. Он не согласился с этим мнением маститых литераторов и решил доказать, что это не так. И доказал. В октябре 2008 года ставропольская издательская фирма «Читальный город» выпустила первую книгу Ивана Любенко «Меня убили в прошлую пятницу...», в которой классический детектив (в жанре короткого рассказа) был объединен с местным историческим колоритом. Книга имела большой успех. Как сказал тогда на ее презентации в краевом музее изобразительных искусств патриарх ставропольских музейщиков Вениамин Госданкер, прочитав книгу Любенко за несколько часов, он почувствовал аромат той эпохи, его покорили юмор и самоирония автора, а также замечательные иллюстрации.
Так и получилось, что главный герой первого художественного опуса начинающего писателя - присяжной поверенный ставропольского окружного суда Клим Ардашев, лихо «расправляющийся» с серией дерзких и загадочных преступлений, «перекочевал» уже в роман Ивана Любенко «Маскарад со смертью». «Чем отличаются мои детективные романы от других? - рассуждает Любенко. - Прежде всего спецификой русской жизни, русского характера, трагизма русской души. Я соединил традиции классического русского романа с традициями классического английского детектива. А все персонажи - со своей внешностью, характером и судьбой «погружены» в исторически достоверную атмосферу Ставрополя начала XX века. Много времени пришлось «копаться» в архивах, но я находил такие исторические факты, которые до сегодняшнего дня неизвестны местным исследователям и которые очень заинтересовали московских издателей. И самое главное правило - с первой и до последней страницы произведения я предлагаю читателю игру на равных: отгадать, кто злодей. Действия сыщика должны быть логичны, понятны и соответствовать законам той поры». Читатель, по сути дела, приобщается к нравственной доктрине, которая прослеживается уже во всех произведениях Ивана Любенко. И находит массу интересных для себя деталей быта того времени, вплоть до забытых нами кулинарных рецептов. Причем именно ставропольского городского провинциального быта, ведь единственным таким примером может служить только повесть Ильи Сургучева «Губернатор». О селе у нас пишут много, а вот о городе - никто.
Итак, 1907 год. Ставропольская губерния. В поезде, следующем из Москвы в Ставрополь, убиты директор громадного ювелирного магазина на Кузнецком Мосту (московского отделения торгового дома «Бушерон» в Париже) господин Жорж Делавинь и его 20-летний сын Людовик. Саквояж, в котором они везли кому-то на продажу драгоценные камни на крупную сумму, разумеется, похищен. Это злодеяние явно выбивается из ряда обычных железнодорожных краж и пьяной вагонной поножовщины. В самом городе тоже происходят загадочные события. К присяжному поверенному Ардашеву приходит ростовщик, ювелир и аптечный магнат Соломон Жих и просит в случае своей смерти позаботиться о его молодой жене. На следующий день на знаменитом бульваре Николаевского проспекта Жиха находят задушенным. Прямо на чугунной лавочке среди бела дня. А тут еще несколько дерзких нападений на почтовые экипажи. Губернатор Петр Францевич Рейнбот вынужден создать комиссию по этим преступлениям.
«Слухи в провинции разбегаются быстрее мышей, особенно если их подтолкнуть»... Как продолжение «закрученной интриги» - убийство заезжего артиста, попытка ограбления вдовы Жиха - Клары. Звенья одной цепи? Ведь, если бы не вмешательство отставного коллежского советника и бывшего начальника Азиатского департамента Министерства иностранных дел России Клима Ардашева, неизвестно, чем бы дело закончилось. События нескольких дней переплелись в такой тугой и таинственный клубок, что поставили в тупик ставропольское полицейское начальство.
Быстро разворачивающееся действие Любенко показывает на фоне повседневной жизни провинциального Ставрополя начала XX столетия. Живописных картин самого города, его своеобразной архитектуры и природы. И все это настолько ярко и органично, что у читателя создается полное впечатление, что автор жил в ту эпоху и лично знаком с героями романа. Смертельная карусель останавливается, как часто бывает в детективах, совершенно неожиданно. А уж кто был главным злодеем, до самого финала догадаться абсолютно невозможно. Хотя потом читатель начинает понимать, что писатель делал кое-какие намеки, по которым можно было «выйти» на преступника. Кто в конце концов им оказался, узнает тот, кто прочтет эту книгу. Сохраним интригу и мы... Тем более, что поимкой убийцы дело не закончится. «Пути Господни неисповедимы», и преступнику, которому смертная казнь была заменена вечной каторгой, удалось по пути на Сахалин сбежать. Тюремный пароход зашел из-за шторма в порт острова Цейлон, и злодей, воспользовавшись ситуацией, вырвался на свободу. А через некоторое время провинциальный адвокат и начинающий литератор (никого он вам не напоминает?) Клим Пантелеевич Ардашев, которому пришлось сыграть в этой истории роль Пинкертона и окунуться в сложности розыскного дела, получил из-за границы письмо. Оно, как последняя капля, подтвердило правоту присяжного поверенного. Правда, письмо было от женщины...
«Я развлекаю читателя неожиданными поворотами сюжета и таинством происходящего, - говорит Иван Иванович. - И пишу исторические детективы, потому что это мне нравится». Добавим, что, читая книги Любенко, люди отвлекаются от суеты, образовываются исторически и в то же время приобщаются к языку прошлого. Ну а у автора уже написан второй роман (или третья книга) под названием «Следь». В переводе со старорусского это означает тень умершего человека, преследующего живых. Любит Иван Любенко «навести тень на плетень». В ближайшие месяцы новую книгу ставропольского автора вновь выпустит столичное издательство «Вече». Подождем-с...

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет