Вы здесь

«КАЛАШНИКОВ» НЕ РЕШИТ ВСЕХ ПРОБЛЕМ

«КАЛАШНИКОВ» НЕ РЕШИТ ВСЕХ ПРОБЛЕМ
Ольга ТЫШЛЯР

В начале марта состоялась пресс-конференция архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана, на которой он рассказал о своем видении ситуации на Северном Кавказе, об обучении священников на базе МЧС, о преподавании в школах основ религиозной культуры и светской этики.
Прежде всего, архиепископ поделился своими впечатлениями от встречи со ставропольцами в качестве председателя общественного совета при ГУВД края. У людей самые разные проблемы: кто-то остался без работы, кто-то ищет справедливости. Но самое страшное - это горе людей, потерявших своих близких. На прием к владыке пришли вдова и сын омоновца, погибшего при ликвидации группы боевиков. Мальчик спрашивал, не больно ли папе на небе. Женщина поделилась и другой бедой: семья осталась без средств к существованию. Пенсия по утрате кормильца составила три тысячи рублей. По словам архиепископа, это жуткая ситуация. Общество должно заботиться о близких погибших, от того, как социально будут защищены бойцы, зависит наша безопасность.
Вообще же владыка отметил, что нет и не может быть универсального рецепта мира на Кавказе. С уверенностью можно сказать лишь одно - автомат Калашникова не решит всех проблем. Очень важно выстраивать гражданское общество. В Израиле, где ситуация с терроризмом намного серьезнее, из нее выходят с меньшими потерями, там каждый вовлечен в борьбу. У нас же психология такая - меня это не касается, я пройду мимо. В этом главная проблема.
На то, что происходит в нашем регионе, по мнению архиепископа, влияют два разнонаправленных процесса. Это, во-первых, глобализация, которая стирает если не государственные, то информационные границы. Одновременно идет рост национального самосознания, которое сводится к идеологии определенной этнической группы, замкнутой на себе. Происходит перекос в распределении политического влияния, экономических преференций. В гражданском обществе подобного не должно и не может быть. Национальное самосознание оборачивается мелким национализмом. Это большая недоработка всего нашего общества. Даже сейчас на Кавказе мы движемся не по пути взаимного проникновения культур, ценностей, а вновь замыкаемся в своих скорлупках. Однако нам есть чему поучиться у жителей республик. Они рожают детей, несмотря ни на какие экономические трудности. В республиках нет сирот, старики не остаются без присмотра, пользуются уважением.
Учитывая сложную ситуацию на Кавказе, особый вес сегодня приобретает преподавание в школах курса религиозной культуры и светской этики. Ведь, по замыслу педагогов, он должен воспитывать толерантность у детей. До сих пор преподавание нового предмета идет как эксперимент. Наш край стал одним из регионов, на базе которого проводится апробация. Длиться она будет еще год, а после опыт будет распространен на всю Россию. Пока же ясно одно: всего двух четвертей - по одной в четвертом и пятом классах - явно недостаточно. Уже принято решение увеличить продолжительность курса в два раза. Некоторые представители духовенства настаивают на его сплошной протяженности во время всего срока обучения. Аргументируют это тем, что самосознание формируется именно в школьные годы и нужно воспитывать уважение к своей и чужим культурам со школьной скамьи.
Но не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Прежде всего у учителей вызывают вопросы учебники, которые используют понятия, не рассчитанные на детское понимание. Даже Феофан отметил, что общий курс религиоведения написан слишком сложным языком. Зато у выбравших православие подобной проблемы нет, содержание книг соответствует возрасту обучающихся.
Самый острый вопрос дискуссии вокруг нового предмета касался того, кто будет учить детей. Министерство образования настояло, что священнослужители преподавать в школах не будут. Да и сам владыка отмечает, что батюшки имеют достаточно обязанностей в приходах, времени у них не остается. Основное требование церкви - чтобы православие не преподавали атеисты. Вообще же все вопросы религиозные деятели и чиновники от образования успешно обсуждают и регулируют. Сначала были разногласия, касающиеся выбора одного из предложенных курсом предметов. По мнению Феофана, решение, что будут изучать дети, приняли директора школ. Предпочтение, естественно, было отдано светской этике. Однако по инициативе церкви провели новый опрос, ученики и их родители в большинстве выбрали православие.
Как отметил владыка, за все время апробации курса в епархии не было зафиксировано ни одного случая столкновения по поводу его введения.
На сегодня завершено и другое начинание церкви - тридцать священников в течение недели обучались у спасателей. Ставропольская епархия - первая в России, которая от формальных отношений с министерством чрезвычайных ситуаций перешла к сотрудничеству на деле. Ведь в условиях напряженной социальной ситуации, угрозы террористических актов должны быть люди, умеющие сдерживать эмоции и свои, и толпы. Неправильное поведение может привести к большим бедам. А без опыта трудно вести себя правильно. Система обучения в МЧС - один из путей решения проблемы. Как отметил владыка, одна из главных задач - предупредить несчастье, потери от которого могут быть непоправимы. Если материальное легко восстановить, то утрату человеческой жизни ничем не восполнить.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет