Вы здесь

ДОКТОР РОШАЛЬ: «МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ О ЖИЗНИ...»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ДОКТОР РОШАЛЬ: «МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ О ЖИЗНИ...»
Марина Кандрашкина

«Включите в зале свет, чтобы я мог видеть лица. Потому как никаких докладов делать не буду. Мы с вами просто поговорим о жизни, о том, что волнует народ сегодня. И поставьте в проходах микрофоны, чтобы каждый мог высказаться». Вот с такими словами самый именитый детский хирург Леонид Рошаль вышел на сцену Ставропольского Дворца культуры и спорта, где в прошлый вторник проходила его встреча с медицинскими работниками края.
Надо ли говорить, что зал был забит до отказа? Практикующий врач, доктор медицинских наук, профессор, президент Национальной медицинской палаты, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, член первого состава Общественной палаты РФ, «Европеец года», «Россиянин года», «Звезда Европы 2005», эксперт Всемирной организации здравоохранения. Эти титулы и звания получены Л. Рошалем не просто так. Много лет назад он создал бригаду медицинской помощи, которая моментально вылетала в любую точку мира, если там пострадали дети. Он начинал оперировать в любом месте уже через несколько часов после землетрясений и катастроф. За это его справедливо называют «Доктором мира». Именно с ним согласились разговаривать террористы после захвата театрального центра на Дубровке, после чего стали выводить детей.
Забота о человеке, умение сопереживать чувствуется в каждом его жесте, в каждом слове. Говорит же он без пафоса и бахвальства, без излишнего самодовольства. Не громко, но и не тихо. Так, чтобы услышали. И неважно, один человек стоит перед ним, или тысяча сидит в зале смотрит на него и жадно слушает.
ИСТОРИЯ, РАССКАЗАННАЯ СЕРДЦЕМ
А между тем ему есть что сказать людям. Поэтому и разговор со ставропольцами затянулся более чем на три часа. И хотя встреча происходила вечером, после трудного рабочего дня и дома всех ждали семьи, никто не торопился расходиться. Ведь где еще можно услышать воспоминания без всякой фальши и политической окраски о том, как в 93-м брали Белый дом, о первой чеченской войне.
- Тогда я был в Чечне в Ачхой- Мартане. Мы на маленьком автобусе поехали в больницу, где стояло четыреста коек. Ни света, ни газа, ни туалета. Везде грязь. И люди: русские, украинцы, чеченцы, ингуши. ... Всем нужна помощь, и нет медикаментов. Нашел девочку, которая с открытой формой туберкулеза лежала, укутавшись в пальтишко, в холодной палате, видел детей с полиомиелитом. А обоз с медикаментами не пропускали. Боялись, что боевикам достанется, - рассказывал Леонид Михайлович. - А когда ехали обратно в Ингушетию, по улице шла женщина из Грозного. Она сама чеченка, преподавала в Питере русский язык, приехала на родину в отпуск с семьей. И здесь убили ее мужа и трех детей. Так она пешком шла домой в Петербург. Что понаделали? Сколько злости было в народе.
Впрочем, воспоминания о днях минувших послужили лишь прологом дальнейшей беседы. Не думаю, что открою Америку, если скажу, что люди охотнее идут на контакт, когда доверяют человеку, чувствуют, что находятся с ним в одной связке, тогда и главная цель визита становится вполне достижимой. Зачем же пожаловал к нам именитый гость?
- Я часто езжу по разным городам, общаюсь с медиками, коллекционирую записки с вопросами, которые присылают мне из зрительного зала. Потом мы все это анализируем, чтобы определить, чем «болеет» наше здравоохранение. Вот приехал и к вам, - объяснил свой визит Леонид Михайлович.
ЛЕКАРСТВО ОТ «БОЛЯЧЕК» НАШЕЙ МЕДИЦИНЫ
Уж кто-кто, а он, как врач, знает весь анамнез болезни назубок. И может рассказать о ней, даже разбуди его в три часа ночи.
- Вы только вспомните 90-е годы... Это были жуткие времена, когда на фоне полной неразберихи в стране полностью рушилось первичное звено медицины. В поликлиниках оставалось всего 30-40 процентов педиатров и терапевтов, а Зурабов в высших коридорах власти докладывал, что все у нас нормально, и денег в медицине хватает, просто на местах их не могут эффективно расходовать, - дает оценку прошлому Л. Рошаль.
Кстати, примерно в это же время в России и была сформирована Общественная палата РФ, куда вошли все светила медицины. И именно благодаря вмешательству активистов медицинского сообщества крушения лайнера под названием «Российская терапевтия» удалось избежать. Палочкой-выручалочкой стал тогда национальный проект «Здоровье», который позволил повысить зарплату участковым врачам и педиатрам с 6 до 16 тысяч рублей. И результаты не заставили себя долго ждать: медики стали возвращаться в профессию.
Хотя, как признается сам Л. Рошаль, сказать, что эта победа была громкой и оглушительной во всех отношениях, тоже нельзя. Что греха таить, и этот документ, казалось бы, такой нужный и правильный, не избежал участи исконно русского «хотели как лучше, а получилось...». Зарплату-то чиновники повысили, но лишь отдельной узкой категории врачей, забыв о врачах других специальностей. И что в итоге? Понятное дело, начался дележ работы со словами: «Ты же больше получаешь, ты и выполняй!»
Но, так или иначе, реализация нацпроекта стала первым вполне реальным шагом для того, чтобы российская медицина наконец-то поднялась с колен. И теперь за ним последовал и второй - программа модернизации здравоохранения, когда впервые выделено более 400 миллиардов рублей на оснащение больниц современнейшей техникой.
- Во многих российских медицинских учреждениях появились компьютерные томографы, аппарат УЗИ, МРТ, биохимические анализаторы крови, чего раньше ведь не было, - радуется Л. Рошаль. - Скажу честно, мы очень дорого обходимся государству, но это того стоит.
Впрочем, как прозвучало на встрече, деньги хоть и важная составляющая успеха, но далеко не единственная. Параллельно с финансовыми вливаниями в России должна проводиться и работа с поразительной безалаберностью и даже, если хотите, халатностью на местах. Так Л. Рошаль привел немало примеров того, когда средства, выделенные на нацпроект «Здоровье» из федеральной казны, расходовались, мягко говоря, неразумно.
- Вот возьмите то же оснащение больниц и поликлиник каретами скорой помощи и распределение их по местам. Парадокс, но глубинкам достались машины, которые по своим техническим характеристикам просто-напросто не могут проехать по бездорожью, а городу оставили внедорожники. Ведь все это делали люди, руководители разных рангов, - недоумевал доктор. - Казалось бы, нам нужно построить 14 центров, где оказывали бы высокую технологическую помощь. Деньги из федерального бюджета выделяются на это немалые. И что в итоге? Недавно были в Краснодаре. Там модули поставили в яму с водой. Естественно, грибок все уничтожил. Огромные деньги летят на ветер, и никто ни за что не отвечает.
Помимо повышения личной ответственности, среди того, что надо сделать в первую очередь для развития качественной медицины в России, Л. Рошаль называет и повышение доверия населения к медикам.
Ведь как ни крути, а в России количество недовольных медицинскими услугами составляет 70 процентов населения страны.
- Вот буквально только что подошел ко мне корреспондент и рассказал, что мучают головные боли. И ей пришлось в поликлинике платно сдавать все анализы, в том числе УЗИ щитовидной железы. Талончик не дождалась, потому что очень долго, - делился с коллегами Л. Рошаль. - Одно дело, если все происходило в нерабочее время. Но я считаю, что если мы оказываем платные услуги, они должны быть максимально прозрачными и ни в коем случае не идти вразрез с интересами обычных пациентов. Есть нормы, что в день нужно принять 20 человек, сделай основную работу, а потом уже можно думать и о хозрасчете. Нами и так недовольно слишком большое количество людей. В Европе этот показатель меньше в три раза.
Как же снова вернуть доверие россиян? Вот как раз для этих целей Национальная медицинская палата присоединилась к Общероссийскому народному фронту. Итогом совместной работы стала программа «Здоровая нация».
- В этой программе мы сформулировали свою позицию о том, что должен сделать сам гражданин и что обязано обеспечить государство для защиты жизни и здоровья людей, - сказал Леонид Рошаль. - Программа принята, и через пять лет мы сможем спросить власть, что сделано для ее реализации.
Какие цели ставит данный документ? За пять лет в два раза увеличить число россиян, довольных здравоохранением, а всем детям до 12 лет выписывать лекарства бесплатно. Также в программе говорится, что необходимо уменьшить цены на гипотензивные лекарства - то есть на те, которые показаны при инфарктах и инсультах, болезнях, которые являются одними из ведущих причин смерти людей трудоспособного возраста в России.
О ЗАРПЛАТЕ, МОРАЛИ И ЖИЗНИ
Между тем, помимо глобальных, на встрече были затронуты и вопросы, касающиеся реальной жизни врачей. В частности, их зарплат.
- Знаете, я не перестаю удивляться, когда езжу по городам России, насколько разнятся в нашей стране зарплаты специалистов, работающих на скорой помощи. Вот у вас на Ставрополье сколько получают медики? - обратился Леонид Михайлович к представителям Министерства здравоохранения, присутствующим на встрече.
- 20-22 тысячи рублей, - последовал ответ, тут же утонувший в возмущенных возгласах из зала.
- А это на полторы или на две ставки? - поняв что к чему, продолжил допрос Л. Рошаль. - А, например, в Пскове врач скорой зарабатывает 14 тысяч, и я знаю регионы, где зарплата составляет и 60, и 80 тысяч рублей. А все дело в том, что у нас разные подушевые нормативы в регионах, где-то 25 тысяч на лечение, где-то 18 или всего 8 тысяч рублей. Вот и получается, что за одну и ту же работу в одной и той же стране все мы получаем по-разному.
Критике доктора подверглись и другие «новшества» в сфере здравоохранения - например, 94-й закон «О размещении заказов поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно которому любое медицинское учреждение вправе в квартал закупать медикаменты на 100 тыс. рублей, а ведь некоторые препараты стоят намного дороже.
- Да в гробу я его видел, - так прокомментировал ноу-хау Л. Рошаль. - Сейчас сняли главного врача в Калининграде. И знаете за что? За то, что строительная фирма не делает вовремя ремонт. Врач же к ней не имеет никакого отношения. Руководство города устроило тендеры, конкурс выиграл недобросовестный исполнитель, на которого нет управы, а виноват почему-то главврач. Мы, конечно, заступились за него. Но речь не об этом. А о том, что нужна детальная разработка документов и, в частности, закон, который предполагал бы какие-либо карающие санкции за мошенничество, чтобы выигрывали сильные игроки, а не тот, кто предложит меньшую сумму.
Что же касается Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», то это закон для пациента.
Он сделан таким образом, чтобы лечение было более доступным и качественным. Здесь более четко определено, что такое бесплатная медицина. В этом законе есть также перечень малых заболеваний. Они не так часто встречаются, но очень дорогие в лечении. Раньше на них не было времени и средств. Теперь мы их будем лечить нормально. Можно ли сказать, что этот закон устраивает полностью? Нет, над ним еще надо работать. И мы с помощью депутатов Государственной Думы еще будем вносить туда поправки обязательно
Коснулись на встрече и моральных качеств современных врачей. Леонид Рошаль выразил свою позицию на этот счет:
- Говорят, что в России исчезло чувство долга, ответственности перед Родиной. Чепуха полная! Вот те врачи, которые работали в 90-е годы и которые работают сейчас, за очень невысокую заработную плату - они как раз доказывают: есть чувство долга у нас в России.
И, конечно же, нашлись слова у знаменитого хирурга для молодых коллег.
- Обязательно идите работать на участки. Ту житейскую школу мудрости, тот багаж знаний и практики вы больше не получите нигде: ни в клиниках, ни в интернатуре. В свое время я тоже, будучи студентом, приходил к директору Департамента здравоохранения, мол, как же так, пишу научные статьи, хочу заниматься детский хирургией, а меня на участок. Мол, теряю год жизни. А там сидел такой грозный мужик Лаптев, который и заметил, что перед тем как оперировать, «надо познать детскую организму в основе». И сегодня я очень благодарен ему за те слова. Ведь именно работа с людьми, а не бумаги делает нашу профессию пусть невероятно трудной и сложной, но такой важной для человека.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет