Вы здесь

СКФО живет не по средствам

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

28.08.2013
СКФО живет не по средствам

Чиновники там очень любят дорогие машины и совсем не хотят работать, сетует Минфин, а Чечня, вообще, стала чемпионом России по освоению бюджетных средств.
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) появися на административной карте России совсем недавно. Указом президента от 19 января 2010 года он был выделен из Южного федерального округа. В новое образование вошли Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Ставропольский край и Чечня.
Скоро будет четыре года, как округ существует. Дата не круглая, но все же являющаяся поводом подвести итоги и посмотреть, чего округ достиг за указанный период. Но для предварительной оценки ждать еще пять месяцев совсем не обязательно: положение дел в СКФО видно и сейчас.
И оценить его можно благодаря тому, что на прошлой неделе в Пятигорске, являющемся столицей округа, состоялось совещание правительственной комиссии по социально-экономическому развитию СКФО с участием премьер-министра Дмитрия Медведева, на котором обсуждалось, как округ будет развиваться дальше. Но сначала говорили о том, что есть сейчас.
Как следует из выступления министра финансов Антона Силуанова, округ живет не по средствам. Северокавказские чиновники ни в чем себе не отказывают за казенный счет и являются самыми автомобилизированными, самыми щедрыми по отношению к себе и самыми добрыми при сборе налогов. А первенство среди «добрых» и «щедрых» держит Чеченская Республика, в которой чиновники живут наиболее расточительно.
«Чемпион» у нас - Чеченская Республика. Если среднее количество легковых автомобилей на балансе госорганов или арендуемых госорганами составляет 0,06 на одного служащего, то в Чеченской Республике - 0,27», - сообщил министр финансов.
Иными словами, если в целом по России на 17 чиновников приходится один автомобиль, то в Чечне таковой - один на четырех. И если бы всем российским чиновникам понадобилось одновременно отправиться в путь на казенных авто, то все ехали бы как селедки в бочке, а чиновники из ЧР - по одному на место, вполне комфортно. Более того, по словам Силуанова, автопарк чиновников ЧР составляет около половины автопарка чиновников всего Северного Кавказа. «То есть возможность для оптимизации есть», - сказал министр.
Правда, далее не уточнялось, как нужно оптимизировать избыточный автопарк. Надо полагать, его следует передать менее обеспеченным коллегам в другие регионы.
Но и самих чиновников на Северном Кавказе развелось слишком много. Если в среднем по России численность госслужащих в расчете на тысячу жителей составляет 1,8, то на Северном Кавказе этот показатель составляет 2,1, а в Ингушетии - и вовсе 4,6, отметил министр.
Но и это еще не все. На госслужащих, словно на самом дорогом, в этих республиках не экономят. В среднем по России размеры расходов на чиновников составляют 1500 рублей в расчете на тысячу человек населения, а в той же Чечне - 3000 рублей, в Кабардино-Балкарии - 2000, рассказал Силуанов.
Но, возможно, такие дорогие госслужащие работают очень эффективно и тем самым компенсируют затраты на себя? Увы, нет. Взять, например, сбор налогов. Отношение налоговых доходов к валовому региональному продукту на Кавказе составляет 0,1, тогда как в среднем по России эта цифра превышает 0,2. «Здесь можно говорить о необходимости повышения сбора налоговых доходов», - отметил министр.
Прежде всего Силуанов хотел бы увеличить собираемость имущественных налогов, а также транспортного налога, по которому размер льгот на Кавказе составляет 3,2 миллиарда рублей. «Налоговая отдача с одного транспортного средства в СКФО - 460 рублей, а в РФ в целом - 2000 рублей с машины», - констатировал он.
Также, по мнению министра, следует снизить субсидирование экономики, на которое на Северном Кавказе направляется около 7% собственных доходов субъектов Федерации.
Все эти цифры, никогда не звучавшие прежде, приоткрывают завесу над истинным положением дел на Северном Кавказе, а последняя показывает, во сколько каждому региону обходится его содержание.
Силуанов предложил северокавказским регионам немедленно принять меры по оптимизации расходов госорганов и сокращению налоговых льгот: неиспользованные ресурсы, по его мнению, уже превышают объемы заявок регионов на дополнительную финансовую помощь.
Общий уровень дотационности бюджетов регионов СКФО в 2012 году вырос на 20% против 5% в целом по РФ. Не используются, по мнению министра финансов, прежде всего налоговые резервы. Общий среднероссийский объем налогов к ВРП составляет 21%, в то время как в СКФО - 10%, в «некоторых» республиках СКФО этот показатель доходит до 7%, тогда как в «аналогичных» сельскохозяйственных экономиках (например, Алтая и Адыгеи) показатель составляет 14,3 и 12%.
Кавказские налоговые льготы, по данным Минфина, в два раза превышают среднероссийские: из-за этих льгот республики СКФО недобрали около 7,3 миллиарда рублей доходов в 2012 году. «Есть регионы, где льготы по налогу на имущество имеют до 90% категорий налогоплательщиков», - констатировал Силуанов. Льготы по транспортному налогу в СКФО есть у 42% налогоплательщиков, в некоторых регионах они предоставляются даже на машины с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил.
Руководители Северного Кавказа со многими претензиями Минфина согласны, но полагают, что принятие предложенных мер картины не исправит. Исполняющий обязанности президента Дагестана Рамазан Абдулатипов согласился с тем, что в республике есть проблемы с уплатой транспортного налога: при наличии 600 000 автомобилей налог уплачивается только на 240000. Но, по его словам, на достижение среднероссийских социально-экономических показателей Дагестану все равно требуется 300 миллиардов рублей, которые ему никто не даст. Поэтому, пояснил г-н Абдулатипов, ему придется идти на прием к президенту Владимиру Путину и просить 10 миллиардов рублей до конца 2013 года.
Ему вторит глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, по словам которого, в четвертом квартале 2013 года республика все равно не сможет выполнить майские указы президента без дополнительной помощи. Что же касается чиновников, то в Ингушетии по отношению к численности населения их «действительно много»; тем не менее штаты госслужбы все равно не укомплектованы.
Из выступления главы Минрегиона Игоря Слюняева следовало, что пять лет действия различных федеральных программ в СКФО, по сути, ничего не дали. Уровень безработицы по-прежнему в два раза превышает средний по РФ. За время реализации ФЦП «Юг России» (2008-2012 годы) на улучшение социально-экономического положения СКФО потрачено 43,6 миллиарда рублей из федерального бюджета, но в 2013 году список проблем практически тот же, что и в 2008 году. Минрегион согласился с выводами Минфина: чем обильнее бюджетное финансирование регионов СКФО, тем хуже в них рыночные условия.
Популярная еще пару лет назад идея возродить экономику Северного Кавказа за счет туристического кластера и горнолыжных курортов больше не вдохновляет чиновников. Эта «потемкинская деревня» уже с полгода как прочно забыта, практически табуирована. Старт курортного строительства оказался не самым удачным, и проблемы с безопасностью никуда не исчезли.
А ведь как красиво все выглядело на бумаге! Ожидалось, что одним из главных стимулов для возрождения Северного Кавказа станет создание на его территории туристического кластера мирового уровня, который сможет конкурировать с европейскими горнолыжными курортами. Для воплощения данной утопии в жизнь правительство в 2010 году учредило ОАО «Курорты Северного Кавказа», которое возглавил Ахмед Билалов.
Но в текущем году Путин уволил Билалова с должности вице-президента Олимпийского комитета России за срыв графиков строительства олимпийских объектов и нецелевое расходование средств. Вслед за этим последовало его увольнение с должности председателя совета директоров в «Курортах Северного Кавказа», так как и там выявились факты неэффективных трат.
Выяснилось, что руководство куда больше тратилось на самообеспечение, чем на туристический кластер. В итоге следственный департамент МВД России возбудил уголовное дело по признакам мошенничества, совершенного неустановленными лицами из числа руководителей ОАО «Курорты Северного Кавказа». Хищения бюджетных средств оценивались более чем в 275 миллионов рублей. Однако уголовное дело не помешало Билалову покинуть страну.
«Серьезные инвестиции в регион практически не поступают. Как и раньше, республики Северного Кавказа находятся в дотационном режиме, и в ближайшие годы вряд ли что-то изменится», - отмечает старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО Вадим Муханов. «Северокавказские элиты, которые находятся на государственной службе, в основном безынициативны. Они привыкли получать серьезные финансовые вливания из федерального центра, распоряжаться траншами по своему усмотрению, делить их между близкими людьми и кланами. И они не заинтересованы в развитии. Это прослойка, которая высасывает все деньги, поступающие в регион. Поэтому простое население в северокавказских республиках живет очень бедно. И многие уходят в теневой сектор, а некоторые выбирают другую альтернативу - уходят в лес, вливаются в число участников незаконных военных формирований», - поясняет Муханов. Доля теневой экономики составляет на Северном Кавказе более 50%, уровень безработицы высок, никаких гарантий для бизнеса нет.
Одной из причин вычленения СКФО, считает Муханов, стало стремление властей «любыми способами отделить Сочи от Северного Кавказа». Выходит, не столько развитие кавказских республик было во главе угла, сколько беспроблемное проведение Олимпийских игр. А что дальше?

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет