Вы здесь

И предметник хороший, и в воспитании мастер

18.12.2013
И предметник хороший, и в воспитании мастер

Министерство образования и науки РФ вынесло на суд общественности один из самых своих масштабных и значимых проектов последнего времени - профессиональный стандарт педагога.
В его разработке, а она велась два года, приняли участие заслуженные учителя из разных регионов страны, а также ведущие представители экспертного сообщества. И вот теперь, после многочисленных дискуссий работа по подготовке документа завершена, а предложенный рабочей группой вариант поддержан профессиональным сообществом.
В пояснительной записке к документу говорится, что педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое он постоянно должен демонстрировать ученикам, становится умение и желание учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. И профстандарт призван, прежде всего, раскрепостить учителя, дать новый импульс его развитию.
При этом в документе подчеркивается, что труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.
Так как существуют разные уровни образования, то выработаны рекомендации для каждого из них: для педагогов дошкольного образования, учителей начальной школы и тех, кто преподает в старших классах. Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, и то, что их в обязательном порядке сдают в форме ЕГЭ все без исключения выпускники школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим предметам. Помимо этого, предусматривается введение в стандарт регионального и школьного компонентов. Первый учитывает, в какой школе работает учитель – в селе или в городе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т. п., второй - специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т. п.).
Если говорить о содержании документа, то он отражает структуру профессиональной деятельности учителя. Потому неудивительно, что в нем прописано, что педагог должен быть компетентен в вопросах обучения, воспитания и развития ребенка. Кроме того, в соответствии со стратегией современного образования, учитель должен владеть приемами психолого-педагогической работы с учениками.
Серьезные требования выдвигаются к личностным качествам учителя. Немаловажную роль среди последних играет готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
В обязательном порядке педагог должен иметь высшее образование. Для тех, кто работает в настоящее время в детских садиках и начальной школе и у кого в наличии только среднее специальное образование, должны быть созданы условия для получения высшего без отрыва от профессиональной деятельности.
Он должен знать предмет и программы обучения, уметь планировать, проводить уроки, лабораторные эксперименты, полевую практику и т. п, объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
Учителя-предметники должны соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя. Вместе с тем математик, наряду со всем прочим, должен уметь решать задачи соответствующей ступени образования, в том числе и задачи регионального этапа Всероссийской олимпиады.
Что касается учителя русского языка, то так как этот предмет в большей степени является прикладной и жизненно важной дисциплиной, формирует мышление и речь учащихся, а от овладения им зависят уровень освоения национальной культуры, обретение российской гражданской идентичности, то к педагогу предъявляется целый ряд дополнительных требований.
Так, учитель русского языка должен соблюдать контекстную языковую норму, не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: слов-паразитов, канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися, осуществлять автокоррекцию. Он обязан знать и использовать стандартное общерусское произношение и лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды, проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона, и к родным языкам учащихся, представленных в классе. Ему предписано также вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источниками. Учителю рекомендуется являться активным квалифицированным постоянным читателем и зрителем (литературной периодики, книжных новинок, кино и театра).
Немало требований к педагогу предъявляется и в области воспитательной работы. Методы и формы последней он должен использовать как на уроках, так и во внеклассной деятельности. А еще педагог должен уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях, и тем, кого в детском коллективе не принимают.
Так как российская школа быстро развивается в направлении информатизации всех процессов, то педагоги должны владеть определенными информационными и коммуникационными технологиями. Тем более что во многих регионах России вводятся электронные журналы и дневники, применяется новейшее компьютерное оборудование. А еще учитель будущего должен уметь проводить видеоконференции, видеопрезентации и вести уроки по скайпу.
Если говорить о том, как будет оцениваться работа педагога, то в случае если учитель работает со способными учащимися, будут учитываться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня. Если с ребятами, имеющими ограниченные возможности, то принимать во внимание показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. В особо сложных случаях (например, ребенок с синдромом Дауна), учитывать будут сохранение его психоэмоционального статуса.
Так как от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил, то введение нового профессионального стандарта неизбежно повлечет за собой изменения в подготовке и переподготовке в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
- Мы должны перейти к процедурам, которые позволят стандарту педагога обеспечить максимально комфортное вступление выпускников в профессию, - сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
В то же время предстоит выработать механизмы и процедуры, которые позволят стандарту педагога стать основой для профессионального отбора кадров, для входа в профессию выпускников педвузов, специалистов других профилей.
Кстати, как сообщили в Министерстве образования и науки РФ, Стандарт заработает как нормативный документ с 1 января 2015 года.
Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет