Вы здесь

НА СЦЕНЕ КРАЕВОЙ ФИЛАРМОНИИ - «РЕКВИЕМ» МОЦАРТА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

25.12.2013
НА СЦЕНЕ КРАЕВОЙ ФИЛАРМОНИИ - «РЕКВИЕМ» МОЦАРТА

Впервые в старинном зале Государственной Ставропольской филармонии прозвучал один из шедевров мировой музыкальной культуры - последнее произведение великого Вольфганга Амадея Моцарта «Реквием». И самое главное, что его исполнили под управлением народного артиста РФ, профессора Ростовской государственной консерватории Валерия Хлебникова симфонический оркестр, камерный хор и солисты краевой филармонии. Без приглашенных артистов.
Ставропольские меломаны вновь встретились с известным в стране маэстро, который приехал, чтобы подготовить с творческим коллективом краевой филармонии новую классическую программу. Валерий Хлебников - в прошлом легендарный российский гобоист, главный дирижер симфонического оркестра Северной Осетии - Алании, главный дирижер симфонического оркестра Чеченской Республики, дирижер оркестра Ростовской государственной филармонии, профессор Ростовской государственной консерватории - уже несколько лет приезжает на Ставрополье все с новыми и новыми идеями. Их он обычно воплощает с симфоническими оркестрами крупных городов России - Томска, Новосибирска, Иркутска, Ульяновска, Санкт-Петербурга. Не раз он работал с симфоническим оркестром Госфилармонии на Кавминводах. А в краевом центре прекрасно помнят февральский концерт, когда под руководством Валерия Хлебникова в исполнении филармонического оркестра прозвучали симфония № 25 Моцарта и увертюра Бетховена к трагедии Гете «Эгмонт».
«Общепринято считать во всем мире, - говорит Валерий Владимирович, - что культура любого города определяется наличием симфонического оркестра. И то, что в Ставрополе он есть, в какой-то степени - чудо, которое нужно беречь, лелеять, приумножать. Я уже не в первый раз говорю, приезжая в краевой центр, что здесь трудятся хорошие музыканты, обладающие большим творческим потенциалом. Есть в оркестре, конечно, кадровые проблемы. Но чтобы их решить, руководству города и края надо обратить на оркестр самое пристальное внимание. Я был бы счастлив, если бы в следующий свой приезд узнал, что ставропольские оркестранты получают достойную зарплату. Все-таки следующий год в России - Год культуры». Вернемся, однако, к концерту.
История написания великим Моцартом «Реквиема» всегда привлекала к себе таинственностью и тем, что она до сих пор не разгадана. Об этом поведала со сцены краевой филармонии ведущая - музыковед Ольга Руднева. В сознании слушателей «Реквием» окрашивается в особые тона еще и потому, что это последнее произведение композитора, к тому же незаконченное. Оно невольно воспринимается как «прощальное слово» Моцарта, как его духовное завещание. Из 12 номеров заупокойной мессы для хора, оркестра и солистов, задуманных великим австрийцем, он успел закончить неполных девять. «Реквием» завершил ученик и друг Моцарта, композитор Зюсмайер, все последние дни находившийся рядом с композитором. Он развил оставшийся в черновиках тематический материал, восстановил по памяти те отрывки, который Вольфганг Амадей играл, но не записал. В последние годы жизни у Моцарта стали появляться грозные симптомы неизвестной болезни, силы покидали его. К тому же мучила мысль, что он оставляет свою семью без средств к существованию.
Как раз в это время какой-то незнакомец - «человек в черном» - заказал композитору сочинение заупокойной мессы - «Реквиема». При этом он предложил весь гонорар вперед. Моцарт не мог не согласиться. В этот же период он был вынужден согласиться и еще на одну срочную работу - написать по заданию одной царственной особы торжественную оперу «Милосердие Тита». Задание Моцарт выполнил за 18 дней, однако премьера оперы в Праге успеха не имела. Тяжелобольной и подавленный композитор вернулся в Вену, и в его больном воображении зародилась странная мысль, что погребальную мессу, заказанную ему незнакомцем, он пишет для самого себя. Эта навязчивая идея, как и подозрение, что его кто-то отравил, преследовала Моцарта все немногие оставшиеся дни его жизни...
Потрясающая музыкальная трагедия звучала на сцене краевой филармонии на латинском языке. Но слушателям не нужен был перевод, настолько проникновенно было исполнение оркестрантов, хористов и солистов. Из 12 номеров 9 написаны для хора и 3 для квартета солистов. Слаженное исполнение квартетом - сопрано Мариной Сивцовой, меццо-сопрано Еленой Астанковой, баритоном Александром Вечеркиным и тенором Юрием Беляевым номера «Benedictus» («Благословен») привнесло в мощную хоровую и оркестровую партитуру просветленную, возвышенную ноту. Особенно же драматично прозвучали «Confutatis» («Когда возмущение, проклятие и месть будут искуплены в горячем пламени») и «Lacrimosa» («Слезная»).
Когда я после концерта спросила у Валерия Хлебникова, как у него возникла идея исполнить со ставропольским симфоническим оркестром именно «Реквием» Моцарта, то услышала в ответ: «Любимых композиторов у меня достаточно много. Но Моцарт играет в моей жизни особую роль. Это все, видимо, от Господа Бога. А по поводу «Реквиема» - идея пришла внезапно. Как обычно бывает, думаешь, что эта идея трудно выполнимая или вообще невыполнимая, а потом, благодаря поддержке и желанию руководства филармонии, все сбывается. В данном случае я очень благодарен директору краевой филармонии Ларисе Коневой, худруку Анатолию Пянзину, главному дирижеру Андрею Абрамову и главному хормейстеру Александру Островерхову. Конечно, трех дней, которые я выделил из своего загруженного расписания на репетиции, - мало. Но со ставропольскими музыкантами у меня полное взаимопонимание, не нужно второй раз что-то повторять, все безукоризненно выполняется. Над Моцартом, конечно, можно работать бесконечно. И я рад, что ставропольцы прикоснулись к этой вечно прекрасной музыке».
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет