Вы здесь

Правило бумеранга

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Как показывают социологические опросы, периодически проводимые во всех странах мира, самый большой страх люди испытывают перед заболеванием раком. Второе место в этом списке прочно занимает синдром иммунодефицита, или проще - СПИД, некогда названный чумой XXI века. На фоне огромного числа людей, боящихся заболеть этими ужасными болезнями, весьма скромно выглядит процент тех, кто переживает, как бы не заразиться гельминтами. А между тем взращивание в организме живого червячка не менее страшно, чем взращивание микробов или бактерий. При этом заразиться глистами в современной жизни гораздо легче, чем чумой, СПИДом или раком. Если для приобретения этих болезней нужны определенные условия, то, дабы обзавестись собственными глистами, достаточно купить в магазине, например, рыбку.
Итак, обычная ситуация. Заходишь в магазин, берешь рыбу, приносишь домой, предвкушая вкусный обед, надрезаешь и... за редким исключением получаешь чистый продукт. Наверняка у вас возник закономерный вопрос: «А в какой же магазин, собственно, не стоит заходить с намерением отведать рыбку?» Но проводимый мной в последний год вынужденный эксперимент показал, что магазины бывают разные, а вот начинка у рыбы «радует» постоянством. «А какая же рыба заражена? Какую стоит обойти стороной?» - спросите вы. С сожалением замечу, что «ассортимент» в последние годы стал слишком велик.
Некоторые люди предпочитают по примеру испанцев не употреблять в пищу пресноводные породы рыб. И даже бытует мнение, что в морской рыбе подобного безобразия уж точно не будет. Однако свернувшегося колечком червячка достаточно часто можно обнаружить в замороженном минтае, а приобрести сельдь или мойву без пикантной начинки в последнее время вообще большое счастье.
Если есть желание посмотреть на еще живые экземпляры, то для этой цели придется приобретать свежую рыбу. Встретиться с гельминтом лицом к лицу можно и в консервах, причем речь идет не только о дешевой рыбке «для котиков». В Ставрополе потребители находили глисты в баночке с сардинеллой, в Екатеринбурге - в тихоокеанской сайре и скумбрии, в Санкт-Петербурге - в печени трески... Впрочем, если поспрашивать народ да посмотреть отзывы о рыбной продукции, снабженные красноречивыми фотографиями, то можно узнать много интересного. Но изображения, сразу скажу, не для слабонервных, да и аппетит отбивает напрочь. Может быть, именно поэтому многие предпочитают просто не видеть и не знать о том, что они кладут на стол, как бы ужасно это ни звучало. Приведу несколько наиболее ярких реплик из проведенного опроса Ставропольцев:
Вероника, 31 год:
- Нет, гельминтов в рыбе нет! Вы что? Там бывают только специальные червячки, но это не глисты, это не опасно.
Марина, 19 лет:
- Нет, ни разу не встречала. Я всегда беру рыбу в одном месте, она там всегда свежая, там не могут завестись червяки.
- Вы знаете, как выглядят глисты?
- Да. Мы один раз в речной рыбе находили. Такие маленькие, короткие, беленькие.
Юлия, 33 года:
- Есть. И даже больше скажу, они есть везде. Особенно в живой рыбе их много. Поэтому очень важно хорошо прожаривать рыбу и мясо.
Татьяна, 62 года:
- Ой, да я знаю, что они есть в целой сельди, поэтому никогда не покупаю. Берите всегда только в баночках, там она чистая.
И вот тут возникает несколько вопросов сразу. Во-первых, каких специальных червячков можно выращивать в рыбе? Во-вторых, знаем ли мы вообще, как выглядит «враг», учитывая, что существует почти 200 видов гельминтов, способных поражать организм человека? И только на территории России встречается около 20 видов. В-третьих, разделывая зараженную рыбу, в которой наверняка, помимо взрослых особей, присутствуют тысячи невидимых глазу яиц, как быть с кухонным инвентарем и руками? Возможно, их тоже стоило бы хорошо прожарить в течение длительного времени. Ну и, наконец, в-четвертых, не встретившись лично с гельминтом в какой-либо баночке или тушке, можно ли быть уверенным, что в одном косяке из одного улова могут оказаться как больные, так и абсолютно здоровые особи? Тем более что они все вместе прошли по одному конвейеру, упакованы в одну коробку или выловлены в одну тару.
На этой минорной ноте было бы справедливо признать, что, собственно, магазин, и продавец в частности, где с нами случилось несчастье приобрести зараженную рыбу, в сущности-то не виноват. Даже самый ответственный директор не может вскрыть все банки и заглянуть в живот каждой рыбы. И корни этой беды уходят намного дальше.
Несколько лет назад федеральный канал транслировал шокирующие подробности о том, как за рубежом выращивали тиляпию (Tilapia) и пангасиуса (Pangasius) на свином навозе с гельминтами. Ставропольские рыбоводы, конечно, подобные методы не практикуют. Однако давайте разберемся, в более ли выгодном положении находится от этого потребитель.
В анаэробных условиях яйца гельминтов не развиваются, но и не погибают в течение длительного срока. Это установленный факт. В качестве примера возьмем наиболее распространенные и часто встречающиеся виды. Так, при закапывании нечистот в почву на глубину 40-60 см яйца аскарид сохраняют жизнеспособность до 8-10 месяцев, власоглавов - до 4-5 месяцев, а в фекалиях выгребных ям уборных - до 2 лет. Яйца власоглавов в бескислородной среде при температуре 30° С погибают через 20 дней, а при более низкой - сохраняют жизнеспособность (не развиваясь) до 2-3 месяцев. И к слову о заморозках. Массово яйца гельминтов начинают развиваться в весенне-летне-осенний период (причем самым опасным временем считается март-апрель-май). Зимой же многие из них впадают в анабиоз и сохраняют жизнеспособность во всех стадиях, особенно под снегом, а с наступлением теплых дней продолжают развиваться.
Сроки выживаемости яиц аскарид в водоемах зависят от количества кислорода, при 8-10 мг/л (а для разведения и содержания рыбы вода должна быть хорошо снабжена кислородом) они доживают до года. А теперь давайте дружно представим себе канализационные трубы, выведенные в леса, а иногда и напрямую в реки. Трубы, по которым стекают производственные, сельскохозяйственные и бытовые отходы предпринимателей и собственников, поселившихся на краю городской черты. Все это попадает в грунтовые воды и реки. «Да там и рыба не водится», - скажете вы. И верно, там она не водится, вернее, нет той, которую мы привыкли покупать. Но как вы думаете, куда впадают наши маленькие безрыбные реки, и откуда берут воду зарыбленные пруды и рыбхозы?
Нет, не все, конечно, так печально. На яйцеглист пагубно действует ультрафиолет и многие грибы и бактерии, живущие как в земле, так и в воде. Но, судя по тому, что мы покупаем в магазинах, определенный процент паразитов все-таки доходит до цели и начинает активно развиваться уже в благоприятной среде - в живых организмах.
То есть получается, что цепочка замкнулась? Привязывая весь процесс к ставропольской местности, получим следующую картину: некий человек вывел канализационную трубу в реку, она в свою очередь донесла яйца паразитов до зарыбленного пруда, владелец выловил уже инфицированную рыбу и продал ее человеку, который вывел трубу в реку.
Кто виноват? Рыбхоз, торгующий зараженной рыбой? Ведь у него больше ответственности - это юридическое лицо. Он подвергает опасности сотни тысяч людей. Или Роспотребнадзор и санитарно-эпидемиологические службы? Это же государственные организации, значит, они должны неусыпно следить за тем, кто портит здоровье населения этого самого государства. А кто портит? Получается - рыбхоз, ведь он рыбу выращивает в воде и даже не подозревает, что есть труба, а ведь у него, как вы помните, ответственности больше. Но не будем зацикливаться, все понимают, что «у попа была собака...» и как долго можно про это рассказывать, к тому же если вдаваться в подробности и дальше, то еще не известно, куда можно зайти. Однако не все так просто, Роспотребнадзор, не хуже той же рыбы, пойман в сети законодательства, согласно которому провести внеплановую проверку специалитсты предприятия не имеют права без весомого повода. А весомый повод - это чаще всего массовое отравление или обращения граждан. С массовым отравлением все понятно. Взрослая особь из яйца гельминта получится в организме человека только спустя несколько месяцев, еще через несколько месяцев подоспеет второй выводок... То есть в зависимости от выносливости каждого отдельного человека до наступления глистной инвазии, при которой состояние ухудшается, пройдет не один месяц с момента съеденной рыбки. И это не считая того, что на специальных червячков и жаловаться грех, а если не знаешь, что ищешь, то и вовсе не найдешь. Значит, обращаться-то и незачем. А кто же будет решать проблему, которая действительно есть, - непонятно.
Впрочем, пониженный интерес к гельминтозам, очевидно, вызван тем, что нет наглядного материала. Не составляют трагические отчеты, где была бы показана статистика смертности от червячков, паразитирующих в теле человека. Не говоря уже о том, что подобные червячки способны приживаться практически во всех человеческих органах, день за днем в прямом смысле поедая жизнь.
Возможно, вы заметили, что во всей этой истории был еще один персонаж без лица - тот, кто вывел трубу в реку и по правилу бумеранга получил все обратно. Виноват ли он, и в чем именно? Наверное, этот вопрос каждый решает сам. Существует, правда, и несколько стандартных вариантов. К примеру, купили вы рыбку или консервы сомнительного качества, не выбрасывайте их в мусор, тем более что вреда от этого будет в разы больше. Чтоб получить назад деньги, вернитесь в магазин и предъявите претензию продавцу, желательно вместе с рыбой и чеком. Если же главным приоритетом вы видите восстановление справедливости, то ту же рыбу и чек можно отнести в Роспотребнадзор или сдать на экспертизу в санитарно-эпидемиологическую службу. Ну и в довершение ко всему, можно полюбопытствовать, куда выходит ваша канализация или канализация вашего соседа, и спасти без малого весь мир.
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет