Вы здесь

РОССИЯ МОЖЕТ ЖИТЬ СПОКОЙНО, ПОКА У НЕЕ «КАЗЬМИНСКИЙ» ЕСТЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Всем урожаям урожай

Собрать 104 тысячи тонн зерна пшеницы, ячменя и гороха - это очень много. Даже для такого знаменитого в крае, да и во всей России, хозяйства, как СПК «Колхоз-племзавод «Казьминский» Кочубеевского района. Но и это еще не все. Сейчас идет обмолот кукурузы, намолочено уже больше 10 тысяч тонн, а ожидаемый урожай - 23, а то и 24 тысячи тонн. Так что общий намолот зерновых будет не менее 127 тысяч тонн. Прикиньте, какая это доля в хлебном каравае страны, если в целом по России планируется получить 100 миллионов тонн зерна. Три десятка лет назад по 125 - 130 тысяч тонн получали целые районы края. А в этом году всего одно хозяйство дает. Несколько десятков железнодорожных составов. При том, что в прошлом году намолот тоже был рекордный - 106 тысяч тонн, из них 70 тысяч тонн - зерновых колосовых и зернобобовых.

Узнав эти цифры, захотелось перефразировать лозунг, украшающий село Казьминское: «Россия может жить спокойно, пока у нее крестьянин есть». И вынести в заголовок.

Нынешние показатели по зерновым у «Казьминского» - лучшие во всем Ставропольском крае. Но и это еще не все. Ожидается неплохой по нынешней погоде урожай сахарной свеклы - не менее 300 тысяч тонн. А также подсолнечника и некоторых других культур. Вообще-то уборка технических культур только началась. И она даже сложнее, чем уборка колосовых. По объему перевозок, например, ведь ту же сахарную свеклу в объемах втрое больших, чем зерно, надо перевезти даже не на свои тока, а на Успенский и Ленинградский сахарные заводы в соседний Краснодарский край. По разнообразию технологических приемов сложнее, по погодным условиям.

Закономерно, что председатель колхоза, Заслуженный работник сельского хозяйства РФ Сергей Александрович Шумский награжден на днях медалью «Герой труда Ставрополья». Пополнив тем самым список лучших людей края, в котором значится и его отец, Герой Социалистического Труда Александр Алексеевич Шумский, превративший «Казьминский» в одно из лучших хозяйств края и заложивший основы, в том числе, и нынешнего большого успеха.

Человек, над которым никого нет

Что такое сегодня председатель колхоза?

- Человек, над которым уже никого нет, и которому по этой причине труднее, чем другим, - так ответил на этот вопрос главный агроном «Казьминского» Александр Васильевич Остриков.

Если вдуматься, он прав. Над механизатором есть бригадир. Над агрономом - главный агроном. Над механиком - главный механик. Всегда, если что, подскажут, помогут, подстрахуют. Было время, когда над председателем колхоза был райком партии. Дергал, опекал, стращал. Сейчас - никого. Только здравый смысл над ним, собственный опыт, знания. Ответственность прежде всего перед коллективом. Но и перед законом. Председатель один и принимает решения, и отвечает за их последствия. Своим авторитетом и своей судьбой отвечает.

Ставрополье знает десятки, если не сотни примеров, когда вчера еще успешные и даже прославленные хозяйства, попав в неумелые руки, без опеки сверху в результате непродуманных решений первых лиц просто развалились. То, что «Казьминский» не только сохранил достигнутое при Шумском-старшем, но и вышел на новый уровень, как раз и говорит о том, что решения преемником принимались своевременные и верные. Созвучные тем непростым вызовам, которые бросало и до сих пор бросает нам время. И которые позволили не только сохранить достигнутое предшественником, но и выйти на качественно иной уровень.

самый крупный

Что из себя представляет сегодня «Казьминский» в количественном выражении?

В коллективе 1500 человек, по числу работающих это самое крупное сельхозпредприятие края. А может - и во всей России. Оно самое крупное и в девятитысячном селе Казьминском, так сказать, градообразующее предприятие. 30 тысяч гектаров земли в обработке, в том числе часть - на территории соседнего Краснодарского края. Сколько получает сельхозпродукции - мы уже сказали выше. 300 тракторов, в основном импортных, большая часть - энергонасыщенных. Это позволяет проводить все сельскохозяйственные работы в самые оптимальные сроки. 60 комбайнов. В это трудно поверить, но в уборочную страду все они только за сутки намолачивают 7 - 8 тысяч тонн зерна. Целую гору. Ее свозят на разные тока, поэтому справляются с приемом. Несколько современнейших свеклоуборочных комплексов, десятки самых современных плугов, культиваторов, сеялок... В хозяйстве 1600 голов молочного стада, такой же по количеству шлейф крупного рогатого скота, 4 тысячи овец. СПК имеет свою мельницу, пекарню, калибровочный завод, маслозавод. Огромное и ежегодно увеличивающееся складское хозяйство, ведь упрятать под крышу свыше ста тысяч тонн зерна - не шутка.

За каждой цифрой - своего рода рекорд. Просто таких больших и одновременно многопрофильных хозяйств в крае уже нет.

Но главные отличия начинаются в «Казьминском» с качественных параметров. С тех, которые и позволяют колхозу вот уже несколько десятилетий называться хозяйством высокой культуры земледелия и лучшим сельхозпредприятием целой огромной страны - Российской Федерации. Это звание для «Казьминского» уже своего рода фирменная марка, которой он дорожит и которую, похоже, не разменяет ни на что.

Качественные отличия

Специалисты понимают, что одно дело - получить 80-центнеровый урожай зерновых на пяти гектарах, и совсем другое - на пятнадцати, а то и двадцати тысячах гектаров. Для этого нужны отработанные технологии по всей цепочке агротехники, лучшие семена, удобрения, средства защиты растений, современнейшая техника.

Все это в «Казьминском» есть и применяется. Во всем здесь видны качественные отличия.

Такой момент. Сейчас на полях «Казьминского» не только убирают, но и пашут. Есть, конечно, и серая пашня с поверхностной обработкой, но немало и черной, свежевспаханной. На вопрос, а как же ныне модная «нулевая» обработка почвы, приживается ли она, и разве вспашка не вредна, вон Америка с тридцатых годов прошлого века не пашет и даже наказывает за это, уже знакомый нам главный агроном Остриков ответил буквально следующее: «Модно стало ничего не делать. Но это не про нас. В наших почвенно-климатических условиях нулевая обработка не проходит. Испытано и доказано. У нас - отвальная и поверхностная обработки почвы, в зависимости от севооборота и культур. Чем больше с землей повозишься, тем больше с нее получишь».

На стене его кабинета - карта полей «Казьминского». Разбитых на квадраты по 70, 80, 90 гектаров, похожих друг на друга. Аккуратные и красивые на карте, не менее аккуратные и красивые они и в реальности. Чистые, ухоженные в любое время года. Что называется, в хозяйских руках. Каждое поле имеет свою историю, свою карту плодородия. Агрономы знают, что ему дать, как и в какие сроки обработать, чтобы получить максимальный урожай. Лабораторные исследования показывают, что качественные характеристики почвы год от года только улучшаются.

На каждый гектар здесь вносят не менее чем по 200 килограммов минеральных удобрений в действующем веществе. В целом по хозяйству - 10 тысяч тонн в год. Органика также вносится, не менее чем на 150 гектаров в год. Думают над тем, чтобы вносить навоз более качественно, более равномерно, как требует современная наука, и на большие площади. Для этого нужен несколько иной уровень и хранения, и подготовки органических удобрений, и самой разбрасывающей техники для их внесения. Наверное, это дело будущего.

Или вот семена. Сколько раз сказано, что хорошие семена - основа урожая. Народ даже поговорки типа «От плохого семени не жди хорошего племени» сложил. Но специалисты до сих пор утверждают, что будь у нас хорошая семенная база, урожаи в целом по краю были бы чуть ли не на четверть выше. Значит, нет пока такой базы. Руководство «Казьминского» решает эту проблему по-своему. Использует только элитные и суперэлитные семена. Хозяйство уже давно является базовым для Кубанского НИИСХ имени Лукьяненко по семенам. Тесно сотрудничает с учеными, все новинки испытываются на наших полях. Лучший селекционер Кубани М. Беспалова здесь частый гость. Семена пшеницы - кубанские, а все остальное, за исключением семян свеклы и подсолнечника, выращивают сами. Покупают, к примеру, родительские формы лучших сортов кукурузы, сои, гороха, засевают участки гибридизации. Часть полученных гибридов оставляют себе, другая часть - на продажу.

Такая практика не столько источник дохода, сколько гарантия качества семян. Она дает уверенность, что не кота в мешке сеют, и что усилия воздадутся сторицей, выльются в высокий урожай.

Что касается семян подсолнечника, то они преимущественно из Франции. Семена сахарной свеклы также покупаются за границей. Вообще-то семена технических культур - это ахиллесова пята нашего сельского хозяйства. Так в стране сложилось. Позиция Шумского - необходимо развивать свои селекционно-генетические центры. Особенно в сегодняшних условиях взаимных с Европой санкций.

Особая тема - защита растений. Интенсивные подкормки, стимуляторы роста, защита от корневой гнили, от вредителей. В «Казьминском» используется все, что выработала в этом отношении мировая практика. Большое подспорье здесь - система точного земледелия с использованием спутниковой навигации ГЛОНАС. Она показывает, в каком состоянии поле и подсказывает, чем и когда подкормить растения, как и когда обработать от вредителей.

Еще одно качественное отличие «Казьминского» от большинства других сельхозпредприятий - в технике. Можно сказать, что за два последних десятилетия хозяйство провело полное техническое перевооружение. Тракторов, комбайнов, сеялок с плугами здесь не только много. Они, как правило, новые, импортные, европейские. А раз техническое оснащение европейское, то стоит ли удивляться, что и урожаи европейские? Ведь 80 и более центнеров зерновых с гектара - это тот рубеж, на котором стоят развитые в аграрном отношении государства Европы и который еще совсем недавно казался нам абсолютно недосягаемым.

Так что теперь за опытом не надо ехать в Европу. Она уже рядом, в селе Казьминском. Об этом прямо говорят делегации, приезжающие сюда узнать, в чем секрет высоких урожаев.

Ежедневно колхоз отправляет на молочные заводы свыше 40 тонн молока. Да и показатели продуктивности неплохие - свыше 8 тысяч килограммов от каждой коровы. Но на всех уровнях кричат, что в крае не хватает молока. Очередной вызов для селян. В этом году в «Казьминском» начали техническое перевооружение молочного производства. Закупают широко известное оборудование фирмы Делаваль. Это должно повысить качество отгружаемой продукции.

Не политик, и это хорошо

Наверное, Шумский-младший не политик. Потому что в депутаты не лезет, лишний раз на каком-нибудь мероприятии не выступит, не гонится тем самым за сомнительными очками перед народом или коллегами. Да и перед телекамерами красоваться не любит, к нашему брату журналисту относится настороженно.

Сергей Александрович - хозяйственник в полном смысле этого многогранного слова. Тем и силен, и известен. И, судя по всему, прекрасно понимает, какие ресурсы - мотивировочные, организационные - заложены в той форме организации производства, которой руководит, - в колхозе, и сполна ее использует.

Ведь что такое колхоз в изначальном понимании этого слова? Сложить землю, средства производства в одно целое и затем, пользуясь преимуществами коллективного хозяйствования, достигать большего и жить лучше. Но как отработать механизм саморазвития, образно говоря, тот самый вечный двигатель, который будет двигать вперед махину этого огромного хозяйства? Хозрасчет. А в его рамках чуть ли не основную роль играет механизм материальной заинтересованности каждого работника в результатах общего труда. И его надо отладить так, чтобы действовал без сбоев. Тогда и результат будет. В «Казьминском» он работает. Не случайно одно из самых повторяемых слов у Шумского - зарплата. Не своя, естественно, а зарплата коллектива. Искренне считает, что труд должен быть хорошо оплачен, и чем он производительнее, качественнее, тем выше должна быть оплата. И все новации, как в своем хозяйстве, так и в отношениях государства и сельхозпроизводителя, воспринимает, прежде всего, с этих позиций.

Во время встречи спрашиваю:

- На сайте минимущества края буквально вчера опубликованы данные кадастровой переоценки земель сельхозназначения. Ваши коллеги-председатели говорят, что все изменилось в сторону увеличения. А чем выше кадастровая стоимость земли, тем выше и налог на землю. Придется ремни подтягивать. Вы уже ознакомились с данными переоценки, насколько вырастут у вас налоги и какие будут последствия?

- Еще не сравнивал, поэтому комментировать не буду. Скажу лишь очевидное: чем больше налогов, тем меньше будет зарплата.

Наверное, Шумский чисто по-крестьянски перестраховывается и преувеличивает. В год начала его работы председателем, то есть в 2007 году, хозяйство заплатило 60 миллионов рублей налогов и сборов. По итогам 2014 года - 190 миллионов. Однако зарплата с тех пор выросла вдвое. Сейчас механизаторы получают по 600 тысяч рублей в год. Неплохо и животноводы зарабатывают. С 1 сентября этого года правление приняло решение поднять зарплату. Повышение эффективности производства позволяет это сделать.

Но такая примерка Шумским перемен в налогообложении на зарплату - не случайна. За ней, похоже, как раз и кроется понимание ее как основного рычага, с помощью которого движется вперед эта огромная махина - колхоз-племзавод «Казьминский».

Поздравляем Сергея Александровича с наградой.

Александр Емцов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.