Вы здесь

ИВАН ДОЛЖИКОВ: «КАПРЕМОНТ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ»

Теме капитального ремонта многоквартирных домов в регионе уделяется пристальное внимание на самых разных уровнях. Эти вопросы держат на контроле глава края и члены правительства, депутаты Думы региона, работники профильного министерства и курирующие сферу ЖКХ специалисты муниципальных образований. Волнует она собственников жилья и представителей общественности, участие которых в этих процессах в последнее время становится все более активным. О том, как идет капитальный ремонт в крае, мы поговорили с руководителем общественной организации «ЖКХ-контроль» г. Ставрополя, практикующим юристом Иваном Должиковым.

- Иван Васильевич, какое участие принимают сегодня общественники в этом резонансном направлении?

- Конечно, это контроль. Причем, мы контролируем самые различные направления, в том числе принимаем участие в заседаниях общественного совета при министерстве ЖКХ края. На последнем из таких мероприятий выступал первый заместитель генерального директора фонда капремонта МКД края Артур Марьясов.

Если говорить о проделанной работе фонда, то Марьясовым было отмечено, что в прошлом году работы по капитальному ремонту МКД на Ставрополье осуществлялись по трем программам: по так называемой программе софинансирования «15/85» (когда 85 процентов средств на ремонт выделялись из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и бюджетов всех уровней, а собственники оплачивали 15 процентов от стоимости работ); по региональной программе капитального ремонта, то есть, полностью за деньги собственников; и третья программа реализовывалась в краевом центре - по ней жители дома оплачивали 35 процентов стоимости работ, а остальное выделял муниципалитет.

В этом году, по словам Марьясова, работа ведется только по двум первым программам. В конце марта завершен и оплачен ремонт в 44 МКД по программе софинансирования «15/85». Идет работа по завершению ремонта домов по краткосрочной программе прошлого года. Успеть с этим нужно до 1 июля. Что касается этого года, то отремонтированы должны быть 588 домов. Собираемость взносов за март в среднем по краю составила 73 процента.

В то же время в работе регионального оператора произошли изменения. В уставе Фонда капитального ремонта появилась функция обследования МКД. Раньше ее, напомню, не было. Для проведения обследования будут привлекаться временные работники. Вместе с тем Фонд планирует стать членом СРО строителей. Тогда его работники смогут обследовать МКД самостоятельно.

Типовое положение о комиссии по обследованию МКД разработано и утверждено министерством ЖКХ края. В этом документе, в частности, указано, что для участия в ней могут привлекаться разные специалисты, в том числе и представители общественности. Я обратился в ведомство и предложил вменить в обязанность включать в состав этой комиссии специалистов-общественников. Мое предложение рассмотрено и одобрено.

- Каковы, по вашему мнению, причины отставания в выполнении в регионе плана капитального ремонта?

- На мой взгляд, таких причин четыре. Первая - несовершенство законодательства о капремонте, нестыковки в нем. Сейчас идет доработка федерального и краевого законодательства, принятие дополнительных нормативных подзаконных актов. Так что в перспективе все должно наладиться. Вторая причина - некомпетентная работа сотрудников регионального оператора. Третий момент - сами собственники в силу разных причин сопротивляются взиманию взносов и проведению ремонта. И четвертый немаловажный момент - то, что государство передало в собственность граждан неотремонтированные квартиры. То есть, по сути, не выполнило свои обязательства, прописанные в законе о приватизации жилого фонда, в одной из статей которого до сих пор значится, что за бывшим наймодателем бессрочно сохраняется обязательство по проведению капитального ремонта передаваемых гражданам квартир.

Я занимаюсь этой проблемой давно. Еще в декабре 2005 года участвовал в судебном деле по иску собственников жилых помещений 60-квартирного МКД по улице 50 лет ВЛКСМ, 16/3, города Ставрополя об обязании комитета городского хозяйства выполнить капитальный ремонт. Промышленный районный суд тогда вынес решение в пользу собственников. Спустя три года аналогичный иск подали собственники помещений дома по улице Пржевальского, 2. Комитет городского хозяйства предпочел не дожидаться решения суда и заключил мировое соглашение по данному вопросу - дом вне очереди включили в программу капремонта по 185 ФЗ и отремонтировали.

- Так вы считаете, что нужно пересмотреть вопрос о том, кто должен оплачивать взносы за капремонт?

- Учитывая невыполнение государством своих обязательств, думаю, что большая часть расходов на капремонт должна финансироваться из бюджетов, а меньшую - должны оплачивать сами собственники помещений.

Вообще, здесь можно приводить разные доводы «за» и «против». Я, например, как собственник частного дома, не жду, когда ко мне придет кто-то и даст мне денег или сделает за меня капремонт. Также делают и все собственники частных домов. А вот хозяева квартир МКД в свое время не озаботились этой проблемой и только теперь начинают понимать, что надо следить за состоянием своего дома.

Кстати, интересны высказывания чиновников по этому вопросу. Так, министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень в недавнем интервью отметил, что за последний год суть обращений граждан в министерство по вопросу капремонта изменилась.

«Если год назад люди не понимали, зачем это нужно, то сегодня они четко осознают, что другого источника средств для ремонта их собственности не будет. Основные вопросы, которые волнуют людей, и над чем мы сегодня активно работаем, - это контроль качества проводимого ремонта и вопрос сохранности средств на специальных счетах», - пояснил он.

А гендиректор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин внес предложение ввести гранты для предприятий, осуществляющих капремонт общего имущества многогоквартирных домов с учетом показателя энергоэффективности. Ежегодные потери из-за низкой энергоэффективности в ЖКХ оцениваются экспертами в 300 - 600 миллиардов рублей. А потому вопрос, как заинтересовать подрядчиков, чтобы они выполняли не просто ремонт, а затрачивались на мероприятия по энергосбережению, стоит очень остро.

- И все-таки с какими проблемами столкнулись ставропольцы при проведении в их домах капитального ремонта?

- В прошлом году на октябрьском заседании общественного совета я задавал вопрос тогдашнему руководителю фонда Бражникову о том, какая судьба ожидает МКД, в которых не успеют завершить ремонт в теплое время года. Меня интересовало, будет ли фонд переносить работы на весну. Внятного ответа мне тогда не дали. В итоге, по нашим сведениям, в Ставрополе в шести домах посреди зимы меняли крыши. Наиболее сложная ситуация сложилась в доме 88 по пр. Карла Маркса. Там ремонт крыши начался в октябре и завершился в феврале. В итоге все квартиры верхнего этажа были залиты. Я не специалист, не эксперт-строитель и не могу дать оценку и определить, кто виноват в том, что это случилось. Но как простой житель города могу предположить, почему так произошло. Виной всему - громоздкость системы и несовершенство законодательства. Пока Фонд капремонта объявил конкурс на проведение проекта на ремонт, пока конкурс прошел, пока нашли подрядчика, пока произвели заказ на проектные работы, пока их выполнили, пока проверили проект, пока объявили конкурс на отбор подрядчика, провели торги, пока выделили деньги, настала зима. То есть вся эта процедура очень длинная. Вопрос в том, не повторится ли данная ситуация следующей зимой? Я поднимал его на последнем заседании общественного совета. Однозначное нет, увы, не прозвучало.

- А к контролю за качеством работ общественников привлекают?

- К сожалению, заключений специалистов о качестве проведенного ремонта пока нет. Но мы планируем этим заниматься. В конце марта подали заявку на участие в краевом конкурсе на гранты социально-ориентированным некоммерческим организациям. Если выиграем, полученные средства направим, в том числе, на проведение оценки качества выполненных работ по капитальному ремонту МКД.

Хотя в целом, по моему мнению, ситуация начинает меняться к лучшему. И хотя полностью нельзя исключить человеческий фактор и недофинансирование, надеюсь, что допущенные ранее ошибки будут сведены к минимуму. Процесс проведения капитального ремонта налаживается и набирает обороты. День ото дня отремонтированных домов становится все больше, и это не может не радовать.

По всем вопросам ЖКХ, в том числе по капитальному ремонту, можно обращаться к нам. Каждый вторник с 16 до 18 часов мы даем бесплатные консультации всем жителям в нашем офисе на пр. К.Маркса, 64, каб.3.

В ТЕМУ

ПЛАТИТЬ ВСЕ-ТАКИ ПРИДЕТСЯ

Конституционный суд признал законными взносы на капремонт в «общий котел». Решения по этому делу ждали тысячи собственников многоквартирных домов.

Напомним, еще в 2012 году поправки в Жилищный кодекс обязали людей ежемесячно скидываться на капремонт, а субъектам РФ было поручено создание региональных операторов, аккумулирующих средства. Да, население могло выбрать, делать ли взносы на специальный счет только своего дома или в общий котел. По факту мало кто разобрался в этих тонкостях, и большинство домов оказались в «котле».

В конце прошлого года эту схему оспорили в Конституционном суде сразу две фракции Госдумы. Заявители назвали взносы неправомерным дополнительным налогом. Кроме того, по их мнению, конституционные права граждан могли быть нарушены тем, что муниципалитетам дали право самим выбрать способ финансирования ремонта, если от жильцов вовремя не поступило другого сигнала.

КС рассмотрел это решение и поставил окончательную точку. Суд признал, что взимание средств на капитальный ремонт с жителей домов не противоречит Конституции, однако обязал законодателей конкретизировать порядок формирования программ капремонта.

В решении суда также отмечено, что из права собственности на жилые помещения вытекает обязанность заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома. Взносы на капитальный ремонт не являются налогом, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом.

При этом введение взноса не отменяет обязательств государства перед жителями ремонтирующихся домов, которые требовали капремонта на момент приватизации, подобные объекты должны включаться в соответствующие региональные программы в первую очередь. Для подобного ремонта бюджеты всех уровней могут оказывать дополнительную финансовую поддержку.

КС РФ не нашел никаких противоречий Конституции в системе «общего котла», так как подобный механизм позволит быстро найти средства для неотложного ремонта. Однако необходимость ремонта должна определяться на основе объективного состояния жилых домов и может быть оспорена в суде.

«Прекращение деятельности конкретного регионального оператора не освобождает власти от обязательств перед гражданами. Законодатель должен установить механизм, обеспечивающий непрерывность их исполнения. Кроме того, должна быть гарантирована прозрачность реализации региональных программ капитального ремонта», - говорится в постановлении суда.

Добавим, что, несмотря на боевой настрой депутатов, большинство экспертов с самого начала были уверены, что жалобы парламентариев удовлетворены не будут и деньги людям не возвратят. Минюст, Минфин и Минстрой депутатов также не поддержали. Генпрокуратура сначала нашла оспариваемую норму несправедливой, но потом отозвала свое же письмо в Конституционный суд, отметив, что «вопрос требует дополнительной проработки».

И еще, Счетная палата после проверки расходования бюджетных средств в ряде субъектов РФ отметила, что распределяют их при капитальном ремонте жилья неэффективно, так как практически не уделяют внимания состоянию лифтов.

На заседании коллегии ведомства говорилось, что анализ программ капитального ремонта в этих 12 регионах показал, что ремонт лифтовых шахт не запланирован ни в одном, а замена лифтового оборудования предусмотрена только в семи. И это при том, что за последние полгода по стране произошло несколько аварий лифтов, приведших к человеческим жертвам.

В Минстрое наличие проблемы признают. Как сообщили в ведомстве, в прошлом году в стране заменено около 10 тысяч лифтов. Министерство поручило всем субъектам разработать актуализированные планы по капремонту.

- Вместе с тем есть субъекты Федерации, которые производят замену лифтов слишком медленно, обновляя незначительное по сравнению с потребностью количество лифтов. Минстрой разработал и разослал в регионы рекомендацию по соотношению средств, которые должны выделяться именно на замену лифтов к общей сумме, направляемой на капремонт, в зависимости от степени износа лифтового парка субъекта, - пояснили в министерстве строительства и ЖКХ РФ.

Ранее Минстроем совместно с Ростехнадзором были организованы проверки более 450 тысяч лифтов. По результатам проверок выдано 2,9 тысячи предписаний и 1,7 тысячи обращений с материалами проверок направлены в территориальные органы Ростехнадзора.

- Нет ни одного региона в нашей стране, где ситуация с лифтами была бы идеальной или близкой к таковой, - констатировали в ведомстве. - Сейчас Минстрой обрабатывает полученные в ходе проверок сведения. По результатам детального анализа будет начато системное решение проблемы безопасности лифтов. В Госдуму внесен законопроект, который наделит правительство полномочиями по утверждению правил эксплуатации лифтов, что позволит упорядочить вопросы содержания и обслуживания лифтов, а также ужесточить контроль в этой сфере. Так что вполне возможно, что и этот вопрос сдвинется с мертвой точки.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.