Вы здесь

ОБРАЗОВАН, НО ПРОФНЕПРИГОДЕН

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

По результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, работодатели ценят выпускников гораздо ниже, чем они сами. Такие выводы сделал ВЦИОМ, опросив молодых специалистов и работодателей.

Практически все работодатели (91 процент) считают, что у выпускников российских университетов недостаточно практических навыков для выполнения работы. Выводы звучат как точный диагноз российскому образованию, и поэтому неудивительно, что 80 процентов работодателей ратуют за закрытие неэффективных вузов, а среди всего населения эта идея находит положительный отклик у 65 процентов респондентов.

Отсутствие практических навыков - это действительно бич нашего высшего образования. Производственная практика, которую проходят студенты, все же значительно отличается от настоящей работы и не дает полного представления о том, чем будет заниматься человек после того, как окончит вуз. И какими бы блестящими не были теоритические знания выпускника, практических навыков ему не хватает.

Теории на большинстве специальностей, действительно, очень много. Иной раз задаешься вопросом, зачем филологу высшая математика? Ответ обычно один - для общего развития. Но действительно ли это развитие или просто забивание памяти и без того перегруженной студенческой головы? Естественно, проблемы с «заумностью» образования есть не только на гуманитарных специальностях, но и на технических. Например, большинство курсов высшей математики на порядок сложнее, чем требуется 99 процентам профессий, к которым готовит высшее образование. Это ведет к бессмысленной зубрежке или решению теоретических задач по шаблонам без понимания реального смысла таких задач.

Причем после сдачи экзамена или зачета знания от такого заучивания автоматически «выветриваются». И если через некоторое время задать студенту вопрос из этой области знаний, то вряд ли он сможет дать на него ответ. Просто потому, что не смог разобраться и понять зазубренное. Хотя оценка в дипломе по этой дисциплине может стоять положительная. Вот такой вот парадокс высшего образования.

А вот сами студенты, как показал опрос, ценят свои знания и навыки гораздо выше, чем работодатели. 71 процент уверены, что у них достаточно теоретических знаний, а 41 процент

полагают, что и с практическими навыками у них все в порядке. Обычно такое расхождение в оценках собственной профпригодности с мнением работодателя приводит к печальным последствиям. Но и корни такого непонимания ситуации тоже очевидны. Большинство университетов никак не общается с реальными работодателями и не имеет карьерных служб. То есть донести до студентов, что их ждет в реальной жизни, просто некому.

Особенно разителен контраст при ответе на вопрос о качестве высшего образования в России. Широкая публика называет его высоким в 22 случаях из 100, работодатели - в 13 из 100, зато среди выпускников, уверенных, что они получили образование высокого качества, - 58 процентов.

Не исключено, что отпечаток наложило разделение высшего образования на две основные ступени - бакалавриат и магистратуру. И хотя работодатели потихонечку начинают привыкать

к тому, что с сотрудниками с бакалаврской степенью тоже можно работать, одобрения «недовысшее» образование все равно не получает. Собственно, не только со стороны работодателей. Сами преподаватели зачастую зазывают выпускников-бакалавров поступать

в магистратуру, чтобы получить полное высшее образование. Изменится ли ситуация в магистратуре? Вопрос риторический. Может, теории там меньше как раз из-за того, что пары не каждый день, и в каждое занятие нужно вложить максимум необходимого. Плюс само обучение в магистратуре подразумевает то, что человек работает. И вроде бы можно одновременно

и учиться, и работать, набираясь практического опыта. Не исключено, что профпригодность выпускников в таком случае может повыситься. Но прежде чем попасть в магистратуру, нужно все же проучиться на бакалавриате...

Юлия ПАВЛУХИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
14 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.