Вы здесь

ОНИ ВСЕГДА ТАМ, ГДЕ ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТ

Болезнь часто приходит неожиданно. Она может застать нас или наших близких в любом месте и в любое время суток. Поэтому в таких случаях вся надежда на скорую помощь. И здесь нам важно быть уверенными, что помощь будет оказана вовремя.

Как обстоит дело с оказанием скорой медицинской помощи в городе Ставрополе? С какими проблемами сталкиваются жители и врачи? Об этом наш разговор с главным врачом ГБУЗ СК «Станция скорой медицинской помощи» Александром Михайловским.

- Александр Михайлович, как сегодня строится система оказания скорой медицинской помощи в Ставрополе?

- ГБУЗ СК «Станция скорой помощи» города Ставрополя рассчитана для оказания медицинской помощи 430 тысячам человек. Общее количество сотрудников службы скорой в Ставрополе около 550 человек. Мы обслуживаем весь краевой центр, дачные кооперативы и поселок Демино. Также на сегодняшний день у нас функционируют пять подстанций, на которых работают по четыре бригады. Они расположены во всех административных районах города с учетом 20-минутной доступности. Мы надеемся, что в середине лета, после ввода в эксплуатацию новой поликлиники в Юго-Западном районе, откроется шестая подстанция, где будет уже шесть бригад.

Хочу отметить, количества бригад на город достаточно, но проблема в том, что население нагружает нас несвойственной работой. То есть вместо того, чтобы пойти в поликлинику получить листок нетрудоспособности, чтобы там назначили лечение и направили на обследование, - вызывают скорую. Забывая о том, что скорая предназначена для экстренных случаев: ДТП, отравление, внезапный сердечный приступ, несчастный случай.

- Что же входит в обязанности врача скорой помощи? Какую помощь вы можете и должны оказать своим пациентам?

- Ставропольцы должны помнить, что скорая помощь - не лечит. Наша задача приехать к пострадавшему или больному вовремя, оказать экстренную помощь, например, остановить кровотечение, и доставить в медицинское учреждение по профилю, где ему окажут квалифицированную медицинскую помощь.

Часто пациенты жалуются, что врачи скорой помощи не хотят назначить им лечение, а предлагают вызвать участкового терапевта, педиатра или обратиться в поликлинику. Повторюсь, врачи скорой помощи не занимаются консультативной работой и не должны назначать лечения. И совершенно не потому, что нам лень или не хочется это делать. Во-первых, это работа амбулаторно-поликлинической службы. Во-вторых, о каком назначении лечения может идти речь, если врач скорой видит вас всего лишь 15-20 минут, пока находится на вызове. За это время просто невозможно узнать всю историю имеющихся заболеваний пациента, а следовательно, и назначить правильное лечение.

- Сколько звонков скорая получает в день? Есть ли свои «часы пик» в вашей работе?

- В среднем ежедневно скорая помощь принимает 450 вызовов. Это обычная наша нагрузка, с которой мы справляемся. В разгар эпидемий, например, гриппа, эта цифра увеличивается в 1,5-2 раза.

А «час пик», как и на дорогах, наступает у нас вечером. Конечно, каждый в бригаде хотел бы, чтобы звонки от пациентов поступали равномерно, например каждый час - 30 звонков. Но так не бывает. Обычная практика: после 18 часов - резкий скачок обращений.

- А почему так происходит?

- В это время заканчивается рабочий день в поликлиниках, и там уже нет возможности получить медицинскую помощь. Еще одна причина - наш организм так устроен, что к вечеру у нас ухудшается самочувствие. Зачастую люди находятся на работе с какими-то недомоганиями, а дома поднимается температура, повышается давление. Здесь, конечно, необходима четкая сортировка вызовов.

- И каким звонкам отдается приоритет?

- В законе четко прописано, что все вызовы, которые поступают на Станцию скорой помощи, делятся на две категории. Первая - это экстренные, когда существует угроза жизни: инсульт, инфаркт, нарушение сознания, травмы при ДТП, кровотечения. Или что-то попало в дыхательные пути, и человек задыхается - часто такое случается с детьми. По этим вызовам существует четкий критерий - скорая должна приехать за 20 минут. Хочу отметить, что в 99 процентах экстренных случаев мы в норматив укладываемся. Кстати, время доезда до пациента сегодня очень жестко контролируется. Помогает нам в этом информационная система, которая позволяет при получении вызова увидеть все свободные бригады, ближайшие к месту вызова. И если мы видим, что вызов поступает в экстренной форме, на него поедет та бригада, которая находится ближе.

Вторая категория, на которую приходится большая часть вызовов, - неотложная помощь. То есть у больного состояние, которое может принести вред здоровью. Обращаю ваше внимание: не жизни, а здоровью. Чаще всего - это обострение хронических заболеваний. Очень часто такие пациенты предъявляют нам претензии, что мы не приехали в течение 20 минут. Так вот, хочу особо отметить, что нормативов для прибытия на неотложные вызовы у нас нет вообще.

И еще. Когда вы вызываете скорую, то должны понимать, что все бригады могут быть в это время на вызовах. В таких случаях диспетчер запишет ваш адрес и сообщит его по рации первой освободившейся бригаде врачей. Если у вас не экстренный вызов, придется подождать, потому что в первую очередь выезжают к тем, чья жизнь находится под угрозой. И к этому нужно относиться с пониманием.

- А с какими диагнозами врачам приходится сталкиваться чаще всего?

- Все зависит от времени года. В первом квартале больше всего вызовов приходятся на инфекционные заболевания. Зима - эпидемии гриппа, ОРЗ. В момент эпидемии - более 50 процентов по неотложным вызовам приходиться на эти заболевания. А так, к сожалению, это сердечно-сосудистые заболевания. Особый пик вызовов приходится на весенние месяцы и ноябрь. Впереди лето - «сезон» отравлений и травм.

- Каковы сегодня средние сроки дозвона до скорой, сколько человек принимают вызовы пациентов?

- У нас многоканальный телефон, поэтому в час пик звонок ставится в очередь. Некоторые горожане жалуются, что вызов идет, а трубку не берут. Это не значит, что никого нет, такого просто не бывает. Это значит, что все операторы заняты.

В диспетчерской службе круглосуточно находятся четыре оператора. Вообще, у наших операторов самая напряженная и ответственная работа. В год они принимают до 165 тысяч вызовов. В диспетчерской службе работают только фельдшеры, с большим опытом практической работы - все они много лет проработали в составе бригад скорой помощи. А иначе и быть не может. Начинающий медицинский работник не сможет в течение нескольких минут разобраться в категории вызова и принять правильное решение.

Все разговоры с диспетчером у нас записываются. Также поминутно ведется учет времени: во сколько поступил вызов, относится ли он к экстренному, когда бригада выехала, сколько времени пробыла у пациента и т.д.

- Что нужно сообщить диспетчеру при вызове скорой?

- Нужно сообщить пол и возраст больного, его фамилию, имя и отчество, что и когда случилось, какие симптомы заставили вызвать скорую, что уже было предпринято, точный адрес, номер телефона, с которого звоните. А вообще, диспетчер сам задаст вам все необходимые вопросы. И не стоит раздражаться на эти вопросы, ведь они задаются с единственной целью, чтобы понять, какой врач-специалист должен к вам выехать и какое оборудование должно присутствовать в его арсенале. Так что наберитесь терпения и постарайтесь не волнуясь, четко и точно ответить на все, что может заинтересовать диспетчера. Только тогда приезд скорой помощи и оказание медицинской помощи больному окажутся наиболее эффективными.

- Александр Михайлович, а насколько наш народ сознательный? Многие ли отказываются от госпитализации?

- Не сказать, что это какая-то система, но такие пациенты есть. Приехали врачи, оказали необходимую медицинскую помощь, человеку стало лучше, и он считает, что все хорошо. На самом деле мы же понимаем, что это ненадолго. Безусловно, отказ - это право пациента, но если ситуация экстренная, мы стараемся принять все меры убеждения. Хорошо, что в большинстве случаев нам удается его переубедить.

- А как в настоящий момент обстоят дела с оснащением врачей и машин скорой помощи?

- Все машины у нас оснащены всем необходимым медицинским оборудованием: дефибрилляторами, аппаратами для искусственной вентиляции легких, ЭКГ и т.д. Машина никогда не поедет к пациенту, если какое-то оборудование находится в нерабочем состоянии. У нас на Станции есть специальные службы, которые занимаются ремонтом оборудования. Также в арсенале врачей имеется все нужные лекарственные препараты. Кстати, комплектацией бригад медикаментами у нас также занимается специальная служба. Хочу отметить, что практически все медицинские изделия у нас одноразовые, даже шины, которые накладываются при переломах.

Кстати, наши специалисты ежегодно проходят различные специализации. Вот сейчас наступает сезон конго-крымской геморралогической лихорадки, и все наши медики сдают зачеты. Это необходимо, ведь ККГЛ - тяжелейшее заболевание. Поэтому очень важно правильно поставить диагноз, не пропустить тревожные симптомы

- Есть ли у вас проблемы с кадрами?

- Кадрового голода нет, специалистов хватает. Особенно это касается среднего медицинского персонала. Фельдшеры с удовольствием идут к нам работать. У них неплохая зарплата - в прошлом году в среднем она составила 31 тысячу рублей.

А вот с врачами сложнее. К сожалению, работа на скорой помощи для врачей - не престижна. Кроме того, профессию врача скорой помощи, пожалуй, можно назвать одной из самых сложных среди всех медицинских специальностей. Ведь он должен хорошо знать не только теорию, но и в совершенстве владеть многими практическими навыками. Нередко бывают такие ситуации, когда на постановку диагноза у врача скорой помощи есть всего лишь несколько минут, а ответственность очень большая.

Играет свою роль и очень сложная система подготовки. Выпускник медицинского вуза после сдачи экзаменов и получения сертификата приходит в поликлинику и сразу приступает к работе. А чтобы стать врачом скорой помощи нужно проработать три года в поликлинике, затем получить специализацию в ординатуре. Хотелось бы, чтобы врачам скорой помощи платили больше. У них средняя зарплата - 41 тысяча рублей, как у любого доктора. Но в медучреждении - теплый кабинет, пациенты сами идут к тебе, а не ты к ним. Не надо ноги ломать и обувь портить, причем в любую погоду и в любое время дня и ночи. Наши медики всегда там, где время не ждет. Да и пациенты разные бывают, то с ножом, то с пистолетом, то в неадекватном состоянии.

- И как часто сотрудникам скорой приходится сталкиваться с людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения? Часто ли пациенты нападают на медработников во время вызова? Как в таких ситуация медики могут себя обезопасить?

- «Наша служба и опасна, и трудна...» - эти слова из известной всем песни вполне можно отнести к работе врачей скорой помощи. Ведь их профессию можно причислить к категории самых экстремальных специальностей. Каждый раз, выезжая по вызову, доктор не знает, что ждет его за дверью, а дело приходится иметь с самыми разными людьми. Например, пациенты в состоянии алкогольного или наркотического опьянения - это большая проблема. Их поведение непредсказуемо. Здесь выход один - не допускать конфликтов. Редко, но бывает и нападение пациентов. Вот один из них: вызов скорой, приезжает бригада, а там мужчина в агрессии - с женой поругались. Достал пистолет и 40 минут бригаду воспитывал. В прошлом году пациент с ножом нападал. Слава Богу, медики не пострадали, им только одежду порезали.

- Большой ли проблемой является поведение других водителей на дороге? Дают ли проехать скорой помощи?

- В целом можно сказать, что культура выросла. Это отмечают и водители, и персонал скорой помощи. Но есть отдельные личности, у которых непонятное негативное отношение к спецсигналам. Могут и не пропустить. Приведу пример. Шла скорая по ул. Ленина с включенными спецсигналами. В машине ребенок в тяжелом состоянии. Едут в краевую детскую больницу. На пересечении с ул. Краснофлотской загорается красный свет светофора, все остановились, пропустить скорую. А при пересечении перекрестка в нашу машину врезается иномарка. Кто виноват? Виновата скорая. По правилам дорожного движения, она имеет право ехать на красный свет, если включены все сигналы, но водитель не должен допустить столкновения. А водитель допустил. И все из-за того, что иномарка не пропустила машину скорой помощи с включеным спецсигналом. А добавьте к этому, что в машине задыхается ребенок, пришлось ждать другую машину. Хорошо, что в машине был кислород и все необходимые медикаменты. Ребенка довезли и спасли.

Могу сказать только одно - заболеть может каждый человек, и надо всегда помнить, что кому-то эта помощь требуется именно сейчас, в эту минуту. Проявление милосердия должно стать нормой для всех участников дорожного движения.

- И напоследок. Александр Михайлович, напомните ставропольцам телефоны, по которым они могут вызвать скорую помощь

- Скорую помощь можно вызвать: со стационарных телефонов по номеру «03», с мобильных телефонов - «103», по номеру «112» служба спасения соединит с диспетчером станции, по скайпу Stavropol-03. В круглосуточном режиме в диспетчерскую можно обратиться по телефонам 24-14-19; 24-03-00 для получения консультации.

- Спасибо за интервью.

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
10 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.