Вы здесь

«ШИНЕЛЬ» ВСЕМ ПРИДЕТСЯ ВПОРУ

Персонажа повести Н. В. Гоголя «Шинель» Башмачкина знают, наверное, все без исключения, даже те, кто ни разу в жизни не открывал это произведение. Уж очень колоритным именем и отчеством наградил мировой классик своего героя. Но дело не только в имени. А еще и в том, что Николай Васильевич после выхода повести стал, если можно так выразиться, законодателем моды русской литературы на целый век, а то и два. Тема маленького человека взволновала умы практически всех великих писателей того времени: Н. Некрасова, М. Лермонтова, А. Пушкина, Ф. Достоевского, А. Чехова...

Были разные герои, сюжеты, жанры, но гоголевская «Шинель» и сто лет назад, и сейчас занимает особое почетное место, волнуя умы не только писателей, но и режиссеров, музыкантов, балетмейстеров. Глубокое и неоднозначное произведение открывает творческим людям возможность своей собственной оригинальной постановки и интерпретации. Кстати, в Санкт-Петербурге даже балет поставили по этой повести.

А вот в ставропольском литературном театре «Гармония» экспериментировать с классикой не стали. У творческого тандема режиссера Евгения Задорожного и актера Игоря Барташа получился бережный и вдумчивый перенос на сцену классического произведения русской литературы без намека на авангард и эпатаж публики. В их спектакле нет особых отступлений от текста, им удалось сохранить не только фабулу произведения, но и колоритный стиль, и красочный гоголевский язык.

Итак, Николай Васильевич Гоголь, «Шинель». В центре событий - незаметный и ничем не примечательный скромный чиновник низшего ранга, честно исполняющий свою работу. Знакомьтесь - его зовут Акакий Акакиевич Башмачкин. Смысл его жизни - пошив новой шинели взамен прохудившейся старой. По копейкам собирает он деньги, отказывает себе во всем, экономит на свечах и еде. И вот, наконец, обнова готова. Но Акакий Акакиевич успевает надеть шинель лишь раз - поздно вечером в темном переулке его грабят. Финал трагичен: главный герой умирает, и смерть этого маленького человека остается незамеченной, как будто его никогда и не было...

«Шинель» в «Гармонии» - спектакль одного актера. Роль Башмачкина в постановке, как было сказано выше, исполняет почетный деятель искусств СК, руководитель театра «Гармония», артист Игорь Барташ. Было любопытно посмотреть, как исполнитель роли Печорина и Арбенина в ставропольской драме, очень фактурный и видный Игорь сможет сыграть маленького, лысоватого, жалкого и незаметного Акакия Акакиевича. А оказалось, что лучшей кандидатуры, способной воплотить образ классического персонажа Гоголя, просто и быть не может. Актер справился с этой задачей блестяще, а ведь исполнить роль «маленького человека» всегда намного сложнее, чем яркого и брутального героя. Удивительно, но когда Игорь описывал своего героя, он на глазах становился меньше ростом, казалось, что на голове у него залысины, а лицо стало рябоватым. Но самое главное, ему удалось передать гоголевский смысл, гоголевское слово, гоголевский жест - от которого хочется плакать или смеяться, даже не понимая причины.

«Желание поставить «Шинель» у меня появилось давно, - говорит Игорь. - Это произведение чрезвычайно актуально для нашего времени. Посмотрите, ведь и сегодня так живут многие люди. Практически каждый из нас в чем-то себе отказывает, копит деньги, чтобы стать обладателем какой-либо вещи. Каждого из нас хоть раз в жизни обокрали - духовно или физически. И каждый из нас когда-то был нелюбим, одинок. Наверное, поэтому в процессе репетиции я стал испытывать сострадание к нему. Репетировать сцену, где у Акакия Акакиевича крадут шинель, было невероятно трудно. Мне было очень жалко, больно и обидно за него».

Режиссер спектакля Евгений Задорожный тоже считает, что мы все похожи на Башмачкина, но по другой причине. У каждого из нас есть свое значимое лицо. Для кого-то мы являемся маленьким человеком. А для кого-то, наоборот, большим. Одним словом, с какой стороны ни посмотри, а хоть и сказал Федор Михайлович Достоевский, что все мы вышли из гоголевской «Шинели», ну, может и вышли, но, к сожалению, далеко не ушли.

«Когда руководитель нашего театра Игорь Барташ предложил к постановке «Шинель», а мне стать режиссером, я сначала не особо обрадовался. Волновался, как буду работать с Игорем, он все-таки наш худрук, и почему-то Гоголь особого энтузиазма не вызывал. А потом перечитал повесть и, как говорится, загорелся. Гоголевский язык покорил. Вы знаете, в «Гармонии» как режиссер я поставил не один спектакль, каждый из которых пропустил через сердце. Они все мне очень дороги. Но после премьеры «Шинели» вдруг понял, что этот спектакль стал для меня неожиданно самым любимым».

Думаю, что таковым он станет и для многих поклонников литературного театра. Зрителям гарантирована работа ума и волнение души. И удовольствия тоже. Помимо талантливой актерской и режиссерской работы, в спектакле очень хорошо подобрана музыка, а декорации и убранство сцены мгновенно переносят тебя в холодный и мрачный, но такой прекрасный Петербург. Там мокро и холодно. Там без шинели никак.

Люди театра знают: Гоголь всегда вмешивается и наблюдает за своими постановками. Недаром же он самый мистический писатель России. Шагами за сценой, знаками из-за занавеса. Сердить его опасно - может разрушить спектакль. Уверена, что Николаю Васильевичу спектакль бы понравился. А по-другому и быть не могло. «Шинель» в «Гармонии» - потрясающий спектакль. После которого, помимо всего прочего, остается гордость за великого русского писателя, за талантливых творческих ставропольских молодых людей и за всю русскую классическую литературу. Браво, ребята!

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 1 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
9 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.