Вы здесь

БУКВА ПРОТИВ ЭТИКЕТА, ЦИФРА ПРОТИВ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

Время бежит очень быстро. Не успеем оглянуться, и снова придет сентябрь вместе с началом учебного года. Школьникам вновь придется грызть гранит науки. И объем знаний, который они должны усвоить, - громадный, образовательные программы сегодня крайне сложные. И при всем при этом то и дело политические деятели и общественники выступают с предложениями - добавить в школьную программу новые разделы, а то и предметы. Минпросвещения России рассматривает инициативы в установленном порядке. Однако пока, к радости самих детей и их родителей, расширять школьную программу не планирует. Об этом буквально на днях заявили в ведомстве.

Что примечательно, перечень дисциплин, которые в последнее время предлагают включить в школьный курс, весьма приличный. Их более 30. А на сайте профессионального сообщества «Педсовет» даже размещено новое школьное расписание, которое могло бы быть составлено на основе этих предложений. Интересно? Давайте посмотрим на него вместе.

Понедельник

1. «Половое воспитание (по инициативе Мособлдумы).

2. История Великой Отечественной войны (по инициативе молодежного парламента при ГД РФ).

3. Хор (по инициативе вице-премьера О. Голодец).

4. Правила дорожного движения для мотоциклистов (по инициативе организации «МотоМосква»).

5. Политинформация (предложение общественного движения работников образования «За советскую школу»).

6. Безопасное селфи (инициатива общественной организации «За безо-пасность».

Вторник

1. Военно-прикладные виды спорта (предложение минобороны).

2. Земледелие (инициатива главы партии «Коммунисты России Максима Сурайкина).

3. Нравственные основы семейной жизни (предлагает РПЦ).

4. Урок трезвости (по инициативе члена общественной палаты РФ, главы движения «Трезвая Россия» Султана Хамзаева).

5. Семьеведение (предложение бывшего уполномоченного по правам ребенка
П. Астахова).

6. Народы и культура России (предложил бывший председатель ГД РФ С. Нарышкин).

Среда

1. Экология (по инициативе минприроды).

2. Основы информационной безопасности (идея Российской ассоциации электронных коммуникаций).

3. Шахматы (предложил исполнительный директор Российской шахматной федерации А. Бах).

4. Этикет (инициатива комитета по образованию Мосгордумы).

5. Основы медицинских знаний (предложение вице-премьера О. Голодец).

6. Скоростной набор текста (инициатива Совета Федерации).

Четверг

1. Духовно-нравственная культура (по инициативе победителя конкурса «Учитель года).

2. Скалолазание (инициатива депутата Мосгордумы Рената Лайшева).

3. Здоровый образ жизни (предложение минздрава).

4. История российского кино (инициатива минобрнауки).

5. Самбо (предложил замсекретаря Совбеза России Рашид Нургалиев).

6. Урок взрослой жизни (предложение депутата Госдумы В. Милонова).

Пятница

1. Демократия (инициатива молодежного парламента Саратовской области).

2. Психология (предложение минздрава).

3. Урок здорового питания (автор идеи - минздрав).

4. Жилищный урок (по инициативе саратовского общественника Александра Пономарева).

5. Домоведение (предложил бывший губернатор Красноярского края Лев Кузнецов).

6. Финансовая грамотность (идея минфина РФ).

Понравилось? Меня все это повеселило.

Хотите узнать подробнее о том, чему могут учить на таких уроках?

Давайте пройдемся по некоторым позициям.

Анна Кузнецова, детский омбудсмен, предложила ввести уроки «семьеведения», на которых ученикам рассказывали бы о правилах семейной жизни. Министерство образования идею поддержало. И даже появлялась информация, что над курсом работает академия развития образования. Когда именно данный предмет появится в школе и как он будет выглядеть - пока никто не знает.

Кроме уроков счастливой жизни, ассоциация родительских комитетов и сообществ внесла предложение добавить обязательный предмет «Нравственные основы семьи», разработанный Русской православной церковью. Авторами курса являются священник Дмитрий Моисеев и монахиня Нина Крыгина. Основная цель данного предмета - «ознакомить старшеклассников с традиционной для нашей страны системой семейных ценностей, а также подготовка подростков к созданию крепких и многодетных семей». Для курса «Нравственные основы семьи» не только уже разработаны учебники и методички, его уже преподают как факультатив в 60 регионах страны. Всего на программу преду-
смотрено 34 часа - один урок в неделю для учащихся 10-х и 11-х классов.

Шахматы. Предмет должен был появиться в начальных классах. Предполагалось, что это будет несложный курс, один урок в неделю, при этом от педагогов не требуется дополнительных знаний. По планам программа должна быть сформирована таким образом, что педагоги смогут самостоятельно по методическим пособиям научить ребят играть в шахматы.

Один из депутатов предложил ввести в программу по русскому языку курс речевого этикета, принятого до революции 1917 года. По словам парламентария, внедрение старых правил сможет повысить моральный облик современного общества. Ведь свойственные дореволюционному этикету обращения содержат уважение, которого сегодня в русском языке мы не видим. К примеру, «мама» и «папа» раньше писали с прописной буквы. Депутат не сомневается в необходимости возращения культуры обращений, которая была принята в Российской империи.

С предложением внедрить курс по истории кинематографа выступил Владимир Мединский, возглавляющий министерство культуры. Эту инициативу он представил Ольге Васильевой и заявил, что уже подготовлено методическое пособие, а также целый курс видеоуроков. Более того, ведомство могло бы бесплатно показывать школьникам лучшие российские киноленты. История кино стала бы качественным дополнением к школьной программе по истории и литературе.

И рассказывать о предложениях можно долго. Вон какое шикарное расписание получилось.

А представляете, если все это реально включат в школьную программу? Каждый день по 6 уроков. И это без традиционных математики, русского языка, литературы, окружающего мира, географии, истории, физики, химии, обществознания, иностранного языка, на которые и отводится учебное время согласно федеральным государственным образовательным стандартам. В школе сегодня и так по 5-6 уроков в день, а у старшеклассников и по 7. Уходят домой ребята порой после 15 часов. А если еще сверху добавить пусть даже три урока в день? Как вам такая учебная нагрузка?

По мне, надо бы обязать пройти подобным образом переподготовку всем, кто ратует за расширение школьной программы. Может, что и вынесут для себя в результате. Ну, или, по крайней мере, предложений станет меньше. Есть же в конце концов истина, что объять невозможное нельзя. К слову, об этом пишут в комментариях и родители.

«Не понимаю, как мой третьеклассник может все это усвоить?», - рассуждает одна из мам.

«Понимают ли эти деятели, на каком свете они находятся? В 11-м классе перед ЕГЭ, перед ВПР замотанные, замученные дети будут еще несколько часов тратить на семейные ценности, жилищные уроки, психологию? Других проблем нет у чиновников, кроме как о речевом этикете конца прошлого века сокрушаться! Просто вредители какие-то», - поддерживает ее еще одна мама.

«У нас в стране сейчас нет ОБРАЗОВАНИЯ. Детей на уроках никто ничему не учит. Одни контрольные, проверочные, самостоятельные, тесты, мониторинги, диагностики. В день пишут по три-четыре работы из этого списка. Когда же их учат? Да, никогда! Учителя не стесняясь, говорят, что они только направляют, а уж знания пусть дети сами получают. Все так красиво написано на бумагах о всяких программах, а на деле ничего! Второй иностранный?! Да с первым-то надо разобраться! Преподавание языка уже долгие годы показывает свою несостоятельность! Учат английский со второго класса - это 10 лет! И по выходе из школы 90 процентов детей не умеет свободно общаться на нем. Скажите, а зачем тогда нужен такой язык? Учителя к своим обязанностям подходят формально! Зато психологически прессингуют наших детей ого как! Да что там, они сами наполовину образованны! Такую чушь иногда детям несут!» - рассуждает мама пятиклассника.

Задают родители и вопросы о том, за счет чего вводить новые предметы и кто будет их вести?

«Какой-то бред очередной», - подытоживают участники обсуждения. И они правы. Ведь предложения и инициативы сыплются как горох. И как все это воплощать на практике - неясно. И надо ли воплощать. В конце концов, если детей и родителей интересует какое-либо направление, его можно изучать и самостоятельно, а не грести всех под одну гребенку.

Кстати, мы решили посмотреть на список самых необычных школьных предметов разных стран мира. Он тоже оказался любопытным.

Армения: народные танцы

Специальный курс хореографии народного танца является обязательным. Власти считают, что таким образом им удастся привить ученикам богатые культурные традиции. Дети изучают историю народного танца, осваивают сложные хореографические композиции. Знание необычного школьного предмета строго оценивается. Если завалить экзамен по народным танцам, то можно запросто остаться на второй год.

Великобритания: лесная школа

Английских детишек сызмальства учат ориентироваться в лесу. Оказывается, в школе можно научиться разжигать костер, выбирая «правильные» ветки. Неизвестно, пригодится ли ребенку умение строить шалаш, но в лесу он точно не потеряется. Школьный курс называется «Лесная школа». Преподают его в младших классах.

Израиль: кибервойны и дискуссии

Израильские ученики осваивают кибербезопасность. Пока что одноименный курс внедрили только в нескольких школах. Причина нововведения - киберзависимость подрастающего поколения, которая тревожит родителей и врачей. Изобилие гаджетов и повсеместная компьютеризация представляют опасность для молодежи. В рамках нового курса детей обучают правильному поведению в социальных сетях. Их учат распознавать скрытые угрозы в комментариях. Большое внимание уделяется киберзависимости, распознаванию признаков синдрома геймера.

В других школах детей учат дискуссии. Название предмета дословно означает «спор». Дети учатся отстаивать свою точку зрения с правильным эмоциональным посылом. Раз в неделю школьники изучают технику речи, мимику, концентрируются на внутренних ощущениях во время спора и визуализируют слова. Еще один час проходит в формате групповой терапии. На этом уроке учащиеся делятся проблемами. Чаще всего упоминаются компьютерные игры, межличностное общение.

Башкирия: школьное пчеловодство

Башкирия производит лучший в мире мед. И теперь пчеловодов там готовят со школьной скамьи. Больше сотни школ могут похвастаться собственной пасекой, обустроенной по последнему слову технологий. Примечательно, что уходом за ульями и сбором меда занимаются исключительно школьники. Кроме этого, их еще учат технике безопасности, биологии пчел, видам медоносов и многому другому.

Германия: уроки счастья

Немецкие власти считают, что счастью можно научиться, и запустили пилотный проект в некоторых школах. У предмета нет профильных преподавателей. Детей учат быть счастливыми, жить в гармонии, прислушиваться к своему сердцу. В конце года ученикам предлагают варианты: представить на оценку «добрый» видеоролик или принять участие в благотворительности.

Испания: эмоциональное воспитание

Программа предназначена для учащихся всех классов. Детей учат прислушиваться к собеседнику, взаимодействовать с другими людьми. Педагоги уверены, что эмоциональный интеллект - важная составляющая успешной жизни. В доверительной атмосфере они учат эмпатии и взаимопониманию, преодолевать страх, управлять гневом, вести беседы на отвлеченные темы.

Япония: любование природой

Цель занятий - научить учащихся замечать красоту окружающего мира. Преподаватели обращают внимание детей на связь флоры и фауны, особенности развития живой природы. Ученики не просто любуются природой, а получают за это оценки и сдают экзамены.

Австралия: уроки серфинга

Серфингисты-профессионалы знают, как сложно конкурировать с австралийскими покорителями волн. Их не зря считают лучшими в мире. Власти Зеленого континента стремятся сохранить лидерство. С этой целью в школах ведут уроки серфинга. Юные покорители волн начинают обучение на берегу, где учатся обращаться с доской, держать равновесие.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.