Вы здесь

ВТОРАЯ СМЕНА ИЛИ «ДЛЯ ДУШИ»?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Поразительное дело, всякий раз, когда разговор заходит о сильном и слабом поле или, упаси боже, о битве полов, рано или поздно в ожесточенной дискуссии всплывает вопрос: кто больше работает - мужчины или женщины. Ответ на который весьма неоднозначен и так же зыбок, как та грань, которую мы проводим между мужским и женским трудом.

Право, с одной стороны, говоря о трудовых буднях, на ум приходит мужчина в солидном костюме за столом, или без костюма за баранкой автомобиля, или в каске под землей. Женский же «трудовой фронт» и «фланг свершений», это три известных «К» Бисмарка: Kinder, Küche и Kirche (дети, кухня и церковь). Причем если мужчина априори труженик и добытчик, то женщина «работает в свое удовольствие». Поэтому и ответ на вопрос, кто устает больше, ежу понятен. Конечно же, мужчина!

Однако совсем недавно устаревшие догмы попытались разрушить ученые из Международной организации труда (МОТ), приведшие в своем докладе конкретные цифры по оплачиваемому и неоплачиваемому труду мужчин и женщин в мире. Результаты, мягко говоря, удивляют. Ибо из них следует, что женщины тратят на неоплачиваемую домашнюю работу, в том числе на уход за родными и близкими, в три раза больше времени, чем мужчины. Если у женщин на нее уходит 4 часа 25 минут в день, то у мужчин - 1 час 23 минуты.

Кроме того, в странах с низким и средним уровнем доходов гендерный разрыв по домашней работе больше, чем в странах с высоким уровнем доходов. Такое неравномерное распределение - одно из наиболее живучих проявлений гендерного неравенства, уточнили в МОТ. За пятнадцать лет время, ежедневно затрачиваемое женщинами на домашний труд, сократилось всего на 15 минут, а у мужчин выросло лишь на восемь минут. В годовом выражении это равнозначно 201 рабочему дню (при 8-часовом графике) у женщин и 63 рабочим дням у мужчин. При таких темпах ликвидировать разрыв удастся не раньше 2228 года, то есть через 209 лет.

«Можно сказать, что женщины продолжают трудиться в две смены - на работе и дома. Это пагубно сказывается на их здоровье и самочувствии, вызывая бессонницу и нервозность», - отмечают в МОТ.

Что мужчины? В принципе, пусть и нехотя, но признают этот факт. Однако это вовсе не значит, что они готовы совершить работу над ошибками и взвалить бремя домашних хлопот и на себя тоже. Ибо есть мужская работа (двигать шкафы, делать ремонт по мелочи и выносить мусор), а есть женская (стирать, готовить, убирать). Когда же вторая половина пытается указывать на некоторую несправедливость распределения труда, мол, двигать шкафы надо редко, а готовить - каждый день и подолгу, тут же со стороны рыцарей возникает гневно-негодующее: мол, как вообще можно подсчитывать такие вещи, ведь речь идет о любви, в которой калькуляции человеко-часов неуместны.

Хотя... А почему бы и нет? Тем более что не так давно один из представителей сильного пола все же задался целью подсчитать, во сколько бы обошлась передача на аутсорсинг всего того, что делает среднестатистическая жена. Цифра у автора получилась запредельная - около 170 тысяч рублей для Москвы. Ибо сюда входило все: от приготовления борща, до уборки, стирки и глажки. Причем «акция» носила не разовый характер, а ежедневный. Ведь одно дело, например, убрать раз в неделю как среднестатистическая домработница, и совсем другое ежедневно возвращать все на свои места, протирать то, что запачкалось, подавать необходимое и заменять закончившееся или сломавшееся, как это делает домохозяйка.

Между тем, как отмечается в том же исследовании МОТ, несмотря на то, что женщине не дают зарплату за домашний труд, это не значит, что он ничего не стоит. Неоплачиваемая работа женщин по дому и уходу за детьми и больными оценивается экспертами в 10 триллионов долларов - это примерно 13 процентов от мирового ВВП. Из-за возложенной на них «второй смены» женщины вынуждены отказываться от образования, повышения квалификации или новой должности.

Но что же касается основной работы, приносящей финансовое благополучие в семью, то здесь роли меняются. По общемировым показателям, женщины, у которых в семье нет детей младше 6 лет, в среднем проводят на работе 42,3 часа в неделю, в то время как мужчины - 46,1 часа. Таким образом, гендерный разрыв в количестве часов, затрачиваемых на труд в целях заработка или дохода, составляет 3 часа 48 минут. При наличии малолетнего ребенка этот разрыв возрастает до 5 часов.

«До тех пор, пока общественные устои вынуждают женщину брать на себя основной объем работы по уходу, а мужчину - тратить больше времени на работу в качестве кормильцев семьи, домашняя нагрузка на женщин, в том числе матерей, не снизится. А их участие в трудовой деятельности не станет более активным», - считают специалисты Международной организации труда.

Что у нас? Для России актуальны все эти тенденции, подтверждают и в Академии труда и социальных отношений. И именно из-за того, что наши женщины тратят как минимум втрое больше времени, чем мужчины, на домашний труд, они выходят на пенсию на пять лет раньше представителей сильного пола. Это правило было установлено в советские времена и сохранилось до сих пор.

Кроме того, мужчины традиционно работают в России больше женщин и больше зарабатывают (в среднем - на 30 процентов). Многие мужчины работают на полторы-две ставки, чтобы обеспечить семью. Особенно это актуально для семей с маленькими детьми.

«В любом случае, кому заниматься домашним хозяйством, а кому - зарабатывать деньги, дело каждой семьи. Она принимает решение, исходя из целесообразности, поясняют эксперты. - И вводить какое-либо государственное регулирование в этом вопросе нельзя, это может разрушить институт семьи».

Кстати, в России у мужчин есть право брать декретный отпуск, но пользуются этой возможностью единицы. 39 процентов российских мужчин, состоящих в браке и планирующих детей, не исключают для себя возможности взять отпуск по уходу за ребенком вместо жены. Однако на практике в так называемый декрет уходят лишь 2 процента отцов. Таковы данные еще одного исследования. В большинстве случаев мужчинами руководят финансовые соображения: у 61 процента опрошенных мужчин зарплата в разы выше, чем у матерей их детей. Отпуск по уходу за ребенком берут или готовы взять те мужчины, которые получают меньше супруги. Впрочем, среди аргументов также называлось и желание избежать увольнения. При этом участницы опроса скорее поддержали тех, кто против «мужского декрета». «С ребенком должна быть мама», «работа мужа важнее и прибыльнее, а призвание женщины все-таки - семья», считают опрошенные.

Так что хоть споры и продолжаются,  заканчиваются они одним и тем же - вкусным ужином на кухне в окружении заботливой жены и детей.

Марина АНДРЕЕВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 14 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.