Вы здесь

ГОСЖИЛИНСПЕКЦИЯ: РАБОТАТЬ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Не так давно Национальный центр «ЖКХ Контроль» озвучил проблемы отрасли, по которым в третьем квартале года поступало больше всего обращений от граждан. На первом месте в рейтинге - неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт многоквартирных домов. Также в перечень вошли жалобы на работу управляющих компаний, проведение капитального ремонта, качество коммунальных услуг.

 О том, насколько все эти проблемы характерны для нашего края, какая ситуация складывается в жилищной сфере в регионе и какова государственная политика в области жилищно-коммунального хозяйства, мы побеседовали с начальником управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции - главным государственным жилищным инспектором Ставропольского края Сергеем Соболевым.

 

- Сергей Владимирович, давайте начнем с того, что напомним нашим читателям основные задачи вашего ведомства.

- Основная функция - это региональный государственный жилищный надзор, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений прописанным в законе нормам. Второе важное направление - это лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ставропольского края. Главные цели нашей работы определены государственной программой Ставропольского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций», в реализации которой мы участвуем. Это улучшение качества жилищного фонда и жилищно-коммунальных услуг, повышение комфортности условий проживания граждан, обеспечение информационной открытости ЖКХ. В рамках своих полномочий мы работаем над достижением этих целей.

 

- Одно из важнейших направлений вашего ведомства - жилищный контроль. Много к вам поступает жалоб от жителей края, на что жалуются чаще всего?

- В большинстве обращений поднимаются вопросы содержания общего имущества - в среднем мы получаем около четырехсот таких обращений в месяц. Кроме того, много вопросов возникает о правомерности расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги. На третьем месте - предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В целом количество обращений в госжилинспекцию снижается - по сравнению с аналогичным периодом прошлого года их стало меньше на 19 процентов. Это показатель эффективной работы ведомства и результат востребованности наших новых каналов связи с гражданами - социальных сетей и горячей линии по качеству предоставления коммунальных услуг. Сообщения, полученные с их помощью, по закону не являются обращениями, однако инспекторы в рамках имеющихся полномочий отрабатывают все поступающие заявки. Вместе с тем больше всего обращений по-прежнему поступает традиционным образом - по почте, непосредственно в управление, в электронном виде через ГИС ЖКХ, в интернет-приемную на сайте управления, на телефон доверия.

Сейчас мы поставили себе цель сократить сроки рассмотрения обращений с месяца до нескольких дней. Активно работаем над автоматизацией контрольно-надзорной деятельности, чтобы исключить рутинные процессы из рабочего времени инспектора. Это не только позволит специалисту в более короткий срок дать ответ, но и повысит качество рассмотрения обращений.

 

- Какова сегодня ситуация на рынке управления МКД? Как работают управляющие компании?

- Часть собственников, выбирая способ управления домом, по-прежнему отдают предпочтение созданию ТСЖ. На сегодняшний день на Ставрополье зарегистрировано 1078 товариществ. Что касается управляющих компаний, в крае действует 310 лицензий, однако только у 258 организаций есть дома в управлении.

 В целом в регионе ситуация удовлетворительная, особенно хороших результатов добиваются управляющие организации там, где есть сильный, активный совет дома, инициативный и неравнодушный председатель. В таком тандеме можно горы свернуть. Для серьезных изменений в доме управляющей компании необходимо решение общего собрания. Хороший председатель не только понимает, какие вопросы нужно включить в повестку, но и может организовать соседей, убедить их найти время поучаствовать в собрании. Конечно, пока еще в крае есть управляющие компании, работой которых собственники недовольны. Эти организации теряют дома, получают административные штрафы и становятся кандидатами на лишение лицензий.

 

- Какие нарушения чаще всего допускают управляющие компании?

- Наиболее частые нарушения, выявляемые нами в рамках деятельности по лицензионному контролю, - это нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и нарушения порядка расчета платы за жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, мы мониторим нарушения требований законодательства о раскрытии информации. Жилищный кодекс обязывает управляющие организации обеспечить собственникам свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах, об их стоимости, о тарифах на предоставляемые коммунальные услуги. Все эти сведения должны быть размещены в ГИС ЖКХ. Отсутствие информации влечет штраф.

 

- Вы ведете контроль за начислением платы за ЖКУ. Много ли фактов переплаты?

- За 9 месяцев текущего года управлением выявлено 230 нарушений в этой области. По результатам исполнения выданных предписаний ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами возвращено потребителям более 5,8 миллиона рублей. Работу в этом направлении вести непросто, так как на проведение проверок апрельским постановлением Правительства РФ №438 наложены ограничения. Мы можем проводить только согласованные с прокуратурой проверки по признакам нарушений, которые несут угрозу здоровью или жизни граждан. Несмотря на обозначенные ограничения, нельзя говорить о том, что контрольно-надзорная деятельность приостановлена. Наоборот, еще активнее направляем запросы, встречаемся с руководством управляющих организаций, выезжаем в командировки, чтобы рассмотреть обращения на местах.

 

- Какова обстановка в сфере содержания жилищного фонда?

- В настоящее время общая площадь жилищного фонда в Ставропольском крае насчитывает порядка 65 миллионов квадратных метров. Состояние его очень разнится - в тех населенных пунктах, где нового жилья строится относительно немного, обстановка непростая.

Нужно упомянуть о важном нововведении, касающемся жилищного фонда: в этом году был утвержден перечень мер, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных домов, расположенных на территории края. Нормативным документом установлена периодичность и срок предоставления отчета об исполнении этих мероприятий. Наше ведомство подходит к этому поручению со всей ответственностью, так как речь идет о безопасности граждан-жителей многоквартирных домов. В октябре в адрес лиц, не представивших первый квартальный отчет, были направлены уведомления о привлечении к административной ответственности.

 

- Имеют ли место в регионе факты некачественного оказания коммунальных услуг?

- Как правило, в летний период у граждан возникают жалобы по поводу недостаточного напора воды. Причина этого - повышенный водоразбор во время полива и общая изношенность системы водоснабжения, однако сейчас в данном направлении правительством края проводится огромная работа, выделяются значительные денежные средства в рамках федеральных и региональных программ, поэтому мы надеемся, что острота этой проблемы в ближайшее время будет снижена.

Начало и конец отопительного периода тоже связаны с увеличением количества обращений. В данный момент мы фиксируем рост заявок по вопросу ненадлежащей температуры в жилых помещениях. При централизованной системе отопления, которая не позволяет исполнителю коммунальной услуги оперативно реагировать на изменение погодных условий, ситуацию может исправить терморегулятор. Решение об установке этого полезного прибора принимается общим собранием собственников. В домах с автономной котельной таких проблем нет - решение о ее запуске и отключении могут принимать сами жильцы.

Хотелось бы сказать о том, что у граждан помимо права получать коммунальную услугу есть и обязанность обеспечить безопасность при ее потреблении. Я говорю, конечно, о газоснабжении. Одним из важных направлений нашей работы является контроль соблюдения норм законодательства в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. За последнее время в управление от специализированных организаций поступило более двух тысяч материалов об отказе граждан в допуске к оборудованию и невозможности проведения работ по техническому обслуживанию. В 744 случаях были возбуждены дела об административном правонарушении.

 

- Приходится использовать механизм лишения лицензии управляющих компаний и сколько появилось новых «управляек» в этом году?

- Законодательство дает право лишить лицензии управляющую компанию за неоднократные грубые нарушения лицензионных требований. Мы на постоянной основе ведем работу в этом направлении, выявляем такие нарушения и привлекаем управляющие организации к административной ответственности. Кроме того, в третьем квартале три лицензии были аннулированы по решению суда в связи с отсутствием домов в управлении, действие 8 лицензий было аннулировано в связи с прекращением деятельности юридического лица. Новых управляющих компаний в этом году появилось 15 - столько же лицензий на право осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами было выдано лицензионной комиссией Ставропольского края.

 

- Как обстоит дело с домами, которые собирают средства на капремонт на спецсчетах? Каков уровень собираемости взносов? Все ли деньги собственников тратятся по назначению?

- На сегодняшний день 1496 многоквартирных домов формируют фонды капитального ремонта на специальных счетах. По сравнению с предыдущим годом число таких домов возросло. Владельцем счета в 356 домах является региональный оператор, в 676 - ТСЖ или ЖК, в 464 домах - управляющие организации. В среднем собираемость взносов составляет 82 процента от начисленной суммы.

Мы контролируем объем собираемости взносов на капитальный ремонт и уведомляем владельцев специального счета, размер фактических поступлений в которых составляет менее 50 процентов от размера начисленных взносов, о необходимости принять меры по погашению задолженности. В этом году мы направили 86 таких уведомлений, 18 лиц уже отчитались о погашении задолженности. В случае если остальные владельцы спецсчетов по истечении 5 месяцев не представят информацию о погашении задолженности, управление будет вынуждено уведомить об этом органы местного самоуправления для перевода домов в «общий котел» регионального оператора.

Управление следит за нецелевым использованием денежных средств, собираемых на спецсчете. В условиях временного ограничения на проведение проверок мы направили 699 организациям предостережения о недопустимости использования средств на спецсчете, предназначенном для финансирования капитального ремонта, для оплаты услуг по текущему ремонту общего имущества.

 

- Много поступает нареканий к проведению капитального ремонта в крае? С какими сложностями сталкиваются жители МКД, обращающиеся к вам?

- Что касается проблем, связанных с капитальным ремонтом, большая часть выявленных нарушений - залитие жилых помещений в ходе проведения капитального ремонта крыши, а также строительные недостатки, выявленные в ходе эксплуатации. Замечу, что контроль качества и сроков выполнения работ подрядными организациями согласно Жилищному кодексу осуществляет их заказчик - региональный оператор. В случае, если у собственников возникают претензии к работе подрядчиков, сначала им необходимо обратиться в Фонд капитального ремонта. Если же с фондом не удается решить вопрос, подключаемся мы и принимаем соответствующие меры.

 

- Что можете сказать о планах на 2021 год?

- Все надзорные органы нашей страны ждут большие изменения, так как 1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он меняет подход к контрольно-надзорной деятельности. Если раньше основным показателем эффективности считалось количество выявленных нарушений, то теперь все усилия надзорных органов будут направлены на их упреждение. Корректировки в рабочий процесс уже внесены пандемией и введенными ограничениями на проведение проверок. И могу сказать, что нам удалось адаптироваться к новым условиям.

С начала действия моратория мы выдали более полутора тысяч предостережений, которые показали достаточно высокую результативность. В том, чтобы ответственные за содержание домов лица допускали как можно меньше нарушений в своей работе, теперь заинтересованы все стороны: сами управляющие организации, госжилинспекция и, конечно, граждане.

Ольга Сомова.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.