Вы здесь

ИНТЕРНЕТ-ИНДУСТРИЯ ОПРЕДЕЛИЛА УРОКИ БУДУЩЕГО

Институт развития интернета (ИРИ) совместно с представителями Национального исследовательского технологического университета МИСиС подготовил список школьных предметов «Российская школа-2030: взгляд интернет-индустрии», которые помогут детям развивать «компетенции будущего».

В подготовке списка участвовали более 100 экспертов из IT-индустрии, ccузов, вузов, научных институтов и бизнеса. Всего список состоит из девяти «уроков будущего»: робототехника, программирование, киберспорт, VR-архитектура и web-дизайн, квантовые технологии, основы цифровой грамотности, архитектура искусственного интеллекта, анализ и работа с большими данными, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Что же планируют изучать в рамках новых предметов?

Основы цифровой грамотности и этикета включают в себя кибербезопасность, навыки ориентации в информационном поле, профилактику киберугроз. Учеников будут учить критически воспринимать информацию, различать фейковые новости, проверять достоверность сведений и т.д.

Робототехника изучает комплекс наук, состоящий из алгоритмики, механики, основ электроники и микропроцессорных систем.

VR-архитектура и веб-дизайн формируют новое представление о социально-культурной среде, урбанизации, строительстве, прикладном инжиниринге.

Архитектура искусственного интеллекта касается машинного обучения и анализа.

Анализ и работа с большими данными дают общие знания по математике, информатике, учат основам программирования, углубляют понимание алгоритмики, IT-безопасности, юриспруденции и интернет-права, знакомят с аналитикой данных.

Киберспорт развивает стратегическое мышление и логику, внимание, скорость реакции, командные навыки, все виды памяти; расширяет цифровой кругозор и общую компьютерную грамотность, улучшает владение аппаратным IT-комплексом, поднимает, развивает навыки программирования. Часть профессиональных игр тесно связана с математикой, информатикой, эвристикой, военно-патриотической культурой, ряд - развивает опыт прикладного программирования.

Программирование/кодирование сопряжено с углублением и профильным освоением точных дисциплин, информатики, алгоритмики, философии цифровых систем.

Теория решения изобретательских задач используется при решении сложных технических задач.

По мнению экспертов, к 2040 году дети в российских школах смогут изучать квантовое программирование. Предмет включает знания по физике, квантовой механике, комплексу точных и цифровых наук.

Как поясняют в ИРИ, «перечень иллюстрирует важность развития цифровых компетенций, потребность в получении системных IT-навыков». Специалисты отмечают, что все вошедшие в список дисциплины нацелены на развитие индивидуальных способностей учеников - мышления, памяти, логики и внимания. Так, к примеру, как указывает ИРИ, киберспорт развивает стратегическое мышление и логику, внимание, скорость реакции, командные навыки, все виды памяти; расширяет цифровой кругозор и общую компьютерную грамотность, поднимает и прокачивает навыки программирования. Робототехника развивает пространственное мышление и логику, воображение, креатив и эвристику, командные навыки и инженерное творчество; закладывает основы экспериментальной деятельности; углубляет знания по ряду предметов, дополняет знания по устройству компьютера и о программном обеспечении.

При этом подчеркивается: школьникам вовсе не обязательно становиться html-разработчиками или аналитиками больших данных. Приобретенные на «уроках будущего» знания помогут ребятам состояться в любой области.

По мнению экспертов, «уроки будущего» помогут избежать попадания в квалификационную яму, в которой уже сегодня находятся 1,3 миллиарда работников по всему миру и 34 миллиона граждан в России.

«По прогнозам экспертов, в течение ближайших 10 лет России понадобится 2 миллиона только IT-специалистов. Именно поэтому в программе нацпроекта «Образование» огромное внимание уделяется формированию и развитию современной цифровой образовательной среды», - пояснили в ИРИ.

Специалисты в сфере образования считают, что упомянутые предметы - это междисциплинарные комплексные направления. Для них потребуются принципиально другие образовательные технологии. К тому же, если список и примут, часть упомянутых дисциплин, скорее всего, станут факультативами. А вот, например, уроки кибербезопасности могут быть обязательными для каждого.

Заслуженный учитель РФ, директор центра образования № 109 города Москвы Евгений Ямбург отметил, что инициатива ИРИ об «уроках будущего» не нова.

«На 80 процентов все это уже в России делается начиная с детского сада. Детки работают с 3D-ручками, занимаются фототипированием. Что касается робототехники, то ее элементы есть в начальной школе. Если брать старшую школу, то уже давно созданы профильные классы, которым «уроки будущего» знакомы уже сейчас... В одной коробке школы много чего не сделаешь. Поэтому открываются лаборатории вузов, кванториумов и т.д. Начинания ИРИ уже шагают по стране, прежде всего, конечно, по крупным городам, где есть серьезная база, исследовательские центры. Это можно только приветствовать. Только надо понимать, что эти уроки будут не вместо традиционных. Их надо интегрировать в существующие уроки, проводить в качестве кружков и курсов по выбору. Нужно новшества сочетать с традициями - это как бы два плеча коромысла. Уроки будущего не отменяют погружения в русскую классическую литературу, историю», - считает он.

Говорят эксперты и о том, что в силу динамичности отрасли IT нужно заботиться о подготовке кадров с большим опережением.

Вопросы ставятся правильные. Ну а каков будет итог, покажет время.

В ТЕМУ

ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

На Ставрополье дан старт реализации федерального проекта по ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее». «Билет в будущее» - это ранняя профориентация обучающихся 6-11 классов.

Напомним, что в этом году Ставропольский край стал победителем конкурсного отбора и вошел в число 50 субъектов РФ, на территории которых будет реализован данный проект. В проекте примут участие более 19 тысяч школьников края. Они пройдут тестирование на определение профессиональных навыков. Затем им будет предложено пройти профессиональные пробы ознакомительного и углубленного уровня на базе Ставропольского государственного аграрного университета, СКФУ и организаций профессионального образования.

Ольга СОМОВА.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
9 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.