Вы здесь

ЛЮБОВЬ К ТЕАТРУ - ЭТО НАВСЕГДА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Выходить на сцену более двух десятков лет, оставаться преданным одному театру - такой выбор делает далеко не каждый артист. Почетный деятель искусств СК Игорь Барташ пришел в труппу Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова в 1994 году, сразу после окончания актерского отделения Воронежского института искусств. Тогда никто не мог и предположить, что молодой начинающий актер станет одним из самых узнаваемых и ярких лиц прославленной ставропольской труппы.

Наверное, нет другой такой профессии, где особенно сложно состояться в профессии. Уж очень она зависима - от режиссера, случая, удачи. Конечно, бывает всякое: все мы знаем истории, когда артист, выйдя первый раз на сцену или появившись на экране, наутро просыпался знаменитым. Но все-таки это больше исключение из правил. Игорь Барташ тоже не стал счастливым исключением - его творческая дорога, как и у многих, была не самой простой и легкой. И можно только недоумевать и гадать, почему так бывает, ведь Его Величество Театр появился в его жизни очень рано.

«Сейчас, оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что театр был со мной с самого детства. Моя мама мечтала быть актрисой. Но ей, как и многим детям, рожденным сразу после войны, не удалось воплотить свои мечты в жизнь. Но интерес к театру, кино, известным артистам, газетные и журнальные статьи - особый творческий дух присутствовал в нашей семье всегда, - рассказывает Игорь. - Наверное, поэтому на летних каникулах вместе с соседскими ребятами мы постоянно устраивали спектакли для родителей, причем пьесы придумывали сами. Во дворе натягивали простынь, расставляли стулья, и вечерами взрослые приходили на наши представления».

Интерес к театральному искусству усилился в подростковом возрасте, когда Игорь с одноклассниками посмотрел спектакль «Сестра моя Русалочка». Читая эти строки, многие наверняка заулыбались, ведь не у одного поколения маленьких ставропольцев страстная любовь к театру началась именно с легендарной «Русалочки». Но если вспоминают об этом многие, то сказать: «Я потом играл в этом спектакле» могут единицы. В числе счастливчиков - Игорь Барташ, которого через много лет введут в эту постановку.

Дальше - больше. С 12 лет Игорь стал посещать театральную студию «5 этаж», которой руководил Анатолий Дуров. Там студийцы не просто изучали азы актерского мастерства, но и наравне с профессиональными актерами выходили на сцену, участвуя в новогодних представлениях и детских, а позже и в молодежных спектаклях.

Естественно, после окончания школы вопрос, куда идти учиться дальше, не стоял. В Воронежский театральный институт Барташ поступил, выдержав солидный конкурс - 12 человек на место. Студенческие годы он вспоминает как самое счастливое время. В этих воспоминаниях и благодарность педагогам, и неоценимая школа полученных знаний, и бесшабашный кураж, свойственный только молодости, и даже запах сирени и мокрого асфальта на улицах ночного Воронежа, по которым Игорь с однокурсниками шли после дипломного спектакля «Труффальдино из Бергамо».

«После окончания института я решил вернуться в Ставрополь, - вспоминает актер. - Во-первых, родной мой город. Во- вторых, художественным руководителем нашего театра в то время был Алексей Александрович Малышев. Декан моего факультета, узнав об этом, сказал: «Если ты попадешь к Малышеву, то станешь настоящим артистом».

Стать настоящим артистом молодому актеру хотелось. Уже тогда он знал, что его любовь к театру - это на всю жизнь. Поэтому на прослушивании, когда Игорь вдруг понял, что его однокурсника, который вместе с ним просто за компанию пришел в театр, Малышев собирается взять в труппу без всяких дополнительных испытаний, а он просто-напросто останется за бортом, вдруг ляпнул: «А мне спектакль не понравился» (молодые люди присутствовали на репетиции спектакля «Пигмалион», который потом много лет шел в театре с неизменным аншлагом). Игорь до сих пор не знает, что больше понравилось Алексею Александровичу - отрывки, которые он читал, талант, который мастер сумел разглядеть, или его отчаянная наглость. Но как бы там ни было, в мае 1994 года Игорь Барташ был принят в труппу ставропольского театра.

«Москва не сразу строилась» - и уж, конечно, не сразу сложилась творческая судьба молодого артиста. В течение последующих пяти лет это была сплошная массовка либо роль с тремя словами типа «кушать подано, господа».

И только после того как немецкий режиссер Кристиан Ремер пригласил Игоря на главную роль Фердинанда в спектакль по пьесе Шиллера «Коварство и любовь», к молодому артисту пришел настоящий успех. Романтическая история о чистой искренней любви была принята зрителями на ура, а режиссеры стали доверять ему все более серьезные и серьезные роли. Так шаг за шагом, от спектакля к спектаклю Барташ из обаятельного подающего надежды артиста превращался в одного из ведущих артистов труппы - разнохарактерного, органичного, темпераментного. Вспоминать неповторимые персонажи, созданные им, сплошное удовольствие. Он с блеском играл Пушкина в «Евгении Онегине» и Чацкого в «Горе от ума», Левина в «Анне Карениной» и Вожеватова в «Бесприданнице», Треплева в «Чайке» и Фигаро в «Женитьбе Фигаро», Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» и Мышлаевского в «Белой гвардии»...

Сегодня имя Игоря Барташа - на большинстве афиш театра, потому что артист он - один из самых востребованных. Всего за четверть века им сыграно более ста ролей. Хорош он в любом амплуа: лирический, комический или трагический герой - зрители любят его работы за честность, искренность и талант. С ним с удовольствием работают и режиссеры театра, и приглашенные постановщики.

«Режиссеры Алексей Малышев, Валентин Бирюков, Владимир Хрущев, Петр Орлов, Димитрий Васильев и другие сыграли важную роль в становлении моей актерской жизни. Они щедро делились своим опытом и талантом, а многие продолжают это делать и сегодня. Огромное им спасибо», - говорит Игорь.

Но особую роль в его творческой судьбе сыграл московский режиссер, народный артист РФ Юрий Еремин. Как отмечает артист, встреча с этим мастером стала своеобразным этапом в его жизни. Режиссер доверил актеру сыграть Печорина в «Герое нашего времени», Арбенина в «Маскараде», профессора Серебрякова в «Пропала жизнь» - роли, о которых многие могут только мечтать. С каждым новым спектаклем Игорь как будто поднимается еще на одну ступень актерского мастерства. Достаточно посмотреть последнюю совместную работу актера и режиссера - «Фирс». Сложная, загадочная, заставляющая размышлять постановка открывала нынешний театральный сезон. Барташ сыграл в ней главную роль - слугу Бориса.

«Столкнуться с таким персонажем невероятно сложно, но интересно. Всегда любопытно играть отрицательного героя, - говорил Игорь после премьеры. - Посмотрите, как он обманывает Артема, как он обманывает зрителей. С каким невероятным упорством он идет к своей цели, отваживая от своего подопечного любимую девушку, друзей, превращая его в зависимое существо, которому становится неинтересна сама жизнь. Как он, не дрогнув, отдает барину свою женщину, как получает удовольствие от своей власти. Я счастлив, что мне удалось сыграть такой образ, неоднозначный и противоречивый. И очень благодарен Юрию Ивановичу Еремину, который утвердил меня на роль. Работа с таким режиссером обогащает и профессионально, и человечески».

В этом сезоне артист занят в 12 спектаклях. «Ночь святого Валентина», «Проделки Ханумы», «Недоросль», «Маскарад», «В списках не значился», «Леонардо», «Двенадцатая ночь», «Соколы и вороны», «Дубровский», «Примадонны», «Фирс», «Энергичные люди» - если вспомнить эти постановки и работу артиста в них, то окажется, что любая роль сегодняшнего репертуара Игоря Барташа хороша по-своему. У каждого образа - своя изюминка, свой характер, свои краски. И все же в каждом из сценических персонажей в его исполнении есть то, что их все объединяет - яркая творческая индивидуальность и искренность.

«Для меня очень важно быть искренним со зрителем. Я всегда пытаюсь сделать так, чтобы каждый почувствовал мою боль или мою радость, чтобы дрогнуло сердце, если я читаю трагический монолог. Или стало радостнее на душе, если мы играем комедию. Поэтому моя работа над ролью и спектаклем не заканчивается, пока он не уйдет из репертуара. Стараюсь каждый раз освежать роль, искать новые краски, чтобы созданный мною образ вызывал эмоции. Любые, лишь бы с пустотой в душе зрители не выходили со спектакля».

Надо отметить, что у Игоря получается. Невозможно забыть, как его Арбенин бежал по бешено вращающемуся кругу, или Печорина, который в конце концов превратился в несчастнейшего из людей. И даже если роль в спектакле совсем маленькая, она редко бывает проходной. Достаточно вспомнить мюзикл «Дубровский», где актер играет Андрея Гавриловича Дубровского. За те несколько минут, что артист находится на сцене, ему удается покорить публику и своей игрой, и исполнением музыкальной партии. Он с такой болью переживает свой разрыв со старым товарищем, что эта боль волной разливается по залу, заставляя зрителей ощущать ее почти физически. Неудивительно, что обсуждая мюзикл, театралы обязательно отмечают его игру как одну из самых сильных и ярких.

Любят зрители еще одну роль Игоря в сегодняшнем репертуаре - Лео в комедии «Примадонны». Невероятно смешно наблюдать за приключениями двух неудачливых актеров, которые дошли до такого отчаяния, что решили «превратиться» в племянниц миллионерши. Игорь Барташ и его партнер Илья Калинин с таким азартом меняют образы - из мужского в женский и обратно, так лихо выкручиваются из нелепых ситуаций, что равнодушных в зале не найдешь, как ни старайся.

Нельзя не сказать и об одной из последних работ Игоря - взяточника и спекулянта Брюхатого в спектакле по пьесе В. Шукшина «Энергичные люди» (режиссер - заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков). В этой постановке больше поражаешься даже не внутреннему содержанию, а внешнему преображению героя. Просто диву даешься, когда на сцене вместо статного и стройного Барташа вдруг появляется немолодой полный человек, который страдает одышкой и передвигается с трудом. И дело тут не в гриме, накладном животе или костюме. Это какая-то совершенно другая грань актерского мастерства.

«Для меня сцена - это совершенно загадочное место, где я могу быть абсолютно разным. Поэтому и люблю разноплановые роли. Чем разнообразнее, тем сложнее, но интереснее открывать в себе что-то новое. Иногда это бывает очень легко, раз! и взял роль, а иногда приходится много работать над собой и с собой, покопаться-помучиться, - говорит Игорь в конце нашей встречи. - Но зато когда ты понимаешь, что зритель тебя принимает, это и есть самая большая награда для артиста. Театр свел меня со многими замечательными людьми, каждый из которых - личность, индивидуальность. Именно они во многом и сделали мою жизнь такой, какая она есть. А она прекрасна, и другой я не хочу, да и не представляю».

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3.5 (6 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.