Вы здесь

МАМА МАТОМ В ЧАТЕ КРОЕТ...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В середине ноября в Кисловодске местным подразделением Следственного комитета было возбуждено уголовное дело в отношении Ларисы П. по статье «Покушение на доведение до самоубийства». По данным ведомства, женщина, являясь главой родительского комитета класса, в котором училась ее дочь, на протяжении двух лет публично и при личном общении издевалась над ее одноклассницей. Голосовые sms от родительницы, в которых та угрожает школьнице, взорвали социальные сети. Поскольку начисто снесли тот самый негласный принцип воспитания, когда родители, находясь рядом с детьми на игровой площадке, не лезут к ним в песочницу, предоставляя возможность самостоятельно договориться, найти компромисс друг с другом. Тогда как Лариса П. не просто влезла в нее, а решила еще и возглавить «детское движение».

 

«Чучело» на кисловодский манер

Только вместо песочницы был чат одноклассников, а малышей заменили 14-летние подростки, среди которых 50-летняя дама и стала наводить свои порядки. Точнее, внедрять их, решая, кому есть место в школьном чате, а кого следует из него удалить. Хотя бы только за то, что ей, Ларисе П., очень не нравится одна девочка. Настолько не нравится, что «я ее прям за косы хочу иной раз схватить. Я тебе говорю: в школе я бы точно ее обрезала. Или зеленку бы вылила!» - заявляет председатель родительского комитета в аудиозаписи, будто провоцируя сверстников на травлю школьницы. Обвинениями мамаша вообще сыпет щедро, обвиняя свою юную оппонентку и в «жополизстве», и «что кто-то стучит на всех Ольге Николаевне». Словом, фас ее! Фас! Да здравствует школьная стая вместо коллектива!

«Вот ты и не знаешь, что это такое, когда тебя гоняют, как зайца. А получается, раз побежал - значит, виноват. Теперь я ученая - надо отбиваться, если даже их много и тебя бьют. Но бежать нельзя». Это строки из произведения Владимира Железникова «Чучело». Почему-то именно они всплывают в памяти, когда думаешь об этой девочке, у которой вопреки разговорам про «гиблое поколение» все же нашелся защитник, кто вступился за одноклассницу. После чего уже сам попал под перекрестный огонь новоявленной Макаренко, обещавшей лично поговорить с Артемом. С угрозой обещавшей. С какой-то истеричной мелочностью. Будто не подростку бой дает, а на тяжеловеса в боях без правил Федора Емельяненко наскакивает.

Впрочем, не столь ли юный возраст оппонентов «и духу придает, что я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки»? Это из басни Крылова, которую, по всей видимости, госпожа П. тоже не читала и выводов не делала. Складывается впечатление, что в юном возрасте у той были другие «университеты». Совсем не те, что стоит демонстрировать в качестве примера для подражания подрастающему поколению. Хотя, с другой стороны, метод кривого зеркала тоже никто не отменял.

Страшилка «станешь как тетя Лара» порой может оказаться для непослушных чад куда эффективней угроз быть как дворник дядя Вова. Потому как уж лучше ходить в заношенной фуфайке, нежели духовная ущербность, когда у тебя атрофировано внутреннее понимание, что детей обижать - и уж тем более стравливать - НЕЛЬЗЯ. Ни своих, ни чужих. Тело у наших тинейджеров к четырнадцати годам, может, уже и сформировано, как у взрослых, но жизненный опыт еще не позволяет принимать взвешенные решения, грамотно завершать конфликт и выходить из него. Зачастую подростки руководствуются эмоциями и порывами. Не всегда верными. Порой приводящими к трагедии.

Вот и в Кисловодске, не выдержав двухлетнего прессинга, девочка решила поставить точку кардинально. Самоубийство - это всегда протест. Желание уйти из жизни у подростка - протест вдвойне. Это громкий манифест о нашей родительской несостоятельности, о нашем неумении встраиваться в социум без навязывания в нем своих мнений, взглядов на жизнь, принципов, а просто принимая позицию другого человека и уважая его право поступать и делать так, как хочет он, если это не выходит за рамки дозволенного. Манифест, который девочка выразила таким жутким способом. Повезло, что это был четвертый этаж. Школьница осталась жива. Но не получим ли мы на выходе еще одного сломленного человека - большой вопрос. Ведь попытка суицида - это как раковая опухоль. Она не проходит бесследно, а просто замирает в состоянии ремиссии. И мучит иногда картинками из прошлого. Образом той самой тети Лары, которая явно переусердствовала в своем стремлении быть «своей в доску с подростками», перепутав родительский авторитет с террором, почему и не смогла вовремя остановиться в ДЕТСКОМ чате.

Да и не только в детском. Кисловодский инцидент, увы, не уникален. Подобных родительских разборок, зарождающихся в социальных сетях и мессенджерах и перетекающих из виртуальной сети в реальную жизнь, с каждым годом становится все больше. К счастью, чаще всего это все-таки «взрослые» выяснения без привлечения своих чад. Однако на этом плюсы заканчиваются, а трагедии продолжаются.

Зову «друзей» на бой?

В конце октября скандал в школьном чате разгорелся и в Волгограде при обсуждении задания по русскому языку, где педагог настаивала на прохождении теста с 14.30 до 16.30, в то время как уроки у детей заканчивались в 14.00. Отец одного из школьников счел «миссию невыполнимой», предлагая сдвинуть тестирование на час, чтобы все ребята успели добраться до дома. Но мама другого ребенка выступила против, замечая, что тест можно выполнять «по дороге в школу или на перемене». Дискуссия традиционно переросла в ссору. Когда брошенный Романом в сугубо мужской диалектике призыв к конкретике, мол, «давайте все же решать, а не сопли жевать» Анна почему-то восприняла как оскорбление в свой адрес, подключив к разборкам мужа и брата. Те вникать в суть конфликта не стали, потребовав встречи тет-а-тет с обидчиком. «Я до сих пор жду твоего звонка, а ты, как баба, сидишь в чате и задаешь лишние вопросы моей жене. Если у тебя есть мужество, то я приехал на место, о котором ты мне сказал. Звони в любое время, назови любое место, я приеду. Заранее тебе скажу, что ты можешь заранее взять больничный», - написал мужчина.

После чего 41-летнего Романа Гребенюка избил вооруженный кастетом брат женщины. Мужчина умер, не приходя в сознание. На нападавшего завели уголовное дело по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего». Ему грозит до 15 лет лишения свободы. Преступник будет наказан. Вот только детям никто погибшего отца не вернет. Как и вряд ли эта трагедия обойдет стороной семью той самой Анны, наверняка уже тысячу раз пожалевшей о своей высосанной из пальца жалобе, но слово - не воробей. Вылетело...

И вот уже 21 ноября в Петербурге достопочтимые отцы семейств устроили массовую драку после ссоры в школьном чате. И там же «забили стрелку», на которую приехали вооруженными газовыми и травматическими пистолетами. По данным МВД, задержаны шесть человек. Все как один объяснили конфликт «личной неприязнью». Только откуда она взялась, пояснить отцы не смогли. Ведь «ваш Петя моему Васе на ногу наступил» - отнюдь не повод для жестокого побоища. Зато последняя капля в переполнившейся чаше терпения.

Стресс имеет особенность накапливаться годами, когда мы стоически переносим неурядицы в семье и на работе, финансовые сложности, проблемы со здоровьем, разочарование в ближайшем окружении, не ощущаем свою ценность и целостность в этом мире, а следовательно, ищем любую зацепку, чтобы заявить социуму о себе. И родительские чаты в этом плане из эффективного канала связи, позволяющего оперативно и совместно решать школьные вопросы, доносить важную информацию и контактировать с учителем превратились в очень нездоровую историю.

Кто в чате был, тот в цирке не смеется

Право, если вы родитель школьника, то непременно состоите как минимум в двух группах. Первой, где модератором выступает учитель и все чинно и благородно. И в родительской «болталке», зачастую не имеющей ничего общего с официальным чатом. Ибо тот для дела, а неофициальный - для души. Оная жаждет скандала и требует анархии. Особенно если в классе есть мамы и папы, чуть ли не с порога сообщающие, что решили не то что карьеру, а всю жизнь положить на школьный алтарь родного дитяти. Есть такие? Жди беды! Поскольку любая соломинка в рамках образовательного процесса будет разрастаться до размеров бревна, коим и станут размахивать активисты.

В начале сентября в школе был запланирован медосмотр детей и взятие анализов на гельминты, для чего требовалось письменное согласие родителей. Дети принесли листочки на подпись домой. Чат закипел.

- Уважаемые родители, а вы заметили, что в документе-то дата стоит открытая?! Будьте бдительны! Подписывая подобное согласие, вы тем самым развязываете руки школьной администрации и даете разрешение на то, что ваших детей смогут проверять без вашего контроля и ведома круглый год!

- Я тоже против. Мы все эти анализы перед школой для медицинской карты сдавали, зачем снова?

- Как это круглый год? Я ничего подписывать не буду! И как законный представитель своего несовершеннолетнего ребенка настаиваю на личном присутствии на каждой процедуре!

- Родители, собираем списки, кто против! Сегодня анализы возьмут без нас, а завтра прививку сделают.

- ЧТО?? Я только с работы пришла, что пропустила? Прививки будут делать? Совигрипп? Я против!

- Родители, ну придите вы в себя! Это стандартный документ! В стране бушует коронавирус, нас в школьный двор не пропускают, а вы в процедурный кабинет собрались! Кто вас туда пустит? И зачем? Не устраиваете проблем, где их нет! У нас только начинается учебный год, давайте начнем его достойно - без скандалов и ругани.

- А чего вы нам рот закрываете? Мы живем в свободной стране.

- Ты, овца, не поняла, что за наезды? Решила, что раз в родительском комитете, все дозволено? Кто ты такая, чтобы диктовать нам, о чем можно говорить в чате и нет!!!

- Правильно! Что за дикость колоть Совигрипп от гельминтов! Где подписывать? И после ТАКОГО нас уверяют, что в школе детей хорошо кормят?! Хотя моя дочка сказала, что в молочной каше был перец и соль! Нормально, да? Непонятно, как там готовят и из чего, если ребенок есть отказывается и требует деньги на пиццу и сосиску в тесте. Где это бесплатное питание? Давайте в претензию добавим требование, чтобы родителей пускали в столовую проверить блюда!

- Поддерживаю! И дали адрес поставщика продуктов, на кого жаловаться в случае отравления.

Мда, кто хоть раз состоял в родительском чате, тот в цирке уже не смеется. Потому как ни одному драматическому артисту не придет в голову обвинить учителя в разжигании межнационального конфликта, если педагог дал задание нарисовать национальный костюм своего народа!

Это уже из родительского чата подруги. Она - учитель начальных классов. За плечами три выпуска даже не учеников, а их родителей. Как раз о детках Люба, назовем ее так, говорит с любовью. Об их папах и мамах - с содроганием. И переписку в родительском чате показывает лишь потому, что «ну правда достало».

- Уважаемый учитель, я долго молчала, когда вы не дали моему Артурчику стихотворение на 1 сентября. Не подняла вопрос, и когда нам досталась рваная азбука! И даже когда вы посадили его на вторую парту, а не за первую! Но в своей ненависти к моему ребенку вы перешли все рамки дозволенного! Я требую письменных объяснений, зачем вам нужно знать, кто в классе ингуш, кто армянин, кто даргинец или цыган? Чтобы гнобить потом толпой меньшинство? Не позволю! - истерила мамочка на вполне безобидное задание.

Молодой педагог корректно советовала родительнице заглянуть в учебник по окружающему миру, где дети проходили тему «Что мы знаем о народах России». Причем деликатно проходили, с тем самым посылом, что Россия - наш общий дом, где не важен цвет кожи, разрез глаз, вероисповедание. Все мы разные, но духовные ценности у нас одни. «И задание про костюмы - из школьной программы и соответствует образовательным стандартам», - поясняла учитель.

- Вы не поняли? Я последний раз предупреждаю: хватит этих расовых предрассудков! Мы все русские! Вам ясно? Кому не нравится, валите из страны, - все больше заводилась активистка. И заводила других родителей, вставших на сторону педагога и вполне справедливо замечавших, что межнациональные распри рождает не задание в учебнике, а вот такая болезненная реакция на него. Равно как и желание увидеть проблему там, где ее нет. Стихотворения на линейке читали всего три ребенка из 32, чьи родители первыми отозвались на просьбу учителя в общем чате. Да и книжки у всех школьников после предыдущих сверстников не в идеальном состоянии.

- Слышишь, ты, надела свою паранджу и молчи в тряпочку. Что вы лезете в наш разговор с учителем? - не стеснялась в выражениях «поборница морали», обещая найти управу на каждого.

Собака выглядела такой жалкой, что хотелось ее пнуть...

Что ж, отчасти не солгала. Любе все же пришлось писать на имя директора школы объяснительную с приложением конспекта урока, превозмогая дикое желание здесь и сейчас написать заявление об уходе. Отговорили опытные коллеги. Мол, учить детей - твое призвание, а их родителей - повинность. Терпи. У всех так, с тех пор как школьное обучение отечественные функционеры из общественно значимого блага перекроили в образовательную услугу. И теперь будто на рынке находимся, где покупатели снуют меж рядов с химией, биологией, физикой, геометрией, литературой в ожидании «чего изволите-с» от учителя и руководства школы.

То, к слову, тоже оказалось не в завидном положении, когда приходится лавировать между двух огней - учителями и родителями. Встанешь на сторону коллег, тут же ворох жалоб в министерство образования, когда потом отписки пишет ВЕСЬ коллектив и проверки следуют одна за другой. Начнешь стелить реверансы родителям, те нагнут похлеще минобра, козыряя СВОИМИ правами и ИХ обязанностями. Вот такая моральная дилемма о пресловутой вагонетке.

Напомню, что это один из первых мысленных этических экспериментов: по рельсам несется вагонетка, на ее пути - развилка. Если вагонетка свернет направо, то там на одной колее работают пятеро рабочих, а на левой колее - всего один. Стрелочник должен решить, как ему переключить стрелку. И правильного ответа, как поступить стрелочнику, здесь нет. Ведь это не он выпустил вагонетку, у него не было выбора, поедет она или нет.

То же и с нашими школьными взаимоотношениями. Первый день после каникул. Поскольку ребята отдыхали вместо одной недели два, учебные планы пришлось корректировать, перескакивая через одну тему.

- В принципе, в этом нет ничего страшного, когда сначала первоклашки выучат, допустим, букву «З», а потом на дополнительном задании мы вернулись бы к «Е», - рассказывает Мария. Она толком еще не успела выложить в родительский чат домашнее задание, а ее уже вызвали к директору. Мол, что за самоуправство? Позвонила мама ученика из класса с жалобой, дескать, образовательное учреждение нарушает права ребенка на... качественное образование!

- Так гадко было. Ведь ситуацию с пропущенным уроком мы еще до начала занятий обсудили в нашем чате с родителями, и все знали, что тема будет отработана в течение недели. Просто совсем скоро у ребят праздник «Прощание с азбукой», вот и не хотели отодвигать планы, - плачет учитель, которому очень обидно такое родительское неуважение. Как и бравурное смс в чате:

- Я же сказала, что будет по-моему? Не надо халявить на наших детях, чтобы потом не краснеть перед директором!

- Как вам не стыдно? Сейчас время такое, что все пропускают занятия, - снова пытается подать голос оппозиция. Большинство родителей молчит, предпочитая никак не комментировать происходящее.

- А что мне должно быть стыдно? Я просто указываю педагогам на их прямые ОБЯЗАННОСТИ! - недоумевает участница группы.

Куда, по всей видимости, входит и связь с родителями 24/7. В выходные и праздники, в болезни и в здравии, без отрыва на свою семью и личные нужды. Когда вопреки негласному правилу, что после 21:00 в школьный чат не писать, ближе к 22:00 приходит десять сообщений: «А что задали?», «А кто решил эту задачу?», «А как решили?», «А вы за дистанционку или против?»...

Если же ответа не последовало, далее следует звонок учителю. И начихать всем на семью и детей педагога, если «мне всего лишь на минуточку нужно, чтобы уточнить. Вот вы написали, что завтра на технологию нужно вырезать ЛЮБУЮ модель рыбки из учебника. Так какую все-таки вырезать, длинненькую или кругленькую?» А потом так же «на минуточку» позвонят другие родители: «А по ПИСЬМУ нам задание в тетрадке в линию или в клеточку писать?» Впрочем, самый интересный звонок раздается, как правило, ближе к 24:00:

- Мария Ивановна, а какие у нас завтра уроки?

И горе Марии Ивановне, если она в сердцах ответит, что «за три месяца обучения пора бы уже выучить расписание или хотя бы внести его в дневник», тут же в родительском чате понесется:

- Уважаемые родители, а вы заметили, как хамит нам наш педагог!

- И класс вообще не держит. Дисциплины никакой. Мама мальчика Ромы, поговорите с сыном, что у него за игры такие, когда он рюкзаком «таранит» детей! Моя дочь с синяками ходит.

- И моему сыну рубашку изрисовал.

- А тот испачкал ему брюки, - вступает на защиту кровинушки родительница.

И снова полемика, и снова оскорбления. С переходом на личности и на такую отборную брань, будто не родители школьников разговаривают, а сидельцы одиночных камер. Ну или фермеры в преуспевающем хозяйстве, когда им некогда запомнить имена своих оппонентов среди родителей, поэтому и звучит привычное и столь понятное сердцу - овца, баран, коза, осел...

Почему не упоминаю про родительские сборы или совместные покупки чего-либо в класс? Потому что это классика жанра. Притча во языцех, когда вне зависимости от того, что приобретается - жалюзи в класс, подарки детям на день рождения или презент учителю, на предложение скинуться по 300 рублей непременно раздастся: «Почему так дорого?» И в ответ прозвучит: «Я на своих детях не экономлю». И куда ж без предложения «сходить на рынок, посмотреть цены». А там уже не за горами и ответочка, что вместо рынка родители обратятся в прокуратуру с жалобой на поборы в школах.

- Причем здесь прокуратура? Это нашим детям и учителю нужно.

- Лично моему ребенку не нужно. Педагога же пусть школа снабжает всем необходимым. Деньги на это государство выделяет.

- Да что вы говорите...

- То и говорю, что у нас многодетная семья, и заранее предупреждали, что на все ваши хотелки сдавать не будем.

- А... Из тех, кто «мы нарожаем, а родное государство пусть обеспечивает»?

- Из тех, что не ваше собачье дело, мы вас к себе в постель не зовем и как жить - не рассказываем.

И за всеми этими дрязгами и разборками следят наши дети. А после говорят нашими словами и копируют наше поведение. Чудный мальчик Руслан на уроке пилит парту линейкой. Учитель делает замечание раз, два, три... Потом забирает линейку до конца урока под недовольный окрик ребенка:

- Только тронь меня, моя мама тебя на британский флаг порвет. Она мне сама так сказала.

В школьном дворе.

- Тетя Юля, а почему у вас волосы сиреневые?

- Покрасила их так. Нравится?

- Мне - очень. А вот моя мама сказала, что вы шизанутая. Нормальные люди так не красятся.

- Передай своей маме, чья б корова мычала. Нормальные люди не надираются каждый день в хлам, вешая на бабушку своего ребенка.

Уважаемые товарищи взрослые, может, хватит этого балагана? Этого хамства, эгоизма и невоспитанности, что мы сами транслируем нашим детям. Родительство ведь, по большому счету, и есть самый главный экзамен в жизни каждого человека, который мы проваливаем сейчас по всем фронтам. Казалось бы, имея за плечами знания и жизненный опыт с собственными граблями, у нас есть все возможности сделать наших детей лучше, чем мы. Мудрее, добрее, милосерднее, справедливее. Для этого всего-то и нужно подать личный пример маленькому человечку, который только вступает в этот мир, в котором мы, взрослые люди, для него как короли. Вести себя достойно нужно.

Да вот только короли оказываются голыми. Духовно. Без той мудрости, милосердия, прощения, внутреннего такта и культуры, которые должны бы передать как эстафетную палочку. Но вместо нее мы передаем другое. А потом хватаемся за головы: откуда? Давно пора уяснить - от нас. Которые ругаются матом, злословят, лукавят, юлят и хитрят, обсуждают всех и вся на кухне, чтобы после гневно восклицать: «Что не так с этим миром и обществом?» Извините, но общество - это не один человек, это группа людей, которая сама диктует правила и законы, по которым общается и живет. И прежде чем дать бой миру, нужно заглянуть в зеркало, висящее в собственной квартире, и оценить свои поступки.

И стоит это сделать хотя бы ради того, чтобы наши дети не слушали песню «Школьные годы чудесные» с содроганием.

Марина КАНДРАШКИНА.

Фото взято из открытого источника.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (3 голоса)

Комментарии

Просто в шоке! Люди, не лезьте к детям, они по ругаются и через 5 мин.помирятся, а взрослые-никогда! Оставьте для них самостоятельности, пусть учатся налаживать отношения! Кстати, а где работа классного руководителя? Жесть статья, я в шоке!

Отличная статья. Марина, вы как будто с нашего шизонутого класса писали.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 11 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.