Вы здесь

ОБРАЗОВАНИЕ: ВЕКТОРЫ МЕНЯЮТСЯ

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева рассказала, когда в школе появятся уроки шахмат, зачем нужен устный экзамен по литературе, для чего выпускникам колледжей сдавать демонстрационный экзамен и показывать, чему они научились.

О шахматах и кружках

Я считаю, что один час шахмат с 1-го по 4-й класс должен быть обязательным. Дальше дети могут заниматься в шахматном кружке, и в большинстве школ они уже есть. Недавно мы объезжали сельские школы Чувашской Республики, во многих есть напольные шахматы: дети на переменке или после уроков подходят и играют.

Шахматы - это аналитическое мышление, развитие интеллекта и минимальные затраты в организации занятий. Мы очень плотно работаем с шахматной федерацией, уже есть методики, которые можно использовать в школе.

Вся школьная кружковая работа должна быть бесплатной. Иногда ко мне приходят родители, и я вижу соглашения, которые предлагает им школа. Там есть очень хитрая уловка. Родители на добровольной основе (это всегда особо подчеркивается) хотят подтянуть математику. Школа придумала кружок «Занимательная математика».

А дальше родители получают соглашение, где его ребенку рекомендуется 4-5 дополнительных занятий. И выставляется сумма.

В одной из школ я видела расписание внеурочных дополнительных занятий. Там была лекция по русскому языку для 5-6 классов. Дополнительное занятие по русскому языку априори не может быть платным. С этим мы будем очень сильно бороться.

О сочинении и литературе

Три года назад вернули сочинение. Оно далеко от того классического сочинения, что когда-то писали мы с вами. Сочинение введено как ключ, как допуск к ЕГЭ в 11-м классе. В этом году мы вводим в пилотном режиме в 20 регионах устную часть по русскому языку как допуск к экзаменам в 9-м классе. Ученику дается либо отрывок, либо законченный небольшой текст. Девятиклассник читает его, затем идет беседа с преподавателем. Проблема в том, что у нас сегодня большая беда с функциональным чтением: человек читает страницу и не может передать содержание двумя тезисами. Дети часами сидят на дополнительных уроках. Почему? Опять же по той самой причине - потеря функционального чтения. Кстати, это проблема не только наша, российская, а всего мира.

Потихонечку устная литература вернется. Не буду говорить, когда, но хочу подчеркнуть, что уже сегодня литература - это письменные развернутые ответы. Но я согласна с тем, что мы лишились возможности говорить. Наши дети косноязычны, мало читают и погружены в информационные сети, в которых проводят огромное количество времени.

Об онлайн-образовании

У нас создано 254 онлайн-курса. Все они сертифицированы. Допустим, студент учится в региональном вузе. Для своей будущей профессии ему необходим курс по композитным материалам. Он заходит на общенациональную платформу «Открытое образование», ищет этот курс, проходит его, сдает экзамен, получает сертификат, и пройденный модуль вуз ему засчитывает. Мы не подменяем живое общение лектора и студентов, лекции, семинарские и лабораторные занятия, мы расширяем традиционное университетское образование.

О колледжах и демонстрационном экзамене

В этом году у нас 59 процентов девятиклассников продолжили обучение в системе среднего профобразования. Вы знаете, что сейчас есть топ-50 перспективных профессий и специальностей. Разработано уже 44 новых профессиональных стандарта, и тысяча колледжей и 58 вузов, которые имеют в своей структуре среднее профобразование, получили лицензии на работу по этим новым стандартам. Федеральный бюджет выделил 74 тысячи 400 мест для тех, кто будет обучаться этим профессиям по новым стандартам.

5 тысяч мастеров производственного обучения со всей страны прошли повышение квалификации. Открыто 7 образовательных площадок - межрегиональных центров компетенций, куда могут приезжать ребята из соседних регионов вместе с мастерами, преподавателями и знакомиться с лучшими практиками.

Мы планируем, что в этом году 14 тысяч наших студентов колледжей и техникумов сдадут демонстрационный экзамен. В пилотном проекте участвуют 15-20 регионов. Думаю, через год можно сделать такой экзамен обязательным для всех. Но он требует много вложений, надо подтвердить каждую компетенцию.

О третьей смене

У нас есть в школах вторая смена, а в трех регионах еще и третья смена, и потребность в новых местах в школах очень велика. Большее количество школ - это здания, построенные 40-60 лет назад, есть несколько сельских школ, история которых начинается с последней четверти ХIХ века. Конечно, требуется реконструкция этих зданий, обновление и самое главное - создание абсолютно новой среды для школьников.

О модульных школах

Модульные школы есть в нескольких областях, в том числе в Московской области. В регионах Сибири есть проекты для малокомплектных модульных школ, которые начнутся в следующем году. Модульные школы - трансформеры, которые превращаются в определенное пространство, которое необходимо сейчас для школы. Считаю, что это очень хороший и эффективный проект. Но это затратная история. Эти школы дороже, чем те, которые строятся по обычному принципу, хотя с точки зрения архитектуры они не такие роскошные. Но за модульными конструкторами - будущее.

О научных советах в вузах

Что касается аттестации научных кадров, 19 вузов получили такое право. Но у нас там очень жесткий подход. Ответственность на 100 процентов ложится на вузы, на диссертационные советы. Хотя это не значит, что мы от всего отказались и отдали эти вопросы на откуп вузам. Считаю, что нужно посмотреть, что будет в результате хотя бы первого года.

В ТЕМУ

НУЖНЫ УРОКИ ПДД

Всероссийский центр изучения общественного мнения представляет данные исследования, посвященного теме введения в школе дополнительных предметов.

Более половины россиян поддержали бы введение в школьную программу такого предмета, как правила дорожного движения (73 процента сказали, что он должен быть обязательным). Почти две трети считают обязательными основы военной подготовки, около половины отмечают необходимость обучения финансовой грамотности. Если уроки ПДД считаются обязательными в первую очередь для самых маленьких (6-9 лет), то основы военной подготовки - для старшеклассников.

Вместе с тем включенные сегодня в школьный курс основы религиозных культур и светской этики не кажутся нашим согражданам столь актуальными: две трети опрошенных считают, что входящие в него разделы должны быть дополнительными (на выбор родителей и школьников). Каждый третий относит к обязательным национальный язык (в каждой нацреспублике), а преподавать его предлагается преимущественно в начальной и средней школе.

Вопрос о том, где взять время для дополнительных предметов, пока остается открытым. Так, две трети опрошенных, обозначивших хотя бы один предмет из списка как обязательный, затруднились назвать предмет, за счет сокращения которого можно было бы ввести новый. Те, кто определился с выбором, чаще всего предлагали «пожертвовать» изо и музыкой.

Как показывают результаты опроса, в XXI веке нет нужды учить детей общению в соцсетях (скорее они нас научат), а вот с межличностной коммуникацией есть серьезные проблемы. Три четверти россиян считают, что для школьников нужно проводить специальные уроки по навыкам общения в реальной жизни, еще большее число отмечают, что среди молодежи широко распространена проблема интернет-зависимости, причем представители самой молодой возрастной группы (18-24 года) и родители детей до 17 лет сетуют на нее даже чаще остальных.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.