Вы здесь

ОШИБКИ ИСПРАВИТ УЧИТЕЛЬ

Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные исследования, посвященного оценке российскими учителями качества школьных учебников.

Как показало исследование, большинство педагогов довольны качеством школьного образования и признают его эффективным. Большинство, но не все.

А вот качеством учебников удовлетворены только три четверти респондентов. Учителя согласны, что подается материал в доступной форме. Но вместе с тем с ошибками в учебниках и некорректной информацией сталкивались 62 процента из них, а 8 процентов и вовсе говорят, что ошибки в учебниках - типичная картина. Вместе с тем около 70 процентов опрошенных из числа тех, кто сталкивался с ошибками, полагают, что их наличие не влияет на качество преподаваемого предмета.

Вообще же учителя выступают за самостоятельность при выборе учебников: 81 процент опрошенных отметили, что для них важно иметь возможность самостоятельно выбирать учебники для преподавания по их предмету. Основной аргумент учителя - возможность подобрать удобную методику преподавания и дать учащимся более глубокие знания по теме.

Итоговое решение о выборе учебников должно приниматься на уровне школы. При этом большинство респондентов признает, что федеральный перечень учебников в том или ином виде необходим. Многие говорили, что федеральный перечень учебников должен носить рекомендательный характер, а не обязательный. Оценка учебников при включении их в перечень в первую очередь должна основываться на апробации в учебном процессе. По мнению опрошенных, для допуска учебников также важна экспертная оценка педагогов и открытая дискуссия с широким участием экспертов.

Треть респондентов отметили, что за последние 5-7 лет были случаи необоснованного исключения учебников из федерального перечня. Большинство опрошенных полагают, что издательства, выпускающие учебники для школы, должны принадлежать российским владельцам.

Ранее министр просвещения Ольга Васильева заявила, что федеральный перечень учебников сократится на 30 процентов. Кроме того, будут изменены подходы к их экспертизе. Сейчас за нее ответственны издательства, но скоро правила игры поменяются.

«Мы продолжаем работу по формированию нового перечня. Сегодня в нем 1376 учебников, причем 486 - для начальной школы. Я считаю, что это перебор во всех отношениях. Мы закончим формирование федерального перечня окончательно к концу этого календарного года», - подчеркнула Ольга Васильева.

А между тем в Общественной палате РФ состоялась экспертная сессия «Современный учебник: фундаментальная наука и учительская практика». Организаторами выступили Комиссия ОП РФ по развитию науки и образования и Институт стратегии развития образования Российской академии образования.

Эксперты дискутировали о роли учебника и учебно-методических комплектов в моделировании современной информационно-образовательной среды.

Сделать российское образование конкурентоспособным на мировой арене можно исключительно при желании и участии самих обучающихся - к такому выводу пришли участники обсуждения. Для этого необходимо интегрировать в образовательный процесс новые методы и технологии, повышать мотивацию к обучению и вовлеченность. Учебник же был и остается центральным элементом этого процесса, однако он должен соответствовать изменяющимся запросам и педагогов, и школьников.

Как отмечалось учебник должен, в первую очередь, мотивировать на познание. Показывать путь к знаниям, сделать этот путь интересным и увлекательным.

Одна из самых обсуждаемых тем в области образования сегодня - цифровизация, переход на электронный контент.

«Часто говорят: учебник уже не нужен, всю информацию можно найти в Интернете...» Учебник нужен как верное, систематизированное изложение предметного материала, в Интернете ли он будет или где-то еще - инструмент должен быть систематизированным», - отмечали выступавшие.

Своим мнением поделились представители ведущих российских издательств учебной литературы.

«Наверное, одна из самых сложных задач издателей учебной литературы - найти баланс между глубиной содержания и простотой формы, учесть и последние достижения науки, психологические, возрастные особенности современных детей. Если этот баланс найден, учителю легко и приятно работать с учебниками, проще добиваться высоких образовательных результатов, - говорили они. - Создание учебников - это совместный труд ученых-предметников, психологов, редакторов, методистов».

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
10 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.