Вы здесь

ПУСКАЙ ПЛУГ ВЕЧНЫМ ПАМЯТНИКОМ БУДЕТ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

На территории первой бригады СПК (колхоза) имени Апанасенко несколько лет назад на постамент водрузили свой памятник - древний двухлемешной плуг. Из тех, которыми еще на быках пахали. Как своего рода символ и традиции хлебопашества, и приверженности традиционной обработке почвы - пахоте, которую в этих местах давно практикуют и от которой не собираются ни при каких условиях отказываться.

Как тут не заметить: тракторы, автомобили и даже танки на постаментах стоят. А вот чтобы кованый плуг из девятнадцатого, не раньше, века, от которого бы и не всякий музей отказался, - такого не видел нигде. Но каждый, кто смотрит на такой памятник, поневоле сравнивает его с тем, чем обрабатывают поля сегодня: с плугом из восьми, а то и двенадцати корпусов за современным энергонасыщенным трактором. И без всяких высоких слов понимает масштаб перемен на селе и то, в каком веке мы находимся.

Так что плуг на постаменте и просвещает, и заставляет задуматься, и красноречивее любого пропагандиста рассказывает о великой пользе технического прогресса.

Работают как отцы и деды

Что такое традиция? Мне больше всего нравится определение, что это установившийся порядок вещей. Во всем, что нас окружает. Самое главное ее производное - стабильность. Это когда сегодня людям не хуже, чем вчера. А то и лучше. Мне кажется, в наши дни она, эта самая стабильность, как никогда актуальна. И все, где она проглядывает, интересно.

Даже не поверилось, что коллектив хозяйства, поля которого располагаются вокруг Дербетовки - небольшого села в Апанасенковском районе, собрал в этом крайне засушливом году свыше 50 центнеров зерна с гектара.

- Но это так и есть, - улыбается председатель кооператива С. Алексенко. - Всего намолотили 32 с лишним тысячи тонн зерна. Но это еще не все. И в прошлом году собрали столько же. И в позапрошлом. Несмотря на разные погодные условия. Такая вот у нас хлеборобская традиция.

И это с засеваемой площади 6,5 тысячи гектаров. Зерно постоянно хорошего качества. В этом году - особенно, поэтому покупатели как раз сейчас, когда цена на пшеницу более-менее установилась, сюда зачастили. А ведь хорошего дождя здесь не было с весны. Окрестные поля давно выжжены суховеем и солнцем. Как могло бы быть при иной погоде, показывает небольшой участок поливного газона у самой конторы СПК (колхоза) имени Апанасенко: веселящий глаз изумрудный клочок на фоне серого и безжизненного.

- Урожаи стабильные прежде всего потому, что работаем по традиционным технологиям. Как отцы и деды, своим горбом, многолетним опытом, через пробы и ошибки усвоившие секреты земледелия в этих краях. Да плюс современные сорта, современная высокопроизводительная техника, мастерство и ответственность людей. Потому и получается, - рассказывает председатель.

Преемственность

Сергея Викторовича коллектив кооператива избрал на председательскую должность почти два года назад. С должности бригадира первой бригады, в которой, кстати, именно при Алексенко был установлен памятник плугу. Его предшественником в председательском кресле был известный на Ставрополье руководитель Алексей Федорович Лавриненко, ставший депутатом Государственной думы Российской Федерации. Хозяйство при нем было одним из лучших в Апанасенковском районе, да и во всем Ставропольском крае. Но и сегодня по итогам уборки кооператив признан лучшим в районе. А по достигнутым экономическим показателям - в крае. Выходит, Алексенко традицию хорошей работы и высоких показателей блестяще сохранил.

- У него отлично получается. Я рад, что сделал тогда правильный выбор, рекомендовав Сергея Викторовича своим преемником, хозяйство в надежных руках, - говорит А. Лавриненко.

Алексенко, как и до него Лавриненко, скептически относится к новомодной поверхностной обработке почвы. Оба они сохранили то, за счет чего стабильность в этих краях и обеспечивается, особенно в засушливые годы. А именно классическую двухполку с черным паром: пашня засевается озимыми культурами через год, перед этим отдыхает под парами. Накапливает самое драгоценное для этих мест - влагу. Понятное дело, вовремя, сразу после уборки, пашется, вовремя очищается от сорняков. В нынешнем году пары и спасли, не будь их, никакого урожая просто бы не было.

Экономика в порядке

- Но валовые показатели сегодня не самое основное. Хотя круглые цифры намолотов душу, конечно же, греют. Земледелец ожиданием урожая живет, и вид ворохов зерна его, безусловно, радует. Но главное сейчас в нашем деле - рентабельность, цена производства. Мы ведь в рынке. Надо, чтобы экономика была в порядке, тогда хозяйство выживет и будет развиваться, - говорит Алексенко.

Себестоимость производства зерна здесь в этом году вышла по 4200 рублей за тонну. Прямо скажу, большинство руководителей хозяйств, узнав такое, удивленно вскинут брови. У них наверняка значительно выше. Продажная цена по краю сейчас уже перешагнула за 10000 рублей. Вот и считайте выгоду. Это при том, что хозяйство не живет в вакууме, оно, как и все остальные, болезненно ощущает на себе и рост стоимости удобрений, и непредсказуемые скачки цен на топливо, технику, запасные части. Последний раз солярку, к примеру, купили по 48 тысяч рублей за тонну. В следующий раз наверняка будет уже по 50 тысяч. Вынуждено, как все, держать на уровне заработную плату и оказывать помощь в социальном развитии своего села.

Низкая себестоимость продукции в растениеводстве достигается, прежде всего, за счет лучших семян, удобрений, отработанных технологий, внутреннего хозрасчета, высокой производственной дисциплины.

Рентабельно здесь и выращивание крупного рогатого скота. Хозяйство еще и племенное, разводит чистопородную казахскую белоголовую. В прошлом году с хорошей выгодой продали на племя пятьсот голов. Хотя самый большой результат от животноводческой отрасли, признается председатель, это занятость людей. Что очень важно в таком отдаленном селе, как Дербетовка. Из двухсот человек коллектива за животными ухаживает почти половина.

Да еще важно то, что наличие животноводства позволяет хозяйству ежегодно заряжать органикой 200 - 300 гектаров пашни. Повышать тем самым естественное плодородие почвы. Что может быть даже ценнее для будущего устойчивого развития, чем полученная от животноводства прямая прибыль.

Вложения в будущее

Собрался молодой механизатор создавать семью. Председатель сажает его в машину и везет по селу. Показывает дома. Останавливаются на третьем. Там земли под огородом больше. Оформляют за небольшую цену выкуп в рассрочку. Через несколько лет дом уже выкуплен.

Горожанину, конечно, такое трудно представить, но в Дербетовке это - устоявшаяся практика. Молодежь здесь остается, и она - желанная в коллективе. Потому и проблемы кадров как таковой не существует.

Как является устоявшейся практикой и то, что уже два лета по 50 работников выезжают за счет хозяйства на море. Работа - это хорошо, но набраться новых впечатлений, отдохнуть с семьей, поправить здоровье - это ведь тоже неплохо.

На культстанах полевых бригад хозяйства газовые плиты, горячая вода, канализация, санузлы облицованы кафельной плиткой. Теперь повсюду весь комплекс бытовых удобств.

Большое внимание уделяется хозяйством и его председателем развитию социальной инфраструктуры села. Хотя формально вроде село давно на плечах муниципалитета. По идее должно и обустраиваться за счет бюджета и налогов. Но это по идее. На практике же муниципалитеты у нас крайне бедные. Дербетовский - не исключение. Да и как отвернуться, если в селе живут твои люди? Ведь вложения в развитие села - это вложения в будущее.

Поставило правление кооператива задачу ежегодно асфальтировать одну-две улицы по селу, и вот уже все основные покрыты черным полотном. Вроде краевая собственность - амбулатория. Тем более - подчиняется районной больнице. Но как мириться с тем, что в здании зимой холодно? И вот недавно здесь за счет хозяйства поменяли отопление, установили пластиковые окна, двери, утеплили стены - обшили их снаружи профилем. Затраты вроде высокие - полтора миллиона рублей. Но результат их стоит, теперь и людей на прием к врачам прибавилось, даже очереди на физиологические процедуры наблюдаются, и сами врачи охотнее сюда приезжают из Дивного.

Помогает хозяйство и местной школе, и детскому саду. И церкви. В итоге село живет и развивается. Такой знаменательный факт: в этом году впервые за последнее время за парты сели аж два первых класса. В каждом больше двадцати детишек. Детский садик же просто переполнен. Хоть очередь в него, как в городе, устанавливай. Значит, молодые семьи видят в селе свое будущее. И заслуга в этом - в том числе и коллектива хозяйства.

Дилетантам на селе не место

Снизить затраты на социалку сможет только одно - ухудшение экономических показателей хозяйства. А это вполне в наших сегодняшних реалиях возможно.

Самое тревожное, рассуждает Сергей Викторович, что постоянно в зоне риска находится основное средство производства - земля сельскохозяйственного назначения. Пайщики отмежевывают и забирают свои участки из коллективно-долевой собственности, уходят фермерствовать сами или передают участки другим фермерам. Процесс не лавинообразный, пайщики за его хозяйство в основном держатся, здесь хорошая арендная плата. Но такое явление есть. Самое главное - условия для него созданы.

С другой стороны, не отлажен как таковой рынок земли, нет механизма отстранения от ее обработки неспособных к работе на ней. Успешному хозяйству землю сегодня просто негде взять, отсюда и потолок в развитии. Да, министерство имущественных отношений края вроде выставляет земельные участки в аренду на конкурсной основе. Но претендовать на них может любой, даже ни разу не пахавший землю. И с любой точки страны. На практике это приводит к тому, что эти самые ни разу не пахавшие накручивают цену аренды на конкурсах.

В законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения прямо записано, что земля - особое средство производства. Почему же тогда эта особость, а именно доступность ее только для реальных земледельцев, не прописана в законах? Почему дилетанты допускаются к святая святых - обработке земли?

Еще момент: налоговая нагрузка в хозяйстве - 1450 рублей на гектар земли. Это много, если учесть паровую систему земледелия и то, что засевается этот гектар реально через год. Значит, дает, если разделить один урожай на два, по 25 центнеров. Но рядом фермерские хозяйства, где эта самая налоговая нагрузка в разы меньше. И дело здесь не только в несправедливости. Фактически созданы разные условия хозяйствования. Преференции одной форме организации производства за счет другой. А раз так, то у того же фермера есть больше возможностей платить за аренду земли, а значит, и переманивать к себе пайщиков.

Такое трудно назвать и конкурентными условиями. Но раз их нет, какое же тогда ускоренное развитие?

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (2 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.