Вы здесь

СОЦСЕТИ НЕ СПАСАЮТ ОТ ОДИНОЧЕСТВА

Многим школьникам не хватает общения со взрослыми для решения своих проблем, контактов с интересными и успешными людьми, уважительного отношения учителей и сверстников. Это следует из результатов опроса учащихся, проведенного активистами Общероссийского народного фронта в регионах страны. Школа должна заниматься социализацией учащихся, использовать для этого лучшие практики педагогической работы, направленной на уверенное освоение детьми общественного пространства, считают эксперты ОНФ.

Мониторинг проводился специалистами Фронта среди более 1,3 тысячи школьников из 81 региона. 26 процентов из них сообщили, что хотели бы общаться с успешными и интересными людьми, которых бы пригласила школа. 15 процентов опрошенных детей рассказали, что им не хватает общения со взрослыми, с которыми можно было бы обсудить свои проблемы. По 19 процентов респондентов пожаловались на недостаток уважительного и объективного отношения со стороны учителей и сверстников.

Почти половина опрошенных признались, что используют соцсети более девяти раз в день. Для переписки с друзьями это делают 86 процентов подростков, для чтения постов, просмотра новостной ленты - 77 процентов, для прослушивания музыки - 73 процента и чуть более четверти для размещения фотографий.

«В соцсетях для подростка важны возможности общения, признания личностных качеств, проявления самостоятельности в суждениях, самоутверждения. Однако, несмотря на активность в блогах и на форумах, 42 процента детей признались, что чувствуют себя одинокими. Это значит, что им не хватает живого позитивного общения со сверстниками и взрослыми, которое давало бы ощущение равноправного деятельного присутствия в социуме», - делают вывод эксперты ОНФ.

«Чувство одиночества возникает тогда, когда рядом с ребенком в важные для него моменты жизни не оказывается взрослого, готового выслушать и поддержать. И в первую очередь это касается родителей, - поясняют представители ОНФ. - Нам нужно научиться транслировать ребенку внутрисемейные ценности, это поможет снять проблему одиночества и ненужности. Школа со своей стороны также должна выступать помощником. Если ребенок любит учителя, видит защиту с его стороны и понимает, что развивается, то это, безусловно, делает его ближе к взрослым. Сегодня у школьников есть различные возможности для социализации, включая участие в молодежных проектах, общественных советах и движениях. Важно, чтобы школы использовали эти возможности и создавали условия для самовыражения ребенка, чтобы он мог раскрыться исключительно исходя из своих потребностей, в том числе потребности в общении».

Проблемы социализации подростков, как показал опрос, выражаются и в том, что 39 процентов школьников используют анонимный профиль в соцсетях. Для большинства из них это возможность скрыть личную информацию от посторонних (32 процента), общаться с ограниченным кругом людей (15 процентов), столько же получают способность делиться информацией, которую не одобряет ближайшее окружение, а 10 процентов респондентов благодаря анонимному профилю могут переписываться с незнакомыми людьми.

В «замаскированном» профиле дети чувствуют себя свободнее, но это, как считают эксперты, не решает их личных проблем. «Неумение общаться со взрослыми и сверстниками, отсутствие реальных друзей при активном посещении соцсетей могут сформировать личность, не приспособленную к реальной жизни. Поэтому школа имеет возможность, не вторгаясь в личную жизнь ребенка, участвовать в создании условий для его успешной социализации. Речь идет об учебном и личном взаимодействии, в том числе с учителем, психологом, а также продуктивном взаимодействии в рамках проектной, профориентационной, волонтерской работы, трудового воспитания», - подчеркивают специалисты из ОНФ.

Возможность для этого дает, например, участие школьников в управляющих советах, ученическом самоуправлении. 31 процент опрошенных подростков уже участвовали в школьном самоуправлении, а 18 процентов - в молодежном парламенте или совете. При этом еще 17 процентов ребят хотели бы принять участие в подобной работе, но школа такой возможности не предоставляет.

Одной из ведущих форм социализации школьников может стать волонтерская деятельность, уверены эксперты ОНФ. Около 15 процентов детей сами хотели бы организовать кружки и дополнительные занятия для других детей. Помощь ветеранам, детям, попавшим в трудную ситуацию, участие в организации общешкольных, городских мероприятий помогает в реальном трудовом процессе сформировать ценностные ориентиры, активную жизненную позицию, учиться работать в команде. По данным опроса, в этих делах задействованы более четверти подростков.

«Общими усилиями педагогов, родителей и общественности необходимо создать в школе все возможности для самореализации учащихся и достижения ими выбранных целей. Положительную роль здесь сыграют лучший опыт прошлых лет, включая трудовое воспитание учащихся и связи с производственными предприятиями, реализация программ дополнительного образования, привлечение детей к волонтерским, экологическим проектам, организация встреч с интересными людьми, лидерами в различных областях деятельности. Это поможет ребенку увереннее входить в окружающий мир и состояться активной, ответственной личности», - заключают эксперты ОНФ.

Александр ОЗЕРОВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
13 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.