Вы здесь

С ЛЮБОВЬЮ И ПО-ХОЗЯЙСКИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В СПК (КОЛХОЗ) ИМ. АПАНАСЕНКО ПОДВЕЛИ ИТОГИ ПРОШЕДШЕГО ГОДА

Если спросить у сельхозпроизводителей универсальный рецепт прибыльности агробизнеса, мудрый хозяйственник посоветует искать длинный рубль в другом месте. Там, где нет вечной борьбы с природно-климатическими условиями, скачущих цен на ГСМ и удобрения, где на протяжении 9 месяцев ты не работаешь на будущий урожай, не зная, каким тот будет в итоге.

Но зато нет и того чувства сопричастности к происходящему, которое с первых же минут ощущалось между руководителем хозяйства Сергеем Алексенко и его сотрудниками, когда на прошлой неделе в дербетовском Доме культуры подводились итоги минувшего аграрного года.
И протокольное мероприятие превратилось в живой диалог единомышленников о том, кто мы есть и куда движемся дальше.

Впрочем, сегодня задачи перед аграриями стоят все те же - не просто выживать, а развиваться. Тем более что на протяжении многих лет СПК (колхоз) им. Апанасенко - одно из самых крепких и основательных хозяйств Приманычья. Вот и в 2019 году рентабельность производства составила 58 процентов, когда на каждый вложенный рубль селяне получили 58 копеек дохода, а размер чистой прибыли составил 95 миллионов рублей. Несмотря на то, что хозяйство входит в тройку тех немногих племзаводов Ставрополья, что специализируются на разведении  казахской белоголовой породы коров, традиционно прибыль здесь получают от растениеводства. В частности, от пшеницы.

Ежегодно в Дербетовке используется лишь половина земельных угодий, когда вторая находится под парами, накапливая столь редкую для восточной зоны рискованного земледелия влагу. Добавьте сюда июньские суховеи, когда в прошлом году недели не хватило, чтобы налиться колосу, и становятся отчасти понятны уловки критиканов, кто в попытках расшатать целостность земельного клина хозяйства скептически смотрит на возврат к забытому старому - двухпольной системе обработки почвы. Мол, какое качество, когда можно взять и количеством.

- Оставив после себя выжженную пустошь, когда потом десятилетия понадобятся, чтобы восстановить структуры почвы. Работая на земле, нельзя быть ее арендатором, нужно чувствовать себя ее хозяином, - по-человечески просто объясняет аграрную политику хозяйства Сергей Алексенко. Политику, за которой стоят огромные многомиллионные вложения в почву. Только на удобрения и ядохимикаты в СПК потратили более 15 миллионов рублей. Общие же затраты в растениеводческую отрасль составили около 157 миллионов рублей.

Вот такое оно, это золото полей. В прямом смысле слова. Когда с посевной площади в 6,5 тысяч гектар валовый сбор зерна составил чуть более 26 тысяч тонн при урожайности 40 центнеров с гектара, а себестоимость одного центнера пшеницы колебалась в пределах 570 рублей за центнер. И как прозвучало в отчете, на данный момент в колхозе продали лишь половину прошлогоднего урожая. Не потому, что покупателей не было - их как раз хоть отбавляй. А вот даже не с достойной, а приемлемой ценой проблемы были. Почему и решили придержать пшеницу. Благо, что производственные мощности на зерноскладе позволяют не прибегать к услугам элеваторов. Да и к весенне-полевым работам подготовились чуть заранее и впрок, чтобы сейчас не хвастаться за сердце от стремительно подскочивших ценников на все. Теперь вот осталось только следить и попадать в те моменты, когда цена поднимается от 11 до 13 тысяч рублей за тонну.

Сергей Алексенко до мозга корней производственник. Прежде чем стать председателем, работал бригадиром на участке в этом же хозяйстве. Его ночью разбуди, расскажет, чем одно поле отличается от другого, где какой сорт зерна лучше себя показал, какие удобрения и куда нужно внести и т.д. А вот эти кошки-мышки со стоимостью пшеницы, меняющиеся правила игры и тот самый «эффективный менеджмент», чужды они простому селянину. Его задача хлеб выращивать, а не торговать им. Да вот жизнь заставляет вертеться.

Хотя бы потому, что за его спиной стоят люди, за которых он несет ответственность. И не просто люди как штатный состав предприятия в размере 190 человек, трудящихся на 10 подразделениях хозяйства, а реальные Алексей Громов и Владимир Охременко, кто своим честным и добросовестным трудом заслужил грамоты министерства сельского хозяйства РФ, которыми и награждал их председатель на собрании. И таких достойных тружеников здесь столько, что все не помещаются на сельскую Доску почета, и у всех есть семьи с детьми, кредиты, домашнее подворье. Ну как их подвести? Как не выполнить взятые на себя социальные обязательства?

Это не считая бесплатного питания в дошкольных и школьных образовательных учреждениях для детей работников СПК, финансовую помощь на рождение ребенка, оплату талонов на хлеб для тех сотрудников хозяйства, кто не имеет земельных паев, путевки на море и по городам России, медицинское лечение, подарки на Новый год, торжественные проводы на пенсию.

Равно как и не считая поддержки животноводства, когда отрасль также можно из экономического разряда смело переводить в разряд социальных проектов, донором для которого также является растениеводство. На сегодняшний день племенное стадо крупного рогатого скота породы казахская белоголовая в СПК насчитывает 906 голов. В числе покупателей - животноводческие хозяйства почти изо всех соседних регионов, от Калмыкии до Ростовской области: кто-то берет скотину на привес, кто-то - для осеменения. Также в СПК имеются овцы, лошади. И все вместе данное подворье приносит дербетовцам расходов на 30 миллионов рублей. Тут и оплата ЖКХ, и покупка посевного материала и кормов, ГСМ, ветеринарные препараты, расходные материалы на текущий ремонт помещений, зарплаты сотрудникам животноводческой отрасли, в которой трудится 26 человек.

Что же касается доходов... «Если в глубокий минус не скатимся, и то хорошо», - не питают иллюзий в хозяйстве.

- Эффективность животноводческой отрасли напрямую связана и зависит от обеспеченности материально-технической базы хозяйства, кормовой базы, интенсивности кормления, методов разведения животных, их физиологического состояния, квалификации обслуживающего персонала, от общей культуры ведения животноводства. И наше спасение - это сокращение затрат на животноводство, но не во вред качеству, когда нам необходимо научиться мастерству снижения себестоимости продукции, - нацелил на собрании тружеников хозяйства Сергей Алексенко, замечая, что отказываться от животноводства все равно не будут.

Причины? Они на поверхности. Это сразу вырастет безработица в селе, да и здоровые амбиции тружеников хозяйства, когда они по праву гордятся статусом племзавода, никто не отменял. Поэтому и тащат лямку не благодаря, а вопреки...Тем более что у руководителя уже и есть задумки, как добиться поставленных целей. Здесь и установка навесов для КРС, перекройка пастбищ, отчасти смена кормов на полях с внедрением новых культур, покупка специализированного погрузчика Manitou, чтобы автоматизированно загружать зерно в сеялки и уходить от ручного труда и ведер, и т.д. И что любопытно, все эти большие и малые реформы будут проводиться хозяйством исключительно за собственный счет. Это, кстати, еще одна из сложившихся линий руководства СПК (колхоз) им. Апанасенко, когда здесь если и обращаются в банки, то только чтобы положить деньги на счет, чтобы они работали на благо колхоза. А кредиты? Здесь привыкли рассчитывать только на себя. Жить по средствам, тратить по средствам, когда копеечка к копеечке и вот уже второй год подряд предприятие серьезно обновляет свои оборотные средства и инфраструктуру. Только в прошлом году построены три навеса, благоустраивались подразделения, модернизировался и обновлялся сельскохозяйственный технопарк.

Другими словами, сегодня СПК (колхоз) им. Апанасенко не просто самодостаточное хозяйство, устойчиво стоящее на ногах, но еще и исповедующее принцип «движение - это жизнь». Причем жизнь в достойных и комфортных условиях. Предприятие, являясь градообразующим в селе, не скупится и на его развитие. В течение нескольких лет за счет средств колхоза был отремонтирован вход в местный Дом культуры, в амбулатории заменили окна, отопительную систему, поставили забор, вокруг местной церкви положили брусчатку. Теперь вот ремонтируются дороги, решаются проблемы с освещением, да и по-прежнему держат шефство над всеми социальными объектами.

Ведь тем и отличается арендатор от хозяина. Арендатор просто работает на клочке земли до окончания срока арендного договора, а хозяин пришел надолго. Не по зову выгоды, а по зову крови, по притяжению земли, что так чувствовалось на этом собрании.

Марина АНДРЕЕВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 9 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.