Вы здесь

ТЕЛЕ-ЕЛЕ-МЕДИЦИНА, ИЛИ ИЗЛЕЧЕНИЕ ОНЛАЙН

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

А знаете, читатель, одно из ярких воспоминаний моего детства? Банки, стоящие на журнальном столике, возле черно-белого телевизора! Родители, как и миллионы других россиян, тоже «заряжали» воду, дистанционно наполняя ее целебными свойствами. И вот - недаром же говорят, что история циклична - теперь подобный виток спирали, правда, немного усовершенствованный во времени, могут увидеть и мои дети. В Госдуме РФ на рассмотрении находится документ, дающий врачам право дистанционно проводить консультации для пациентов, диагностировать болезни и назначать лечение онлайн.

«При оказании медпомощи могут проводиться консультации и консилиумы с применением телемедицинских технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя, а также дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента», - говорится в документе.

- Узаконивание телемедицины - важный шаг развития здравоохранения в России, - считают эксперты. - С одной стороны, он дает пациентам новую возможность получить помощь от квалифицированных врачей. С другой - позволяет колоссально экономить бюджетные средства.

По словам президента Лиги защиты пациентов, в США телемедицина начала делать первые шаги в 2008 году. И с этого времени по 2016 год там на 70 процентов уменьшилась обращаемость пациентов за медицинской помощью амбулаторно, на 19 процентов - число койко-мест, на 26 процентов - стационарных больниц. Словом, а чем мы хуже Запада? Правильно, ничем. Но вместе с тем это вовсе не значит, что нужно впопыхах прыгать на пароход Современности, ибо тот может отчалить от берега без нас. Хотя, когда анализируешь ситуацию через призму современных экономических реалий, складывается ощущение, что все происходит именно так.

Нет, не спорю, постулат о том, как в глухой, богом забытой деревеньке мировые светила через Интернет консультируют ребенка с редким генетическим заболеванием, очень впечатляют. И сама по себе идея того, чтобы врач оказывал некоторые виды медицинской помощи дистанционно, не так уж и плоха. Например, мне весьма импонирует опыт ставропольских медиков, которые, выезжая на сложные случаи к больным с теми же сердечно-сосудистыми заболеваниями, могут через внутренние каналы связи экстренно передавать коллегам профильных медицинских учреждений результаты кардиограмм, чтобы общим консилиумом решить, как помочь больному, какую тактику лечения выбрать, или вообще целесообразнее его госпитализировать. Но это скорее исключение. Когда правило несколько иное и, применимо к России, «деревенька» должна оказаться вблизи города, где хорошо берет сотовая связь и бесперебойно работает Интернет. Иначе - сколько не смотри в черный квадрат монитора, легче не станет.

Мои родители живут в одном из отдаленных сел Арзгирского района. Как говорят сами сельчане, на периферии. Из трех крупнейших сотовых операторов хорошо берет только один. У второго заветные антенки появляются, если залезть на высокое дерево, можно крышу, или уйти далеко-далеко в поле. Что же касается Интернета - с ним тоже все неоднозначно. День ты свободно летаешь по виртуальному пространству, на второй - час томишься в ожидании, пока загрузится нужная страница. Теперь вопрос на засыпку: как с такими исходными данными воспользоваться своими неограниченными возможностями? И не чистой ли воды утопия картинка, когда в ветхой лачужке, где нет ни газа, ни воды и удобства на улице, возле экрана монитора сидит бабуля и жалуется «дохтору в телевизоре» на свои недуги, мол, вчера спину прихватило, сегодня коленку крутит. А врач, в свою очередь, протерев очки и водрузив их на нос, просит:

- А ну-ка, голубушка, не могли бы вы поднести ногу к экрану. Еще выше... Хочу поближе рассмотреть вон то пятнышко на голени.

И уж, простите за прозу жизни, читатель, а если понадобится консультация проктолога или иного узкого специалиста, ноздрями или гениталиями по монитору водить? Смешно? А вот авторам законопроекта так не кажется. Скажу даже больше - они искренне уверены, что это РЕАЛЬНЫЙ выход из ситуации, когда в стране по-прежнему бесконечно «модернизируется» система здравоохранения, закрываются лечебные учреждения, и многие россияне фактически остаются один на один со своими проблемами. Это не учитывая, что в России - более 80 тысяч населенных пунктов, где живут меньше 100 человек. В большинстве из них нет даже фельдшеров.

Этакая отливающая глянцем и лаком альтернатива самолечению, которое, кстати, весьма распространено в нашей стране. Поэтому и настаивают, дескать, телемедицина «здорово улучшит жизнь россиян» и «очень важно запустить эти возможности как можно быстрее», чтобы в бешеном галопе перегнать и западные страны. Ох, только бы не получилось как в старом советском анекдоте. Помните, читатель? На колхозном собрании, посвященном соревнованию с Америкой, берет слово передовик производства, который задумчиво отвечает:

- Догнать-то можно, отчего ж не догнать? А вот перегонять ни к чему: видать будет заплаты на пятой точке.

По информации Счетной палаты России, только в этом году в ходе оптимизации будет ликвидировано 15 поликлиник и больниц, 581 учреждение будет реорганизовано. Всего к концу 2018-го по сравнению с 1 января 2014 года количество больниц сократится на 11,2 процента, а поликлиник - на 7,2 процента.

Кроме того, как следует из опроса фонда независимого мониторинга «Здоровье», в котором приняло участие более шести тысяч медработников из 85 субъектов РФ, три четверти (75,6 процентов) респондентов считают следствием оптимизации снижение доступности медпомощи для населения. И абсолютное большинство (92,7 процента) медперсонала уверено, что рост возложенной на них профессиональной нагрузки негативно отражается на качестве оказываемой ими помощи.

- Согласно данным международных исследований, нагрузка в шесть и более пациентов на одну медсестру представляет риск для больного. Всего один человек сверх нормы увеличивает риск смертности пациентов и нежелательных последствий лечения на семь процентов, - отмечают в Ассоциации медицинских сестер России.

С 2012 по 2015 год в России в результате оптимизации обеспеченность населения практикующими врачами снизилась на два процента, число коек уменьшилось на одиннадцать процентов, в сельской местности фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов стало меньше на пять процентов, а участковых больниц - на 24 процента. При этом поток пациентов увеличился на 0,6 процента.

- Все это, естественно, привело к росту недовольства населения. Оставшимся врачам приходится работать на пределе своих возможностей. Коэффициент совместительства в среднем по отрасли составляет 1,5. То есть медперсонал работает в полтора раза больше нормы, - отмечают в Высшей школе организации и управления.

По мнению экспертов, проводить оптимизацию за счет сокращения объемов стационарной медицинской помощи, числа больничных коек, ликвидации некоторых лечебных учреждений и наращивания объемов платных медуслуг - большая и очень дорогая ошибка, заплатить за которую придется здоровьем и жизнями граждан России.

Чтобы здание было прочным, сначала возводят его каркас - фундамент и стены - а потом уже принимаются за начинку. Здесь же почему-то все пошло наоборот. С корнем выкорчевывая исполинские опоры, на их месте планируют протянуть оптоволоконные кабели... Право, ломать - не строить. Хотя, объективности ради все же отмечу, что авторы законопроекта не исключают и обычных посещений врача. Мол, если закон пройдет все чтения, каждый россиянин будет сам вправе решать, каким видом медицинских услуг воспользоваться: звонком по скайпу или очным приемом в лечебном учреждении.

Но продолжаем. Помимо сугубо технической стороны вопроса ускоренного развития телемедицины, есть и ряд других аспектов, которые наводят на скептические размышления. Например, мне крайне сложно представить, что врачи обычных районных поликлиник будут еще и консультировать пациентов дистанционно. Сложно хотя бы потому, что младший ребенок пошел в детский сад, и с ОРВИ мы частые гости, если не сказать завсегдатаи, в кабинете педиатра и отоларинголога. Поэтому не понаслышке знаю об огромных очередях на подступах к специалистам. А тут же, помимо обычного аншлага возле дверей кабинета, обхода больных пациентов на закрепленном участке, еще и онлайн консультации? Не уверена.

Как и не уверена в том, сможет ли врач на расстоянии поставить правильный диагноз и назначить грамотное лечение. Давайте по-честному. Идеи телемедицины не новы в нашей стране, и уже существует с десяток интернет-площадок и форумов, где за определенную сумму вы можете получить онлайн консультацию специалиста. Как правило, виртуальный прием стоит 800-1500 рублей, в зависимости от регалий и научных степеней вашего собеседника. И все бы ничего, если бы не одно но... Когда вы регистрируетесь на площадке сайта, перед тем, как набрать номер специалиста, высвечивается некое «Соглашение», обязательное для заполнения. В нем же черным по белому написано, что вам оказываются не медицинские, а «информационные» услуги, что в переводе на обывательский означает, никто ответственности за поставленный диагноз не несет. То есть чистой воды рулетка - угадал или мимо. Возможно, если рынок подобных услуг легализуют, возрастет и ответственность за врачебные ошибки. Кстати, прецедент уже создан, и даже последовало наказание, правда, за несовершенное преступление, ибо диагноз якутский медик все-таки поставил правильно.

Данная история произошла в мае прошлого года, когда хирург местной больницы, отлучаясь по делам, сказал дежурившим медсестрам, мол, в случае чего пишите в WhatsApp. «Чего», трансформировавшись в 11-летнего мальчонку, корчащегося от боли, случилось через пару часов. Увидев присланный ему снимок, доктор тут же кратко написал в ответном сообщении: «Перелом. Накладывайте гипс». Персонал так и сделал. Успокоенные родители с сыном уехали домой. И так бы эта ситуация осталась незамеченной, но... В учреждение нагрянула внезапная прокурорская проверка. Причем приехали правоохранители совсем по другому поводу, но, как бывает по закону подлости, на поверхность всплыл и этот факт. И понеслось!

- Мальчик ведь получил травму при падении, мог повредить не только руку, а мало ли чего еще, и обнаружить все это возможно только при осмотре, - комментировал произошедшее старший помощник прокурора Якутии. - Нельзя делать выводы только на основе одного рентгеновского снимка, да еще и уменьшенного до размеров экрана сотового телефона!

В итоге против хирурга было возбуждено уголовное дело.

Как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно. А ведь еще Гиппократ писал, что обследование нужно проводить у постели больного, и именно он придумал методы ощупывания, пальпации, сбора анамнеза заболевания, где нет мелочей. И что же получается: современным виртуальным докторам все это не нужно? Для верного диагноза достаточно иметь острый глаз, чуткий слух и невероятно развитую интуицию? Не понятно и то, КТО будет отвечать за последствия, когда, например, у тебя был аппендицит, а ты жаловался на головную боль, и было потеряно время. Доктор, поставивший диагноз исключительно по тем симптомам, что описал больной, или пациент, умолчавший о боли в животе?

Нет, читатель, не подумайте, я не против телемедицины, как чуждо мне и топтание на месте. Скажу даже больше, сама всегда стою на том, что если есть новаторский способ спасти жизнь человеку, этой возможностью обязательно нужно пользоваться. Дело в другом. Я не медик и не берусь судить о законе с профессиональной точки зрения, но чисто с обывательской - ответ, как обойти возможные рифы и трудности, лежит на поверхности и заключается в том, что телемедицина допустима только тогда, когда уже поставлен диагноз и посещение является вторичным. Иначе... Иначе все это выглядит, как очередная ретрансляция поговорки, что хотели как лучше. Вот только получилось не очень.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
8 + 8 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.