Вы здесь

Шекспир под электрическим током

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).
Аватар пользователя admin

В Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова на малой сцене состоялась премьера спектакля «Жестокий урок» по одноименной пьесе Валентина Красногорова. Режиссер - народная артистка РФ Наталья Зубкова.

Отмечу сразу, что в основе сюжета лежит один из самых известных реальных психологических опытов 20 века, получивший название «эксперимент Милгрэма», который был направлен на изучение проявления жестокости в обычном человеке. В начале 60-х годов прошлого века профессор психологии Стэнли Милгрэм пытался понять причины того, почему добрые, любящие свою семью и друзей, природу и собак, книги и кино люди могут проявлять ничем не оправдываемую жестокость, да еще по отношению к тому, кто не сделал тебе ничего плохого. Ученый пытался выяснить, когда насилие становится обыденным делом. Почему, и это было самое жуткое в поведении людей, никто не чувствовал себя виноватым? И почему все их оправдания сводились к однозначному и банальному: «Это не я», «Меня заставили», «Я же выполнял задание»? Исследование получило широчайший международный резонанс. И в том же году Гаагский суд запретил подобные опыты.

Прошло более полувека, запрет действует до сих пор, но, к сожалению, это было, и подобные эксперименты стали частью истории человечества. Про них пишут книги, снимают фильмы, ставят спектакли, а люди, узнав о подобных опытах, удивляются, возмущаются, смеются, не верят (или верят) и спорят. Но чтобы испытать всю перечисленную и, несомненно более разнообразную гамму чувств, сначала нужно увидеть историю воочию.

Итак, «Жестокий урок». Малая сцена ставропольской драмы превратилась в аудиторию современного вуза. Действующие лица - профессор психологии Кольцов, его ассистентка Алиса и двое студентов Кира и Михаил, по случайному совпадению состоящие в романтических отношениях. Девушка не спешит отвечать на предложение о замужестве своему молодому человеку, она явно влюблена в профессора. Впрочем, в этом нет ничего удивительного – умных, знаменитых, харизматичных ученых всегда любить проще, чем сыночка пусть и богатого папы, но не такого интересного, не такого умного, не такого мужественного, даже если он и ровесник. Тем более, девушка далеко не пустышка, а целеустремленная молодая особа.

Но любовные коллизии стремительно отходят на задний план, когда в аудитории начинается совсем другая игра – эксперимент, который проводит Кольцов. Ученый довольно быстро убеждает своих студентов, что они должны проверить, действительно ли любой урок запоминается лучше, если ученика стимулировать страхом и болью. В данном случае наказание будет разряд электрического тока за каждую ошибку. Студенты должны нажимать кнопку, подключенную к проводам кресла для подопытного, больше похожего на электрический стул. При этом с каждым новым ударом сила тока возрастала, начиная с просто неприятных 20 вольт и заканчивая смертельными 300 вольт. Молодые люди легко соглашаются на предложенные условия, не подозревая, что их ждет.

А теперь отгадайте, кто доведет эксперимент до конца? Михаил? Именно он перестанет вновь и вновь пропускать через женщину разряды тока, пока несчастная никак не может запомнить сонет Шекспира (кстати, во время спектакля я пыталась повторять за «учителем», ничего не получилось) и бьется в конвульсиях от боли, умоляя не нажимать кнопку? Или молодой человек так и будет мучить жертву, потому что так надо, потому что профессор говорит, что так правильно, потому что… Да мало ли можно найти этих «потому», чтобы нажимать и нажимать кнопку, а роль жестокого мучителя оправдывать тем, что выбора просто не было. Хотя давайте будем честны – выбор есть всегда, только он нам может не нравиться.

Или Кира? Да, ей тяжело мучить людей. Но на кону любимая наука, повышенная стипендия, диплом, карьера, деньги, в конце концов, любовь к Кольцову и боязнь его разочаровать и … На что там еще давил профессор? Готова ли девушка идти на откровенный садизм ради всех вышеперечисленных благ? Или правда в том, что мы с радостью готовы выпустить своего внутреннего садиста на волю, если есть на кого свалить вину за случившееся. Практически так оправдывается заигравшийся «учитель» перед профессором и участниками эксперимента.

Но и это еще не все. Дальше студентов ждет другое испытание: им придется узнать истинную цель эксперимента Кольцова. И спектакль, начавшийся как легкая безобидная игра, а затем перешедший в драму, на всех парах помчался к настоящей трагедии, которая чуть не разрушила жизни главных героев. А по-другому и быть не могло: в этой истории четко сказано и еще более четко показано, что мы и только мы выбираем став чудовищами и убийцами или же проявить сострадание, отказавшись от жестокого эксперимента ради спасения человека от мучений.

Разумеется, в спектакле будет и горе сломленного героя, открывшего в себе садиста. «Как теперь жить?», – спрашивает он. И его нельзя не понять. Нас всю жизнь учат послушанию и терпению - в садике, школе, в вузе, семье, на работе. Сила авторитета нам кажется настолько нерушимой, что не каждый человек способен собрать все возможные внутренние ресурсы, чтобы сопротивляться, нарушать правила, уметь различать ложные и истинные ценности внутри себя.

«Дело не в жестокости, а в легкости, с которой мы подчиняемся авторитету, начальству, властям, – говорит в финальном монологе профессор Кольцов. – Когда испытуемые сами, без моего присутствия, проводили урок, они редко доходили до садизма. Но как только появлялся я, человек на которого можно переложить моральную ответственность, палачи тотчас становились равнодушными к отчаянным крикам жертвы. Более того, я опрашивал этих «учителей» спустя несколько дней после опыта, когда у них была возможность опомниться и поразмыслить. Думаете, кто-нибудь пожалел? Раскаялся? Почти никто! Они сделали работу «во имя науки», получили свои деньги и забыли о ней».

Звучит ужасно, но 2/3 участников эксперимента, как писал ученый Стэнли Милгрэм, переступили ту невидимую черту, которая отделяла нормального человека от садиста.

В спектакле занято всего четыре актера. Составы менятются: на сцене перед вами могут появиться Александр Кошелевский, Дарья Симанкина, Дарья Сафонова, Оксана Винникова, Анастасия Поделякина, Александр Сухарев, Филипп Харций. Играют актеры по-разному. Кто-то очень убедительно и очень по-настоящему. Молодая актриса Дарья Симанкина (я видела спектакль в таком составе) сыграла свою роль так, что мурашки бегали по коже. А вот мужские роли были не столь убедительны. По-моему мнению мужской состав спектакля не доиграл, не прочувствовал и не раскрылся до конца. Поэтому некоторые монологи, которые должны пробирать до самой глубины души, звучат неискренне, оставляют равнодушными, вызывают сопротивление и где-то недоумение.

Спектакль «Жестокий урок» больше подойдет для тех, кто предпочитает психологические триллеры, трагедии, драмы. Если ваш любимый жанр комедия, то это, скорее всего, не ваша тема и постановка. Однако невозможно всегда только веселиться. Нельзя, например, выбросить (даже рука противится писать эти слова) Шекспира с его трагедиями и предлагать зрителю только легкий, не заставляющий думать и переживать материал! В театре обязательно должны быть спектакли о социальных и психологических корнях жестокости или ненависти, о тонкой грани, отделяющей нравственные поступки от аморальных, о любви и нелюбви, о свободе и выборе. Зритель вместе с героями обязательно должен заглядывать далеко не в самые приятные уголки человеческой души и примерять происходящее на себя.

И последнее. Новая постановка ставропольской драмы вовсе не демонстрирует жестокость ради жестокости - с кровью, ножами, выстрелом и насилием. Спектакль как раз призывает к гуманизму и нравственности, к любви и состраданию, к порядочности и милосердию. Вот прочему выходившие после премьеры люди в основном задумчиво молчали. И эта тишина будто спрашивала зрителя: «А какой выбор сделал бы ты?». Интересно, что они выбрали?!

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
9 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.