Вы здесь

Страусов завели, а шелководство забросили

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Страусов завели, а шелководство забросили

О том, чем закончились попытки «построить социализм в отдельно взятой стране» - все знают. Но уже не помнят, как, на словах отвергая «ненавистное прошлое», большевики переиначивали все, что складывалось веками. Как крестины превращали в октябрины, вместо добровольных организаций скаутов во все школы внедрили всесоюзную ленинскую пионерскую организацию. Старшеклассников охватили всесоюзной ленинской коммунистической организацией молодежи. И этого показалось мало: учащихся сельских школ в середине XX добровольно-принудительно объединили в ученические производственные бригады. В 1954 году богатый колхоз «Россия» построил показательный полевой стан для школьников Григорополисской СШ № 2 со спальными корпусами, клубом, спортивными сооружениями. Почин одобрили и стали внедрять повсюду. С тех пор, до 90-х годов XX века, учащиеся сельских школ занимались производительным трудом на социалистических предприятиях - в колхозах и совхозах. В учебные планы сельских школ ввели дополнительные учебные дисциплины, в Ставропольском педагогическом институте стали готовить то ли учителей, то ли агрономов. Выпускников направляли руководить ученическими бригадами. Ежегодно проводились слеты передовиков производства ученических бригад. Так было вплоть до 1996 года, когда, по понятным причинам, бригады вроде бы стали не нужны. Однако в 1998 году, по инициативе губернатора А.Л. Черногорова, правительство края приняло постановление «О возрождении ученических производственных бригад Ставропольского края». Это стало сигналом о том, в каком направлении движется край в развитии хозяйства.

Надо сказать, что приобщение детей к производительному труду на селе не было изобретением советской власти. Дети по мере сил всегда помогали родителям по хозяйству, при этом обучаясь приемам работы. До революции в России, на Северном Кавказе, уже был успешный опыт соединения обучения детей с производительным трудом. Так, известный предприниматель А.Ф. Ребров в имении Владимировка (совр. Левокумский район) еще в XIX веке построил для детей своих крепостных крестьян школу, в которой мальчиков и девочек учили не только Закону Божьему, арифметике, грамматике и т.п., но и основам сельского хозяйства. В свободное от учебы время после уроков, а также на каникулах, дети занимались сельским хозяйством. Именно тогда, в позапрошлом веке, появилась первая ученическая производственная бригада. Но в ученической производственной бригаде Реброва дети обучались приемам рационального ведения собственного хозяйства в условиях рыночной экономики. Выпускники его «бригады», овладев передовыми агротехническими приемами, становились рачительными, зажиточными хозяевами, потомков которых большевики обозвали кулаками, разорили, выгнали из родных гнезд. В ученических бригадах в советское время власть на базе государственных и коллективных хозяйств готовила исполнителей воли «руководящей и направляющей силы» - КПСС. Да еще и свела все дело к показухе - мероприятиям, слетам, соревнованиям.
В начале лета 1956 года в среднюю школу станицы Бекешевской из Георгиевска прибыл курьер. Он привез маленькую картонную коробку и инструкцию по выращиванию тутового шелкопряда. Страна готовилась к решающей схватке с мировым империализмом, для чего был нужен шелк, из которого делали парашюты для воинов-десантников. Юных патриотов призвали внести вклад в развитие военной авиации. В только что рожденной по указанию сверху ученической производственной бригаде это дело показалось перспективным.
В коробке у приезжего на зеленых листиках копошились крошечные насекомые, похожие на муравьев, только покрытые черными волосками. Посыльный так и называл их - «мураши». Дети с энтузиазмом принялись за дело: пять-шесть раз в день подкладывали корм - веточки шелковицы с молодыми листьями. Капризные питомцы не признавали иной пищи. Скоро забавные «мураши» потеряли черные волоски и превратились в голеньких светлых гусеничек. Они настолько быстро росли, что пришлось сооружать дополнительные стеллажи в филиале школы. Теперь уже школьники по графику дежурств занимались заготовкой кормов: забава малышей превратилась в трудную повинность старшеклассников.
Шелест, едва слышный в первые дни, стал похож на шум дождя: работали челюсти сотен ненасытных гусениц. К утру от заложенного на ночь корма оставались голые ветки с остатками листьев. Все с нетерпением ждали конца этого кошмара. Капризные питомцы боялись сквозняков, нуждались в тепле, постоянной влажности. Во время очередной линьки малоподвижных гусениц надо было купать. За два с лишним месяца жизни каждая гусеница выросла от 3 миллиметров до 6 сантиметров, а вес увеличился в тысячи раз! Наконец, толстые малоподвижные гусеницы принялись за главное дело. Выбрав удобные места на развилках подготовленных для них «веничков», они стали выписывать восьмерки. Двойная нить, выделяемая из специальных желез, мгновенно застывала на воздухе, и гусеницы постепенно скрывались в коконах. Там работа продолжалась еще несколько дней. Более тысячи метров шелковой нити в каждом зрелом коконе! Кокон - конечную продукцию - нужно было обдать паром, чтобы куколки в них не превратились в бабочек. Коконы сдали государству.
«Сдадим государству...» - этими словами начинались все лозунги земледельцев на обозах с зерном, которые двигались на заготовительные пункты после уборки урожая. Такой же термин использовался животноводами, когда речь шла о готовой продукции - молоке, мясе, шерсти. Не продадим, а сдадим... А ведь до революции шелководство как отрасль животноводства приносило крестьянам огромные доходы! Они свою продукцию продавали, а не сдавали.
На Северный Кавказ экзотические домашние животные (в природе этого вида насекомых уже нет) попали в XVIII веке. Еще Петр I повелел астраханскому губернатору поддержать разведение шелкопряда в низовьях Волги. Позднее к этому была подключена и вновь образованная Ставропольская губерния. Денежные вознаграждения получали те, кто выращивал тутовые деревья и занимался шелководством, а шелковым налогом облагались уклонявшиеся от этого. Материальная система стимулирования новой отрасли животноводства сработала безотказно. По свидетельству краеведа XIX века Антона Твалчрелидзе, шелководством в конце XIX века занимались во многих селах Ставропольской губернии. Но особенных успехов в развитии шелководства на Северном Кавказе добился Ребров.
Всесторонне образованный человек, А.Ф. Ребров (1776 - 1862) организовал в своем имении образцовое хозяйство, в котором шелководство было его любимым детищем. В нем он достиг таких успехов, что и сейчас Реброва специалисты величают отцом отечественного шелководства. Алексей Федорович Ребров настолько преуспел в этом деле, что был удостоен Большой золотой медали на международной выставке в Лондоне в 1851 году. Получал медали его шелк и на выставках в Санкт-Петербурге, Москве, Париже. Кстати, первые саженцы тутовых деревьев и грену (яйца бабочки шелкопряда) Ребров завез из Франции. Тутовник, широко распространенное на Северном Кавказе дерево, попал сюда из разных мест. Потому и разный цвет ягод: белые, розовые, черные. В период второго расцвета шелководства на Северном Кавказе, выпавшего на предвоенные и послевоенные годы XX века, новые плантации шелковицы закладывались семенами и саженцами из Туркмении. Районные руководители получали директивы из краевого центра и доводили планы по закладке плантаций тутовника до колхозов, совхозов. Эти хозяйства и другие организации, в том числе и школы, получали задания по выращиванию гусениц шелкопряда. Край давал стране по 200 тонн коконов в год, о чем, как о большом достижении, писали газеты тех лет. Старые шелковичные деревья, украшающие города Ставропольского края и соседних республик, - немые свидетели былого расцвета шелководства. А станица Шелковская, что в Чеченской республике, - память об этой отрасли животноводства на карте Северного Кавказа.
Любопытная информация прошла недавно по телевидению. В одной из областей России, в старших классах сельских общеобразовательных школ, собираются вводить учебный предмет «Основы капиталистического производства в сельском хозяйстве». Или что-то в этом роде, не ручаюсь за точность. А также организуют ООО, ОАО или ЗАО, в рамках которых старшеклассники на добровольных началах будут овладевать навыками сельскохозяйственного производства в рамках рыночной экономики. Наш край идет другим путем, о чем свидетельствуют мероприятия, слеты передовиков..., так и хочется сказать - социалистического производства.
И опять о ставропольском шелководстве. В Интернете есть отрывочные сведения о частных и государственных предприятиях, вроде бы занимающихся сохранением генофонда тутового шелкопряда. А шелководства как отрасли животноводства в Ставропольском крае нет, что вызывает недоумение: ведь для этой отрасли есть все условия, в том числе и кормовая база. Кроме Китая, Индии, Японии, традиционных стран шелководства, этим выгодным делом занимаются в соседней Турции, а также в Италии, Франции, и даже в далекой Бразилии. Заморских страусов в крае уже завели, а шелководство забросили. А ведь непревзойденное качество натурального шелка на долгие годы гарантирует спрос на него. В энциклопедическом словаре Ставропольского края (2006 г.) нет статьи, посвященной шелководству, забытой отрасли животноводства Ставропольского края. В статье, посвященной А.Ф. Реброву, - нет ни слова о построенной им в селе школе для детей, его «ученической производственной бригаде» - замечательном опыте соединения обучения с производительным трудом детей.

Владимир ИВАНОВСКИЙ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет