Вы здесь

АХ, ОБМАНУТЬ МЕНЯ НЕ СЛОЖНО...

АХ, ОБМАНУТЬ МЕНЯ НЕ СЛОЖНО...
Марина Кандрашкина

Недавно в Управлении Роспотребнадзора СК раздался странный звонок. Женщина жаловалась на то, что она находится в отпуске по уходу за ребенком, ей скоро выходить на работу, а очередь в садик медленно продвигается.
- А чем мы-то можем вам помочь? - удивились сотрудники службы. - Данные вопросы находятся не в нашей компетенции.
- Да знаю я. Просто обзваниваю все организации, вот и вас заодно набрала, - раздалось на том конце провода.
Что называется, и смех и грех. Хотя положительный момент в этой истории все-таки есть: ставропольцы научились отстаивать свои права. И, как уверяет заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по СК О. Балабан, по сравнению с предыдущим годами стали делать это намного чаще. Причем если раньше львиная доля жалоб потребителей касалась некачественных товаров, то в 2011 году более пятидесяти процентов обратившихся были недовольны качеством предоставляемых услуг. ЖКХ, услуги банков и телефонной связи - вот так выглядит тройка лидеров, вызывающих массу негодования у жителей города.
Неправильное применение тарифов, неправомерный выбор УК и ее работа спустя рукава - с какими только вопросами не обращаются люди в Управление Роспотребнадзора. А между тем более 70 процентов жалоб идут совсем не по адресу. Ведь те же самые расчеты стоимости услуг за электричество, газ и воду, отсутствие обещанного ремонта в подъездах - это вотчина комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя. Тогда за что же отвечает данное учреждение?
- В сфере ЖКХ мы можем проверить и проанализировать договоры, заключенные между жителями дома и УК на предмет того, нет ли там пунктов, ущемляющих права потребителей, - говорит Ольга Анатольевна. - В частности, федеральным законодательством предусмотрено, что управляющая компания должна давать письменный ответ своим клиентам в течение пяти дней. Если ответа на поставленные вопросы за это время не последовало, это уже и есть наша стезя.
Но если даже вы и ошиблись адресом, это вовсе не значит, что помощи вам никто не окажет. Не зря же в Управлении создан консультативный центр, где каждый из нас может абсолютно бесплатно получить юридическую и правовую поддержку по всем интересующим вопросам. Юристы, работающие здесь, не только разъяснят, какое управление в городе и за что отвечает, но и в случае необходимости помогут составить грамотный иск в суд, выступят в роли защитников отстаиваемых интересов. Так, только в 2011 году потребители вместе с сотрудниками Роспотребнадзора выиграли дела по 119 искам, больше 10 из которых касались защиты прав и интересов неопределенного круга лиц.
Например, в прошлом году в управление обратились жители г. Буденновска с жалобами на ненадлежащее качество питьевой воды. После проведенных исследований было выявлено, что нитраты, находящиеся в жидкости, действительно превышают все нормативы, и претензии горожан вполне обоснованны. Однако дело несколько осложнялось тем, что виной всему было природное загрязнение, и когда Роспотребнадзор выслал предписание «Водоканалу» устранить данное несоответствие, служба проигнорировала его, поскольку необходимый объем работ стоит отнюдь не дешево.
- Тем не менее люди имеют право получать качественный товар - ту же самую воду, - за который платят деньги. Поэтому мы и обратились в суд с иском о защите прав неопределенного круга лиц и выиграли его. В ближайшем будущем проблема будет решена, - рассказывает О. Балабан.
Впрочем, таких историй сотрудники отделения могут рассказать сотни. Около 2,5 процента проверок, касающихся соблюдения прав потребителей и прошедших в прошлом году, предоставляют достаточную базу для рассказов. А какой же случай больше всего запомнился нашей собеседнице?
- Это было три года назад, - рассказывает О. Балабан. - И нам практически каждый день звонили люди с жалобами на ИП Иванечкину, которая занималась поставками мебели. Женщина брала заказы, оговаривала сроки поставки и тут же забывала о них или привозила комплект не полностью. Ожидание затягивалось и на неделю, и на месяц, и два. Мы тогда обратились в суд с иском о лишении ее права заниматься предпринимательской деятельностью, и выиграли дело.
Однако недавно у экс-предпринимательницы появился «достойный конкурент» - ИП Чеботарев. Правда, занимается он установкой дверей.
- Работают люди очень некрасиво, - говорит заместитель руководителя. - Сначала с потенциальным клиентом оговаривается, что дверь будет московского производства, берется задаток за нее, однако уже после ее установки, когда мастера уезжают и заказчик сам снимает обвертку, тут и узнает, что купил товар китайского производства. Человек начинает искать производителя, однако найти его весьма проблематично.
Да уж, как ни крути, а количество желающих заработать, ничего при этом не делая, ну, или прилагая минимум усилий, у нас всегда стремится к бесконечности. Тем более когда для этого в нашей стране созданы и все возможности. Штрафы минимальные, плановые проверки чиновники могут проводить всего раз в три года, при этом заранее осведомляя лицо, когда придут его инспектировать. Как данные меры отразились на качестве услуг? Если в 2008-2009 году на 100 проверок приходилось 60-80 штрафов, то сегодня цифра выросла уже до 130.
- Предприниматели перестали бояться штрафов. Зачастую бывает и так, что юридическое лицо знает о предстоящей проверке, но ничего не предпринимает, дабы исключить возможные нарушения, обезопасить себя. В итоге только на одном объекте мы можем выявить до двух разных нарушений, - замечает О. Балабан,
Хотя... зачастую мы и сами даем немало поводов обвести себя вокруг пальца. Взять те же самые дистанционные покупки в интернет-магазинах.
- Чаще всего этим грешат люди пенсионного возраста, которые верят во все обещания, звучащие с экранов телевизора, и покупают разрекламированную медтехнику за большие деньги. А потом приходят к нам и начинают жаловаться на ее качество. Спрашиваем, где купили, вот и выясняется: то по телефону, то на сайте заказали. Наши специалисты начинают искать компанию по указанным адресам, а там либо заброшенный дом, либо вообще такой фирмы никогда и не было.
А банковские услуги? Положа руку на сердце, кто из нас читает от корки до корки договор, который мы собираемся заключить? Так, глазами пробежимся, поверим на слово улыбчивому консультанту, что будем платить столько и столько, и поставим свой автограф на официальном (!!!) документе. И после такой неосмотрительности мы удивляемся баснословной пени, невозможности погасить кредит заранее, дополнительным процентам?
Да что там говорить, если нас ничуть не настораживает в договорах и подпункт о возможности банка передавать наши персональные данные третьим лицам. Что в этом такого? Действительно ничего, если у вас есть финансовые возможности и вы вовремя погашаете задолженность по кредиту. А если кризис, потеря работы и ситуация с платежеспособностью резко изменилась? Настойчивые звонки коллекторских агентств станут постоянными спутниками на долгое время. Откуда у них данные о вас, родственниках, номере телефона и месте проживания? Так вы же сами разрешили банку их выдать!
Словом, внимательность и еще раз внимательность.
- Ну, и четкое понимание того, что права нужно отстаивать в любом случае, даже если дело доходит до суда, - подытоживает беседу заместитель начальника управления Роспотребнадзора по СК. - Тем более что это совсем не накладно. Мало кто знает, но если истец обращается в суд с иском по защите прав потребителей, то он освобождается от взыскиваемой пошлины. Да и вообще, не забывайте вместе с основным иском выдвигать требование и о возмещении морального вреда. В последнее время суды положительно смотрят на такого рода заявления. И пусть взыскиваемые с ответчиков суммы небольшие и колеблются в пределах 2-10 тысяч, это уже что-то. Ведь только так мы сможем добиться уважения к себе не только как к человеку, но и как к потребителю.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет