Вы здесь

ТРИ СТОЛЕТИЯ РЯДОМ С РУССКИМ НАРОДОМ

19.12.2012
ТРИ СТОЛЕТИЯ РЯДОМ С РУССКИМ НАРОДОМ
Нина ЕВТУШЕНКО

В рамках проекта «Кавказ.РФ» редакция «Ведомостей» предоставила своим читателям возможность прикоснуться к многонациональной палитре края, больше узнать об истории, обычаях и традициях живущих рядом народов. Такая информация очень важна для выстраивания дружеских, добрососедских отношений, ведь Кавказ - наш общий дом, и каждый заинтересован, чтобы в этом доме было комфортно и спокойно. И не только для сегодняшних, но и будущих поколений. В одной лодке нам вместе плыть по Реке жизни, а чтобы она не перевернулась, надо правильно ею управлять. И не забывать, что в роли гребцов выступают представители разных этносов, независимо от того, многочисленные они или малочисленные, ответственность лежит на всех.
Когда говорят о туркменах, то сразу представляешь широкую раздольную степь и отары овец, перегоняемые смуглыми конными наездниками с одного места на другое. Или вспоминаются прекрасные, яркие по расцветке ковры, которые часто продавались в советских магазинах. А чье-то воображение рисует образы мужчин в длинных стеганых халатах и с мохнатыми папахами на голове. Или юных красавиц наподобие Гюльчатай из известного всем «Белого солнца пустыни». Среднеазиатский колорит настолько своеобразен, что, если с ним соприкоснулся, остается в памяти надолго.
Но все это чисто внешние отличительные признаки тюркского народа, а откуда он есть пошел, чем выделяется на фоне других этносов? Это вдвойне интересно по той причине, что на Ставрополье есть целый Туркменский район, где в добрососедстве проживают представители свыше сорока национальностей. Больше всего там русских, примерно 70 процентов, а на втором месте туркмены, их около 18 процентов. Расселился этот народ и в близлежащих районах - Нефтекумском, Благодарненском, Ипатовском и Арзгирском.
Всего, если исходить из последней переписи населения 2010 года, в Ставропольском крае проживает 15 тысяч туркменов, а восемь лет назад было на тысячу с лишним меньше.
- Не могу сказать точно, но скорее всего увеличение произошло за счет рождаемости, - говорит руководитель Туркменской региональной культурно-национальной автономии Ставропольского края Шериф Бакиев. - В туркменских семьях всегда было по 6-8 детей, сейчас, правда, рождается вдвое меньше, но все равно население прирастает.
Сам Шериф Рамазанович родился и вырос в селе Шарахалсун Туркменского района, это в 25-30 километрах от Летней Ставки. О родных местах вспоминает с теплотой, и хотя живет в Ставрополе, ездит туда каждую неделю. Благодарен родителям, они оба много лет проработали в образовании, достойно воспитали детей, отец является заслуженным учителем России. Сын отца с матерью не подвел: получил диплом Ставропольского сельскохозяйственного института, кандидат экономических наук, несколько лет преподавал в вузах. По общению видно, что любит свой народ, интересуется его историей. А она такова, что может увлечь любого.
КАК КОЧЕВНИКИ ДОШЛИ ДО КАВКАЗА
Туркменистан - поистине загадочная и не всем известная страна Востока. Ее сравнивают с традиционной восточной красавицей, которая в силу сложившихся привычек и религиозных устоев не имеет права держать свое лицо открытым. Сегодня это не только страна песков знаменитых Каракумов, завораживающей природы и бесподобной красоты ландшафта, но и, как доказывают ученые, страна древней цивилизации. Многочисленные исследования и раскопки убеждают, что на территории Туркменистана люди жили еще 3 млн лет назад!
В свое время земли этого государства были частью таких великих мировых империй, как Персия и империя Александра Македонского, которые, однако, несмотря на свою мощь, не продержались долго. А если говорить о ставропольских туркменах, то их биография насчитывает свыше 300 лет. Первое упоминание о переселении на Кавказ мангышлакских туркменов относится ко второй половине ХVII века. Тогда, испытывая сильное притеснение со стороны хивинских ханов, тюркский народ направился на Нижнюю Волгу, а оттуда - на Северный Кавказ. Причем расселились кочевники-скотоводы в основном на Ставрополье. Они добровольно приняли российское подданство и получили территории по руслам рек Кума, Айгурка, Калаус, Маныч.
Так что с русским братом туркмены взялись за руки еще три столетия назад и с того времени вместе с ним прошли через многие испытания. Хотя народ вел несколько обособленный образ жизни, по своему духу он всегда был воинственным. В 1812 году ставропольские туркмены направили двести джигитов на борьбу с Наполеоном, которые потом в составе конного корпуса дошли до Парижа. А во время Русско-японской войны они собрали деньги на строительство миноносца «Туркменец Ставропольский», который покрыл себя геройской славой в боях. Примеры мужества показывали представители этого народа и в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, среди них много было доблестных офицеров-орденоносцев.
А вот в мирной жизни туркмены - большие труженики. В крае, в сельской местности, они в основном работают в растениеводстве и животноводстве. Многие по семейно-родственному признаку объединились в фермерские хозяйства, выращивают зерновые, разводят овец. Кстати, любопытный факт из истории: в 1912 году на всероссийской выставке туркменские овцы каракулевой и курдючной пород были признаны лучшими.
Среди представителей этой национальности много специалистов с вузовскими дипломами, заслуженных работников сельского хозяйства, заслуженных учителей, экономистов. Родители считают своим долгом дать детям высшее образование, чтобы они могли успешно продвигаться по карьерной лестнице.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОНА ЕСТЬ
Сегодня Ставрополье словно на пороховой бочке. То в одном, то в другом месте возникают межнациональные распри, и чаще всего отношения выясняет молодежь.
- Мы считаем, что надо не пожары тушить, а принимать превентивные меры, - высказывает свое мнение Шериф Бакиев. - Вообще туркмены народ толерантный, они привыкли мирно жить с русскими людьми, представителями других национальностей. Никогда не заявляют о каком-то своем превосходстве. Если возникают небольшие разногласия, то в основном на бытовой почве. А массовых межнациональных конфликтов с их участием за пять последних лет не было, и это радует, потому что наша организация тоже к этому причастна. Стараемся, чтобы молодежь знала историю, свои традиции, умела выстраивать отношения с другими народами. Провели конференцию с участием неформальных молодежных лидеров, организовали соревнования по национальной борьбе на поясах - гореш, в которых выступали также юноши из Карачаево-Черкесии, Дагестана, Калмыкии, международный турнир по мини-футболу среди ветеранов. Лучше в спорте одерживать победы, чем устраивать разного рода распри. Участвует наша молодежь и в фестивалях национальных культур, здесь тоже есть что показать...
Следует сказать, что сами туркмены по большей части достаточно доброжелательны и приветливы. Спросите русских, переехавших из бывшей союзной республики на Ставрополье, - как там к ним относились, не притесняли ли? Говорят, на производстве всякое бывало, когда рухнул Советский Союз. Русских начальников нередко понижали в должности или создавали такие условия, что они сами уходили. Но по-соседски люди часто приходили друг другу на помощь, выручали в трудную минуту.
Кстати, у самих туркменов есть свод неписаных правил и законов под названием «туркменчирика», в котором отражены принципы взаимоотношений между людьми, отношений в семье, к женщине, к старикам... Особенно сплачивается народ в тяжелый период жизни: во время голода резали последнего барана и раздавали всем по кусочкам, равными долями. Так и спасались.
Но это участь простого народа, а сильные мира сего, в прямом и переносном смысле купались в золоте. Но ставропольские туркмены на все это смотрят отстраненно, дескать, их это не касается. Хотя связи с исторической родиной они поддерживают, ежегодно осенью туда отправляется делегация на празднование Дня независимости Туркменистана. Для укрепления этих связей очень много сделал общественный деятель Ассадула Суханбердыев.
ПОДАРИ МНЕ ПЛАТОК...
Визитная карточка любого народа - его традиции, обычаи, уклад жизни. Из всех народов Центральной Азии туркмены, как утверждают исследователи, наиболее привержены своей традиционной одежде. До сих пор многие жители страны с видимым удовольствием надевают и мохнатые шапки, и длинные стеганые халаты. А женщины часто носят длинные шелковые платья и полосатые шаровары, скрывая волосы под легкими шарфами и косынками. Но тут дело не в этнических отличиях - просто такая одежда удобна в жарком и сухом климате. В Туркменском районе, кстати, иногда тоже можно встретить женщин в таком одеянии.
Одно из важнейших событий у туркменов - празднование бракосочетания. Как правило, на свадьбе, в том числе и ставропольской, собирается от 500 до 700 гостей, в основном они приходят сами, потому что двери для всех открыты, приглашаются только близкие родственники и знакомые. Гулянья идут несколько дней. Раньше на струнном инструменте, тамдре, играл и пел народный певец бахши, а сегодня все чаще на свадьбах звучат современные музыкальные инструменты и исполняются современные танцы. Но у нас на Кавказе молодежь не отказывает себе в удовольствии станцевать и зажигательную лезгинку.
Важная часть церемонии - калым. В зависимости от региона и достатка размер выкупа различается, но семейство невесты может потребовать с жениха по-настоящему большого калыма. Кстати, при Ниязове калым был закреплен законодательно: если на туркменке женился не гражданин Туркменистана, он должен был внести в государственную казну 50 тысяч долларов.
В самом свадебном ритуале большое значение имел платок. На «гелин той» (свадьбу невесты) женщины в узелках из платков разных размеров несут со всего села свадебные гостинцы, всевозможные сласти. При уходе им возвращаются узлы с подарками, равноценными принесенным. Большой платок служит одним из видов подарка, его в качестве приза вручают победившему в «свадебных» состязаниях мужчине. Разноцветными платками украшают свадебный кортеж, прежде из верблюдов и коней, а сейчас - из автомобилей. Как правило, все молодые женщины и девушки непременно приходят на церемонию в ярких красочных платках. В одних местах их ткут, в других используют покупные, фабричные, а в некоторых семьях тканые платки специально хранятся для торжественных случаев.
В недалеком прошлом по дороге в селение будущего мужа свадебный поезд всех встречных в пути одаривал небольшими платками и кусками материи, «чтобы обезвредить злые силы, могущие повредить молодой семье». А в наши дни гостям на свадьбе раздаривают маленькие куски ткани или носовые платочки, которые являются знаком торжества и благополучия.
Кстати, символический смысл заложен и в украшениях свадебного наряда невесты. По обеим сторонам платья на груди, в несколько рядов, пришивали подвески, очень напоминающие средневековые. Платье становилось парадным от серебристого перелива чешуйчатых бляшек-подвесок, издающих мелодичный перезвон при ходьбе, как бы отгоняя злых духов.
Сегодня некоторые обряды уже остались в прошлом, тем более среди ставропольских туркменов. Но там, где их еще используют, сохраняется яркий колорит самобытного народа, с которым нам жить рядом еще не одно столетие.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет