Вы здесь

Единый учебник: за и против

С 1 сентября 2015 года школьники России должны учиться по общим для всей страны учебникам по истории, русскому языку и литературе. С таким предложением выступила группа депутатов, соответствующий законопроект народные избранники уже внесли в Государственную Думу.
Напомним, что идею создания единого учебника в феврале прошлого года одобрил президент РФ Владимир Путин - правда, он говорил тогда только об истории. Нынешние учебники по этому предмету, по его словам, полны внутренних противоречий и двойных толкований. При этом глава государства заметил, что единая концепция преподавания истории не помешает учителям доносить до учеников свою точку зрения.
Депутаты же эту идею расширили и подготовили поправки, согласно которым общие базовые линейки учебников по единым стандартам должны быть созданы по трем предметам - «История», «Русский язык» и «Литература».
По мнению авторов законопроекта, эти предметы - киты российского образования и обучение по ним надо скоординировать, чтобы по окончании школы получать гражданина и патриота России, да и качественные знания тоже.
Как пояснили в Госдуме, сейчас в гуманитарном образовании используется принцип вариативности. И если в 2011-2012 годы Минобрнауки разрешило к использованию 1872 учебника, то в 2013-2014 годах - 2982. Такой подход нарушает конституционные права человека, считают депутаты, - неправильно, когда третьи лица без согласия детей и родителей выбирают, по какому учебнику будут учиться школьники. Депутаты говорят о том, что авторы учебников осваивают бюджетные средства и получают прибыль, а в умах нового поколения в итоге царит путаница. К тому же разные учебники усложняют переход из школы в школу и ведут к дискриминации при сдаче ЕГЭ (вопросы одинаковые, а учебные программы у всех разные).
После того как идея о введении единых учебников была широко озвучена, по этому поводу развернулась настоящая дискуссия.
Поддержали законопроект ряд представителей ученого сообщества, религиозных организаций и некоторые руководители учреждений образования. «Единый базовый учебник положительно скажется на качестве отечественного образования», - полагают они.
Говорят и о том, что необходимость создания единых учебников доказал политический кризис на Украине, который произошел вследствие «промывки мозгов».
«Образование становится аспектом нацбезопасности. Как учим, то и получим, - отметил, в частности, завкафедрой общей политологии НИУ ВШЭ Леонид Поляков. - Война за умы, мозги и души должна быть нами выиграна».
Высказал свою позицию по этому вопросу и Общественный совет при Минобрнауки. Члены его оценили законопроект как вредный для школ и школьников.
«Учителя и ученики будут обречены на единственный жесткий тематический план, единственную последовательность изучения тем и чтение одного и того же набора произведений в классах и школах всех типов и уровней», - отметили они.
Более того, решение о введении единых учебников будет являться, по мнению членов совета, нарушением Конституции и попранием права граждан на выбор. «Предложенная инициатива лишает образовательные организации возможности формировать собственную образовательную программу, учителей - выбирать методические средства обучения, разрушает всю логику внедрения в школы новых образовательных стандартов», - полагают члены общественного совета. И потому призывают руководство Госдумы не принимать документ к рассмотрению, а профессиональные ассоциации и родительскую общественность - выступить против идеи единых учебников.
В самом Минобрнауки подчеркнули, что позиция ведомства не всегда совпадает с мнением членов Общественного совета. И тема, о которой идет речь, требует широкой дискуссии.
Вместе с тем в Минобре отметили, что сегодня есть «разработанный в соответствии с поручением президента единый историко-культурный стандарт, все учебники истории должны ему соответствовать. Такие же единые стандарты будут разработаны по русскому языку и литературе». А еще ведомстве уверены, что важно качество учебников, а не их количество.
К слову сказать, на минувшей неделе в Пензе прошел форум общественного движения «Народный фронт «За Россию». Обсуждались на нем вопросы образования. Прозвучало, в частности, предложение разработать фундаментальное ядро школьного курса образования, проще говоря, единые стандарты и подходы.
Присутствовавший на форуме президент согласился с предложением, напомнив, что это уже делается в таких дисциплинах, как история и математика.
В то же время представители педагогического сообщества подняли вопрос о необходимости сделать паузу в реформировании учебников, хотя бы лет на пять.
Президент поддержал и это предложение: «Безусловно, нужна какая-то пауза в постоянных изменениях. Всем хочется издавать учебники. Это очень прибыльный вид деятельности... Поэтому здесь здравый смысл в случае, как и с отчетностью, должен возобладать», - сказал глава государства.
В общем, ясности с тем, появятся ли в стране единые учебники или нет, пока нет. Неизвестно и то, поддержат ли инициативу депутатов рядовые россияне. Вполне вероятно, что многим она придется по душе, как в свое время предложение о необходимости создания в стране единого учебника истории.
В прошлом году ВЦИОМ провел опрос на тему, как россияне относятся к разработке единой концепции истории и идеи последующей подготовки на ее основе единого учебника истории. Так вот, 58 процентов из тех, кому на тот момент было известно об этой инициативе, ее поддерживали. И главным их аргументом была необходимость общепринятого стандарта, взгляда на историю. Также респонденты указывали на необходимость изложения достоверной истории и были склонны думать, что единый хороший учебник истории поможет детям в изучении предмета. Негативно восприняли идею создания единого учебника всего 16 процентов опрошенных.
Так нужны или нет единые учебники по предметам гуманитарного цикла? С этим вопросом я обратилась к нескольким знакомым родителям, чьи дети обучаются сейчас в школах. Единого мнения по этому поводу в родительской среде не оказалось.
Из семи мам и пап, с которыми я говорила, пять идею поддержали, хотя мотивировали свою точку зрения по-разному. Кто-то говорил, что считает, что качество обучения в школе улучшится. Другие полагают, что от того, по какому учебнику учится ребенок, мало что зависит. Важно, какой учитель работает с детьми. Третьи уверены, что успехи их чад по большей мере зависят от самих детей, от их способностей и от них, родителей.
Что касается качества учебников, то буквально все были согласны, над ним нужно работать и работать.
«Недавно дочери, ученице второго класса, задали задачку: «В зоопарке было 14 зверей: ежиков, белок и зайцев. Ежиков было меньше, чем белок, а белок - меньше, чем зайцев. Сколько было в зоопарке ежиков, белок и зайцев, если зайцев было на 5 больше, чем ежиков». Решали всей семьей. Но так и не смогли найти ответ, отправились к соседке-учительнице, она и подсказала решение. Разве это нормально?», - возмущалась одна из моих соседок.
«В свое время в наших учебниках были правила. К примеру, «жи, ши пиши с буквой и» и многие другие. А теперь ребенок должен посмотреть на текст и сам придумать правило. И это также в начальной школе. Понятно, что это под силу далеко не всем», - рассказывала еще одна моя знакомая.
В общем, наверное, неудивительно, что сегодня многие родители говорят о том, что хотели бы, чтобы их дети учились по таким учебникам, по которым в свое время они учились сами: «У нас были обычные учебники, и выросли мы не дураками», - отмечают они.
Кстати, в образовательных учреждениях им в этом готовы идти навстречу.
К слову сказать, в советские годы разброса в учебниках, подобного тому, как сейчас, не было. А вот качество образования, как говорят многие, было выше и в школах дети получали реальные знания.
И еще, не так давно я была в поликлинике. Рядом со мной сидела женщина. Мы разговорились. Она рассказала, что является учительницей. Да плюс работает с отстающими учениками. «Разве такое сейчас бывает?» - изумилась я. «Да нет, вы меня не поняли, я подрабатываю репетиторством, сейчас занимаюсь с 13-ю детьми. Вы и представить себе не можете, как тяжело им дается школьная программа. Причем сейчас программы разные. А ведь всем хочется быть успешными», - сказала она. А потом еще какое-то время пыталась убедить меня в том, как все это нужно. Но не убедила. Наоборот, у меня появился целый ряд вопросов: зачем вообще нужны такие программы, с которыми не справляются ученики 2-4 классов? Кому это нужно? И не благодаря ли всему этому у детей пропадает всякий интерес к знаниям?
Ответов на них у меня пока нет.
Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет