Вы здесь

ПОКОРОБЛЕННОСТЬ + КРЫЛОВАТОСТЬ = ДУРАКОВАТОСТЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Тяжелый случай. На производстве погиб человек. 28 лет было Вадиму Абдул-Каримову, остались сиротами двое детей.

15 декабря, в 2 часа 49 минут погиб. То есть - глубокой ночью. Еще более удивительно, чем он занимался в это время. Демонтировал вместе с бригадой (сам - бригадир) рекламный щит на улице Ленина в Ставрополе, напротив Ботанического сада. Щитом его и придавило. Одни говорят, потому, мол, работали глубокой ночью, что в это время меньше движения по улице, и убирать конструкции с разделительного газона проезжей части именно глубокой ночью сподручнее. Другие, и этим я верю больше, потому, что днем хозяин щита не позволил бы. Устроил бы такую разборку, что не до работы было бы.

Понятно, заведено уголовное дело. Сейчас следствие устанавливает, кто и почему направил бригаду на работу в столь поздний час, по чьей вине грубо нарушена техника безопасности.

Но что бы там не выявило следствие, уже очевидно, что трагедия эта берет начало в кампании по переделу рынка наружной рекламы в Ставрополе.

Передел лакомого куска

Кампании скандальной, и затронувшей интересы многих и многих. Не зря же ее называют очередным черным переделом самого лакомого куска городского бизнеса.

Начата эта кампания чуть ли не год назад. Власти подсчитали: в городе свыше тысячи рекламных щитов размером три на шесть метров. Причем, установлены они порой в самых неподходящих местах. Закрывают обзор автомобилистам, портят архитектуру города, нарушается ГОСТ. Да и опасны: обычная картина, когда после сильного ветра щиты или наклонились, или даже упали. Мы уже не говорим о том, что обрывки рекламных текстов с них регулярно носит по проезжей части.

Самое забавное, вдруг выяснилось, что городская казна от этих рекламных конструкций реально почти ничего не имеет. От аренды земли под одним только двусторонним щитом казна должна получать 14 тысяч рублей в год. Значит, общая сумма доходов может превышать 14 миллионов рублей. А получает бюджет реально - чуть больше 2 миллионов в год. Недоимка на первое октября с.г. - свыше 8 миллионов рублей. Крупнейшие должники - ООО «Инвест групп» и ООО «Слав групп» должны казне соответственно по 4 и 3 миллиона рублей. Щитовое хозяйство, как правило, находится в руках монополистов. По 50, 100, а то и 400 конструкций за одним владельцем. И должники как раз известные в городе и не бедные люди. В том числе - и депутаты городской думы (коммунист В. Елькин и справедливоросс Д. Джанов), являющиеся хозяевами предприятий должников. С соответствующим административным ресурсом уклонения от платежей.

По этому вопросу заседает городская дума. Напряжение при обсуждении зашкаливает. В конце концов, принимается радикальное решение. Поскольку практически все щиты в настоящее время стоят на городских улицах незаконно - одни просто самостийно установлены, на другие срок аренды земельных участков истек, - их все надо и снести. А уже потом с помощью самых современных городских технологий определить, сколько и где иметь щитов, чтобы они и не мешали безопасному движению транспорта, и не раздражали горожан. И сдать затем на конкурсной основе эти, так сказать, научно-обоснованные места в аренду под рекламные конструкции тем, кто конкурс выиграет. И кто больше за место готов платить. Чем реально пополнить бюджет.

Городская дума приняла соответствующий документ. Постановили обязать всех снести незаконные конструкции. На снос бесхозных или тех, хозяева которых станут упираться, выделили почти три миллиона рублей из бюджета - по тридцать тысяч рублей за штуку. Объявили конкурс на право освоить эти деньги, чтобы, значит, и сэкономить в ходе торгов, и самого подготовленного к данной работе выявить.

Самое интересное, что ярым врагом этого решения оказалось управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю. Оно признало постановление думы незаконным, нарушающим права предпринимателей. Потребовались арбитражные суды, вплоть до Северо-Кавказского окружного, чтобы решение депутатов было названо вполне законным.

Как вы конкурс проведете...

Известное правило «Как вы лодку назовете, так она и поплывет» распространяется, похоже, и на сухопутные дела. Конкурс на освоение «сносных» трех миллионов с самого начала дурно попахивал.

Этот электронный аукцион ждали все - кампания-то шумная, потому и участников на него заявилось больше десятка. Да это и понятно: три миллиона рэ все же на кону, а дело пустяковое. По оценкам людей сведущих, срезать щит можно не более чем за шесть тысяч рублей. И это с маржой процентов 25 - 30. Значит, участники аукциона могли опуститься в ходе торгов именно до этой цифры. Какая бы экономия бюджету была! А тут - по тридцать тысяч выделяют. Заказчик - комитет городского хозяйства, конечно, в шоке от числа участников. Не исключаю, что заказчик уже присмотрел «своего» удобного подрядчика. Когда понял, что его «выбьют» - отменил аукцион. Без всякого объяснения. Экономить деньги бюджета явно не входило в его планы?

Новый, то есть уже второй аукцион был объявлен с сюрпризом. Техническое задание дополнено «требованием к характеристикам материалов». Такое ощущение, что сидели некие ушлые ребята и мучительно думали: как же написать такое, чтобы все нежелательные участники на нем споткнулись и отсеялись еще до торгов? И придумали: прописали, какими «функциональными характеристиками» (потребительскими свойствами) должны обладать материалы, используемые при демонтаже щитов.

Вам не приходилось видеть, читатель, как это делается? Просто, как белый день. Цепляется щит краном - ведь большое и тяжелое это сооружение, три на шесть метров, да еще и из металла, - затем режутся автогеном или «болгаркой» его опоры. И все, что срезано, грузится в автомобиль. И бетонное основание, на котором стояла конструкция, туда же. Оно или сборное, или монолитное. Основные материалы для резки - кислород с ацетиленом для газорезки или диски для «болгарки». Да еще топливо для машин. Основные механизмы - подъемный кран и грузовик. Нужны ли при этом строительные гвозди, битум, пиломатериалы, асфальтобетонная смесь, бетон тяжелый, раствор готовый, камни бортовые? В теории, может быть и нужны, поскольку теоретически предполагается приводить в образцовый порядок место, на котором стоял щит. Камни бордюрные подправить или доставить, асфальт положить. Или опалубку установить и бетоном залить. А может - и не нужны, щиты, как правило, стоят на газонах. Во всяком случае, это материалы не для основной работы, на которую и выделены миллионы. Лично я ни разу не видел, чтобы после демонтажа делалось что-либо заметное. В лучшем случае газон разровняют и решетку доварят, если щит ее прерывал.

Но именно эти, названные выше материалы, - «гвозди строительные», «битум», «пиломатериалы», «асфальтобетонная смесь», «бетон тяжелый», «раствор готовый», «камни бортовые» и были перечислены в «требовании». Причем с самыми подробными функциональными характеристиками. Основные материалы, которые используются для основной работы - для резки, не указаны, а вот вспомогательные, которые может быть и не понадобятся - тут как тут. Явно для того внесли их в техническое задание, чтобы изначально создать формальный повод для отказа в участии в нем нежелательного персонажа.

Участникам конкурса бы просто старательно переписать эти требования слово в слово, запятая в запятую. Что они будут использовать материалы именно с данными характеристиками. К примеру - «Гвозди строительные. Гвозди строительные требуются с конической головкой. Размеры строительных гвоздей должны соответствовать требованиям, мм: - Условный диаметр стержня d не менее 4,0; длина гвоздя L более 99; наименьший диаметр головки D менее 14,1; масса круглого гвоздя не более 96,200 г. Гвозди должны быть изготовлены круглого сечения из низкоуглеродистой стальной термически обработанной проволоки без покрытия нормальной и повышенной прочности...». И далее по тексту на целую машинописную страницу. Это все из ГОСТа. И только про гвозди.

Абсолютно ясно, что участники конкурса не сами эти гвозди изготавливают. Они в магазине или на базе их возьмут. Да и какая разница, в конце концов, чем скрепить опалубку: гвоздями или саморезами? Из проволоки или коваными? Так какого же рожна детально расписывать характеристики? Именно так подумали девять из одиннадцати участников конкурса и оказались не правы. Расписали подробно, слово в слово, запятая в запятую, похоже, лишь посвященные - ИП Я. Анаников и ООО «Национальная строительная компания» (Кстати, по выписке из ЕГРЮЛ Ананников фигурирует как аффилированное лицо, п.100). Их и допустили к конкурсу. Остальных отсеяли. Победителем стал ИП Я. Анаников, предложивший на торгах выполнение всей работы за 2 миллиона 960 тысяч 100 рублей. (Как тут не сказать, что не на пользу хитрость пошла. При выполнении конкурсного задания и погиб нанятый им работник). Второй участник ушел с торгов сразу после первого шага. Явно был подставным, ради того заявился, чтобы конкурс состоялся. Схема отработанная, хотя и явно жульническая.

Кстати, тому самому бригадиру, который погиб, ИП выплачивало по пять тысяч рублей за щит. Это зафиксировано договором. Тем самым подтверждена реальная цена работы. Да, о необходимости соблюдения техники безопасности при демонтаже конструкций в условиях конкурса сказано мельком. Хотя уж эту позицию надо бы расписать. Человек погиб от того, что щит сорвался с тросов. Но кто сказал, что разработчиками условий конкурса ставилась цель безопасной работы?

Антимонопольщики нарушения не видят

Понятное дело, рекламный бизнес возмущен бесцеремонным отсевом. Один из незадачливых участников аукциона ООО «Салон мебели Европа» пишет жалобу в управление ФАС по Ставропольскому краю. Вспомнил, что именно этот орган бился за права предпринимателей в кампании по переделу рекламного рынка.

УФАС рассматривает и... никаких нарушений не видит! Признает жалобу необоснованной. Тоже, выходит, в теме? Или просто устал воевать? Сейчас я процитирую аргументацию его решения, а вы, читатель, сами сделаете вывод. Там черным по белому написано: «В пункте 7.1 «Покоробленность (древесины - А.Е.) продольная по плати, крыловатость» и в пункте 7.2 «Покоробленность поперечная» таблицы нормы ограничения пороков ГОСТа нормы покоробленности устанавливаются для материалов с влажностью не более 22 процентов. При большей влажности эти нормы уменьшаются вдвое. Таким образом, указание в заявке ООО «Салон мебели Европа» стрелы прогиба в долях длины материала 0,4 процента применительно к покоробленности продольной, по плати, крыловатости и 2 процента в отношении покоробленности поперечной является предоставлением недостоверных сведений о товаре, используемом при выполнении работ (должно быть указано 0,2 и 1 процент соответственно)». А раз сведения недостоверные, то участник к конкурсу не допущен правильно, делает в дальнейшем вывод УФАС.

Кто-нибудь что-либо понял? Я - нет. Только догадываюсь. Не знаю, чувствовали ли подписывающие решение УФАС члены комиссии Г. Золина, И. Неботова и И. Лыков некую его дураковатость, но я лично почувствовал. Явно Ваньку валяли. Строили бы из этой древесины, к примеру, шхуну. Или, что еще лучше, мебель мастерили. Тогда бы и влажность имела значение, и покробленность с крыловатостью, как продольная, так и поперечная, играли бы важную роль. Но здесь же об опалубке для дорожного бордюра речь! Ее же всегда из бросовых материалов лепят! Она лишь форму бетону придает. Не знают об этом члены комиссии?

Наверняка знают. Не в лесу живут. Просто подыгрывают жуликам.

Репетиция большого хапка?

Если такие грубые нарушения только на стадии первого, самого простенького и относительно дешевого конкурса во всей этой кампании по наведению порядка на рынке наружной рекламы, то что же нас ждет дальше? Когда начнут разыгрываться на аукционах сами желанные места под рекламные конструкции? Какие еще ходы придумают ушлые ребята из комитета городского хозяйства?

Тем более, что этих самых мест на городских улицах предполагается выделить на первом этапе всего 400 штук. То есть, чуть ли не втрое меньше, чем было. Больше нельзя, потому что именно столько выявил тот самый научно-обоснованный подход, о котором говорилось выше.

Тут цена вопроса намного больше. Каждое место дает реально владельцу миллионы. За них и будет драка. Затраты - минимальные, только в момент изготовления и установления щита. Доход - из разряда того, о котором сказано: мы сидим, а денежки идут.

Опять заказчик, чтобы отдать места избранным, изобретет что-то вроде покоробленности с крыловатостью?

Главное, чтобы нашелся орган, который определит, что это дураковатость. И поломает ее решительно и бесповоротно.

Предприниматели же, готовые участвовать в конкурсе, убеждены, что если торги будут честными, то город получит десятки миллионов рублей.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.5 (11 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 16 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.